СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "ОСОБЕННОСТИᅜ РАЗВИТИЯᅜ РЕЧИᅜ ДЕТЕЙᅜ Сᅜ ЛЕГКОЙᅜ СТЕПЕНЬЮᅜ НАРУШЕНИЯᅜ ИНТЕЛЛЕКТА"ᅜ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Особенности развития речи детей с легкой степенью нарушения интеллекта".

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ОСОБЕННОСТИᅜ РАЗВИТИЯᅜ РЕЧИᅜ ДЕТЕЙᅜ Сᅜ ЛЕГКОЙᅜ СТЕПЕНЬЮᅜ НАРУШЕНИЯᅜ ИНТЕЛЛЕКТА"ᅜ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА


Вᅟ настоящееᅟ времяᅟ наблюдаетсяᅟ тенденцияᅟ кᅟ увеличениюᅟ количестваᅟ детейᅟ дошкольногоᅟ возрастаᅟ сᅟ нарушениемᅟ интеллекта. Поᅟ даннымᅟ учёныхᅟ нашейᅟ страны, такиеᅟ детиᅟ составляютᅟ околоᅟ 2,5% отᅟ общейᅟ детскойᅟ популяции. Зарубежныеᅟ дефектологиᅟ указываютᅟ другие, болееᅟ высокиеᅟ проценты.

Речь, выступаяᅟ вᅟ своемᅟ функциональномᅟ предназначенииᅟ какᅟ средствоᅟ общения, служитᅟ иᅟ важнейшимᅟ инструментомᅟ социализацииᅟ дошкольниковᅟ сᅟ легкимᅟ нарушениемᅟ интеллекта. Поэтомуᅟ развитиеᅟ речиᅟ уᅟ такихᅟ детейᅟ являетсяᅟ однойᅟ изᅟ актуальныхᅟ проблемᅟ логопедииᅟ иᅟ олигофренопедагогики.

Анализᅟ литературныхᅟ данныхᅟ позволяетᅟ заключить, чтоᅟ приᅟ общемᅟ дляᅟ всехᅟ умственноᅟ отсталыхᅟ детейᅟ дефектеᅟ — нарушенииᅟ интеллектуальнойᅟ деятельностиᅟ — речевыеᅟ расстройстваᅟ характеризуютсяᅟ стойкостьюᅟ иᅟ требуютᅟ длительногоᅟ коррекционногоᅟ воздействияᅟ (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, X.С. Замский, М. Зееман, Г.А. Каше, А.Р. Лурия, З.А. Репина, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шифᅟ иᅟ т.д.).

Согласноᅟ взглядамᅟ отечественныхᅟ ученыхᅟ (Б.Гᅟ Ананьев, А.А. Бодалев, И.Аᅟ Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А. А. Петровская, Т.Нᅟ Ушакова, Р.Мᅟ Фрумкина) общениеᅟ являетсяᅟ однимᅟ изᅟ основныхᅟ условийᅟ развитияᅟ ребенкаᅟ дошкольногоᅟ возрастаᅟ сᅟ легкимᅟ нарушениемᅟ интеллекта, важнейшимᅟ компонентомᅟ формированияᅟ егоᅟ личности, наконец, ведущимᅟ видомᅟ человеческойᅟ деятельности, направленнымᅟ наᅟ познаниеᅟ иᅟ оценкуᅟ самогоᅟ себяᅟ черезᅟ посредствоᅟ другихᅟ людей. Реальностьᅟ иᅟ необходимостьᅟ общенияᅟ определенаᅟ совместнойᅟ деятельностью: чтобыᅟ житьᅟ людиᅟ вынужденыᅟ взаимодействовать, поэтомуᅟ сᅟ этойᅟ точкиᅟ зренияᅟ трудноᅟ переоценитьᅟ вкладᅟ компетентногоᅟ общенияᅟ вᅟ качествоᅟ человеческойᅟ жизни.

Особенностиᅟ психическогоᅟ развитияᅟ детейᅟ сᅟ легкимᅟ нарушениемᅟ интеллектаᅟ выражаютсяᅟ вᅟ нарушенииᅟ речевойᅟ деятельности, ограниченномᅟ представленииᅟ обᅟ окружающемᅟ мире, слабойᅟ потребностиᅟ вᅟ коммуникации, обусловливаяᅟ темᅟ самымᅟ качественноеᅟ своеобразиеᅟ процессаᅟ развитияᅟ речи, темпᅟ которогоᅟ уᅟ такихᅟ детейᅟ замедлен, аᅟ речеваяᅟ активностьᅟ недостаточнаᅟ из-заᅟ бедности, ограниченности, примитивностиᅟ словаря. Поэтомуᅟ естьᅟ всеᅟ основанияᅟ считать, чтоᅟ обеспечитьᅟ речевуюᅟ практику, такᅟ необходимуюᅟ детямᅟ даннойᅟ категории, должныᅟ оптимальныеᅟ иᅟ адекватныеᅟ условияᅟ дляᅟ спонтанногоᅟ развитияᅟ ихᅟ речевойᅟ деятельности.

