СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА: УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРГУМЕНТАЦИИ ."

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение выражать свое мнение с элементаим аргументации - это коммуникативное универсальное учебное действие, которое необходимо формировать на уроках иностранного языка, иначе на выходе мы не получим того результата, который требует от нас ФГОС. Но каким образом это нужно делать? Как создать на уроке коммуникацию на иностранном языке и потребность выразить свое мнение?

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА: УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРГУМЕНТАЦИИ ."»

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА: УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРГУМЕНТАЦИИ.

Юлия Геннадьевна Кузьмина

учитель немецкого языка

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Анашенская средняя общеобразовательная школа №1

Согласно требованиям к результатам ФГОС ООО в области «Иностранный язык» к окончанию 9 класса учащиеся должны достичь допорогового уровня иноязычной компетенции. По Европейской системе уровней владения иностранным языком – это уровень А2. Понятие иноязычная компетенция подразумевает под собой выполнение задач, связанных с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы; умение в простых выражениях рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни; выразить свое мнение в простых высказываниях в бытовых сферах. [4]

Умение выражать свое мнение с элементами аргументации – это коммуникативное универсальное учебное действие, которое необходимо формировать на уроках иностранного языка, иначе на выходе мы не получим того результата, которого от нас требует ФГОС. Но каким образом это нужно делать? Как создать на уроке коммуникацию на иностранном языке и потребность выразить свое мнение? Решение этого вопроса было найдено мной при чтении и анализе методической литературы авторов Е.И. Пассова, И.А. Зимней, В.Б. Блеляева, И.Л.Бим по теме «Коммуникативный метод в преподавании иностранных языков».

Главная цель коммуникативного метода обучения – формирование коммуникативной компетенции учащихся. В традиционной же методике преподавания ИЯ ведущая роль отдавалась грамматической компетенции – умению грамотно строить предложения, использовать и согласовывать времена, выполнять упражнения на отработку и закрепление правил. Сейчас грамматическая компетенция считается также важным, но далеко не единственным аспектом в обучении ИЯ.

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие аспекты:

- знание употребления, то есть, как, кем и когда язык используется для различных целей и функций;

-знание того, как меняется язык в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации и самих участников этой ситуации ( например, знание отличий формальной речи от неформальной, устной от письменной)

- умение создавать, читать и понимать тексты различного характера (рассказы, интервью, диалоги, доклады)

- умение поддерживать диалог даже при ограниченной лексической и грамматической базе

-умение уяснять и достигать общую коммуникативную цель.[5]

Коммуникативный метод развивает все языковые навыки – от устной и письменной речи до чтения и аудирования и «носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей.» (И.А.Зимняя, Г.А.Китайгородская). [1, с.159]

Теперь, когда основные идеи метода становятся ясны и приходит понимание, что они полностью соответствуют требованием стандарта: это работа над аспектами языка (произношением, лексикой и грамматикой), развитие всех необходимых речевых видов деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма), и как результат выход на коммуникацию и формирование коммуникативных УУД, возникает мысль о том, что стоит его попробовать на практике. Но какие именно упражнения способствуют формированию коммуникативной компетенции? И как ими пользоваться?

В рамках этого метода Е.И. Пассов выстраивает 2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.[2, с.233]

Условно-речевые или условно-коммуникативные упражнения – это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц.

Для речевых или коммуникативных упражнений характерно то, что при их выполнении учащиеся решают речевую или речемыслительную задачу.

Речь и мышление взаимосвязаны друг с другом, одно без другого невозможно. Мышление выполняет две функции: познавательную и коммуникативную. В процессе познавательной деятельности человек решает мыслительные задачи. Посредством познавательной, исследовательской деятельности находит что - то неизвестное для себя (новые знания).

В процессе коммуникативной деятельности, в общении человек решает коммуникативную задачу (например, как высказать свое мнение по определенной проблеме, возразить кому-либо или одобрить). Здесь требуется речевой поступок. Но чтобы совершить такой поступок, нужно подумать, что сказать, как преподнести ту или иную фразу, как отреагировать и стоит ли это вообще говорить в данный момент и т.д. Такая задача становится уже речемыслительной и используется при пересказе текста, описании картинок, лиц, предметов, для комментирования каких-либо событий, для высказывания собственной оценки и отношения к тому или иному факту. [2, с.233]

На данном этапе я заранее предвижу проблему языкового барьера. Она возникает у большого количества учащихся. Знаю, но сказать не могу или не вижу смысла. Что должно сподвигнуть ребят на высказывание?

Здесь очень важна формулировка задания. Оно должно быть построено таким образом, чтобы у учащихся возникло желание и потребность высказаться. Прокофьева Л.В. в своей статье приводит цитату И.С.Кона: «Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой». [3, с.41-45]

То есть, для того, чтобы организовать коммуникативную деятельность на уроке, начать его нужно не с тренировочных и условно-речевых упражнений подводящих к коммуникации, как мы привыкли ранее, а наоборот задать некую проблему, ситуацию, которая бы вы вызвала желание у учащихся желание говорить и обсуждать.