Целью ᅟ исследования являлось изучение особенностей произносительной стороны речиᅟ детей старшего дошкольного возрастаᅟ сᅟ легкойᅟ степеньюᅟ нарушенияᅟ интеллекта...

Задачамиᅟ исследования были:

1. изучить особенности строения и моторики артикуляционного аппарата;

2. изучитьᅟ звукопроизносительную сторону речи, фонематический слух, сформированность слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Аленушка» города Белева Тульской области.

Для решения задач экспериментального исследования было сформировано 2 группы испытуемых по 5 человек в каждой, все испытуемые дети 6–7 лет. В 1 группу вошли 5 человек с легкой степенью нарушения интеллекта: 2 девочки и 3 мальчика, во вторую группу вошли 5 человек с нормальным психическим развитием: 3 девочки и 2 мальчика.

Таким образом, всего экспериментом было охвачено 10 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет.

За основу были взяты логопедические методики обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные И.Д.Коненковой, Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой, Т.Б..Филичевой, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, которые включают в себя 4 направления:

  1. обследование строения и моторики артикуляционного аппарата;

  2. изучение звукопроизносительной стороны речи;

  3. обследование фонематического слуха;

  4. изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Сравнивая результаты выполнения первого направления в двух группах испытуемых, мы обнаружили следующие особенности:

– уровень строения и моторики артикуляционного аппарата старших дошкольников с легкой степенью нарушения интеллекта ниже, чем у детей в норме;

– дети с легкой степенью нарушения интеллекта не с первого раза понимают инструкцию, что приводит к ошибкам выполнения упражнений, что в свою очередь приводит к оказанию педагогом дополнительной помощи детям;

– детям с легкой степенью нарушения интеллекта требовалась помощь взрослого, в то время как дети нормы справились с заданием самостоятельно;

– дети нормы были более активны, внимательны, проявляли интерес в выполнении задания, а дети с легкой степенью нарушения интеллекта отвлекались в ходе выполнения заданий, испытывали затруднения, были не очень заинтересованы.

После выполнения второго направления, можно сделать следующие выводы:

-уровень звукопроизношения детей с легкой степенью нарушения интеллекта ниже, чем у детей нормы;

-дети с легкой степенью нарушения интеллекта оказались более активны, проявляли интерес к выполнению задания;

- у испытуемых с нормальным психическим развитием концентрация внимания сохраняется более длительное время. Для них была характерна высокая мотивация.

В результате третьего направления, мы отметили следующие особенности:

- уровень фонематического слуха старших дошкольников с легкой степенью интеллекта ниже, чем у детей в норме;

– дети с легкой степенью нарушения интеллекта не с первого раза запоминают инструкцию, что приводит к ошибкам выполнения задания, что в свою очередь приводит к оказанию педагогом дополнительной помощи детям;

– детям с легкой степенью нарушения интеллекта требовалась помощь взрослого, в то время как дети нормы справились с заданием самостоятельно.

Сравнивая результаты последнего четвертого направления в двух группах испытуемых, мы обнаружили следующие особенности:

-– уровень сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов старших дошкольников с легкой степенью интеллекта ниже, чем у детей в норме.

Таким образом, анализ результатов нашего исследования позволяет сформировать следующий вывод: у детей с легким нарушением интеллекта уровень успешности произносительной стороны речи ниже, чем у детей с нормальным психическим развитием.

В ходе исследования было отмечено, что четвертый уровень развития речи у детей 1 группы был выявлен у одного ребенка, что составило 20 %. Третий уровень показали 2 ребенка, что составило 40%. Второй уровень развития речи показал 1ребенок – 20 %. И самый низкий первый уровень показал 1 ребенок – 20 %. Все дети с нормальный психическим развитием (2 группа) показали высокий результат – четвертый уровень успешности. Нами экспериментально было доказано, что уровень развития произносительной стороны речи детей с легкой степенью нарушения интеллекта явно отстает от развития речи детей с нормальным психическим развитием.

Таким образом, эксперимент показал количественные и качественные различия в группах испытуемых. Мы установили, что большая распространенность нарушений речи у детей с легкой степенью нарушения интеллекта вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи таких детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы: у них отмечается нарушения в строении и моторики артикуляционного аппарата, нарушения в звукопроизношении, недостаточная сформированность фонематического слуха, нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов.


Список литературы:

  1. Бережнаяᅟ О.Н. Развитиеᅟ речиᅟ старшегоᅟ дошкольникаᅟ какᅟ средствоᅟ социальнойᅟ адаптации. – М.: Кнорус, 2012. – 210ᅟ с.

  2. Алексееваᅟ М.М., Яшинаᅟ В.И. Методикаᅟ развитияᅟ речиᅟ иᅟ обученияᅟ родномуᅟ языкуᅟ дошкольников: Учебноеᅟ пособие. – М.: Академия, 2010. – 453ᅟ с.

  3. Аркинᅟ Е. А. Ребенокᅟ вᅟ дошкольныеᅟ годы. – М.: Проспект, 2010. – 219ᅟ с.