После, совместно учениками, можно обговорить, как в языковом плане оформить свои высказывания, мнения…Что нужно для того, чтобы обсудить этот вопрос или, возможно, это будет игра, тогда поиграть, но игра же коммуникативная и без высказывания здесь не обойтись? Здесь ребята могут выбрать тот набор лексики, который им необходим для решения данной речевой задачи, и увидеть какие грамматические трудности у них возникают, а может им необходима какая - то дополнительная информация по этой теме.. Вот здесь и должен развернуться весь урок, главной целью и результатом которого, будет высказывание своего мнения по волнующей всех в классе проблематике. Но это пока было идеей.

И для того, чтобы ее начать реализовывать, мне, как учителю необходимо сначала самому структурировать материал учебника, темы иным образом, так как в учебнике дается сначала блок лексики и его отработка, затем блок грамматики и т.д., а на говорение выделяется несколько уроков в конце темы.

На каждый урок в теме мной было подобрано коммуникативное задание (учебные речевые ситуации или коммуникативные игры) в рамках темы; к каждому заданию подобраны лексические единицы, которые понадобятся именно для решения данной речевой задачи, проанализирована грамматическая сторона речи, определено какие правила можно «ввести» через данное речевое задание, а также, при необходимости, подобраны учебные тексты для чтения и аудирования с целью поиска дополнительной информации по теме.

В описанном выше, можно увидеть некий универсальный способ действия, который поможет решить любую коммуникативную (речевую) задачу, который последствии и был выработан совместно с учениками:

  1. Уяснить общую коммуникативную цель

  2. Подобрать необходимые лексические единицы

  3. Изучить дополнительную информацию по теме (чтение и аудирование по теме)

  4. Обсудить, возникшие грамматические нюансы

  5. Построить высказывание

  6. Высказать свое мнение

После этого данная идея была апробирована мной в этом учебном году в 6 классе, который первым в нашей школе идет по ФГОС второго поколения. А в конце учебного года даны открытые уроки.

Приведу несколько примеров коммуникативных заданий, учебных речевых ситуации и коммуникативных игр, которые позволили мне достигнуть результатов в формировании коммуникативных УУД, а именно в формировании умения выражать свое мнение с элементами аргументации:

  1. Взгляните на иллюстрацию и предположите, о чем пойдет речь в тексте? Как вы думаете, что произойдет дальше?

Упражнение «Заполни пропуски». У учащихся имеются аналогичные тексты. Фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика. Недостаток информации нужно восполнить.( Как ты думаешь, что должно последовать дальше?/ Wie meinst\ denkst du, was geht weiter? Я думаю, что…/Ich denke/ meine, dass…).

  1. Коммуникативная игра «Какой это урок?» Учащиеся получают карточки с названием урока. Каждый ученик описывает, что они делают на этом уроке. Остальные отгадывают, выражают предположение: я предполагаю, что….; мне кажется, что…; возможно, это….; по моему мнению, это… ( Ich vermute, dass…; Mir scheint, dass…; Ich glaube, dass…; Wahrscheinlich /Vielleicht ist es… ; Ich meine, dass… ; Ich denke, dass…..; Meiner Meinung nach….).

Коммуникативная игра «Сломанные часы». Класс делится на две группы. У первой группы часы спешат на 10 минут. У второй отстают на 20 минут. Учитель называет правильное время, учащиеся то время, которое у них на часах. Используют структуры: мы думаем, что…; мы считаем, что…; по нашему мнению… (Wir glauben, dass…; Wir denken, dass…; Unserer Meinung nach… ).

  1. «Интервью». Ребята, мы с вами вернулись с новогодних каникул и не виделись целых две недели. За это время с нами произошло много всего интересного. Давайте поделимся своими впечатлениями об отдыхе! Поговорите со своими одноклассниками и выясните: что они делали 1 января, что интересного произошло на прошлой неделе, занимались ли они спортом и т.д. Разговаривая со своими друзьями, будьте вежливы: извинитесь за то, что вы прерываете их работу (беседу), попросите разрешения поговорить и задать им несколько вопросов; выразите свое мнение; в конце разговора поблагодарите их за ответы. Занесите данные беседы в таблицу и будьте готовы прокомментировать их и сделать выводы.

Как видно из приведенных примеров любая лексическая и грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных интересных для учащихся тем в ситуациях, приближенных к естественным и для формированиях коммуникативных УУД, и, в частности, для формирования умения выражать свое мнение.

При использовании коммуникативного метода обучения, в этом учебном году, в 6 классе, мною были достигнуты следующие результаты: при итоговой аттестации на конец года 100% учащихся смогли выразить свое мнение с элементами аргументации с опорой на образец и 66% учащихся без опоры на речевой образец. В следующем учебном году планирую продолжить работу в рамках коммуникативного метода обучения ИЯ.

Список используемой литературы

  1. Зимняя И.А. «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке». Москва, Просвещение, 1978 г., с.159, 285.

  2. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». Москва, Просвещение, 1991 г., с.223.

  3. Прокофьева Л.В. «Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению». Журнал «Иностранные языки в школе» №5/90 с.41-45

  4. https://mipt.ru/education/chair/foreign_languages/articles/european_levels.php

  5. www.wikipedia.org