Развитие словаря старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр
Постепенно увеличивается количество дошкольников, страдающих нарушением интеллектуального развития. Данные, собранные отечественными учеными, установили, что такие дети составляют 2,5% от общего числа детей дошкольного возраста. Зарубежные дефектологи озвучивают более высокие числа.
Недоразвитие словарного запаса, страдающих задержкой психического развития (ЗПР) пагубно сказывается на успешности их обучения. На практике у таких детей прослеживается замедленный темп обучаемости, медленное обучение чтению и письму. При низком уровне развития лексики появляются существенные затруднения в общении.
Взаимосвязь затруднений в обучении с недостаточностью внимания к речевому развитию, в особенности, развитию словаря, отражена в трудах таких ученых как Т.А. Власов, Т.Н. Головин, Х.С. Замский, А.П. Иваненко, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Н.П. Савельев.
На сегодняшний день исследователи успешно доказали огромную роль именно дошкольного периода в процессе накапливания знаний и формирования словаря (словарного запаса). Лексическое построение речи дошкольников с ЗПР осуществляется при помощи познания мира предметов и окружающей действительности. Д.Б. Элькониным отмечена корреляция уровня речевого развития с общим интеллектуальным развитием, а так же с личностным развитием ребенка дошкольного возраста с ЗПР.
Процессы по формированию словарного запаса детей дошкольного возраста с ЗПР освящается в трудах многих исследователей. Природа слова и специфические особенности освоения лексики детьми раскрыты в трудах Е.И. Тихеевой, С.Г. Шевченко, Е.В. Мальцевой, М.С. Певзнера, А.П. Иваненко. Специфика усвоения слова как лексической системы и его связь со сходными лексическими единицами изучались Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Существенными особенностями развития психики детей с легкими интеллектуальными нарушениями являются нарушение речи, ограниченное представление о предметном мире, слабая потребность в коммуникации. Процесс развития речи достаточно своеобразен, он характеризуется замедленным темпом, недостаточностью речевой активности, примитивностью и ограниченностью словаря. Из всех этих факторов вытекает необходимость создания адекватных и оптимальных условий для спонтанного развития речевой деятельности дошкольников с ЗПР, обеспечение специальной речевой практики.
Необходимое условие при формировании словаря ребенка дошкольного возраста с ЗПР это выбор методов, приемов и форм проведения данной педагогической работы, которые были бы наиболее эффективными и целесообразными в данной ситуации.
В нашем исследовании мы решили использовать дидактические игры для развития словарного запаса детей.
Дидактическая игра – это игра обучающая, познавательная, направленная на углубление, расширение и систематизацию представлений детей об окружающей действительности, на воспитание познавательного интереса и развитие познавательных способностей.
Дидактические игры являются широко распространенным методом словарной работы с детьми. Игра представляет собой средство умственного воспитания. В процессе дидактической игры дети отражают окружающий мир, выявляют свои знания, делятся ими с партнерами по игре. Каждый вид игр оказывает на развитие детей по разное влияние. Самое важное значение имеет влияние именно дидактических игр, которые, содержав в себе, как обязательный элемент умственную задачу и познавательное содержание. Многократное участие в играх, обуславливает прочное усвоение ребенком знаний, которыми он может оперировать.
Целью исследования являлось изучение развития словаря старших дошкольников с ЗПР в процессе дидактических игр.
Задачами исследования были:
Выявить особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Составить и апробировать комплекс дидактических игр по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В исследовании участвовали 2 группы испытуемых по 5 человек в каждой, все испытуемые дети 6-7 лет. В 1 группу вошли 5 человек с задержкой психического развития: 2 девочки и 3 мальчика, во вторую группу вошли 5 человек с нормальным психическим развитием: 3 девочки и 2 мальчика.
Таким образом, всего экспериментом было охвачено 10 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет.
За основу была взята диагностическая методика обследования речи Волковой Г.А., которая в большей степени показывает уровень сформированности лексики.
Данная методика состоит из двух основных блоков, которые включают в себя задания, в количестве 11 штук. Они направлены на исследование пассивного словаря (3 задания) и активного словаря детей (8 заданий). Упражнения по ходу заданий имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.
После проведения методик можно сделать вывод: 80 % детей с нормальным психическим развитием имеют высокий уровень развития словаря, 20 % детей - на среднем уровне; 100% детей с ЗПР (все дети) имеют низкий уровень развития словаря.
Сравнивая результаты уровня словаря у детей двух групп, можно отметить следующие отличия:
– уровень развития словаря старших дошкольников с ЗПР гораздо ниже, чем у детей в норме;
– дети с ЗПР не с первого раза запоминают инструкцию, что приводит к ошибкам выполнения задания, что в свою очередь приводит к оказанию педагогом дополнительной помощи детям;
– детям с ЗПР требовалась помощь взрослого, в то время как дети нормы справились с заданием самостоятельно;
– дети нормы были более активны, внимательны, проявляли интерес в выполнении задания, а дети с ЗПР отвлекались в ходе выполнения методики, испытывали затруднения, были не очень заинтересованы.
На формирующем этапе мы подобрали комплекс, который предполагает реализацию 29 игр с периодичностью 3-раза в неделю во второй половине дня. Приблизительная длительность каждой игры 5-10 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений.
При проведении формирующего эксперимента осуществлялась опора на игровую деятельность как ведущую деятельность в старшем дошкольном возрасте, использовались игры, способствующие развитию словаря детей, а также высших психических функций. Перед проведением игр мы всегда старались создать положительный эмоциональный настрой, который бы поддерживался в течении игры.
На протяжении проведения игр, поддерживалась стимуляция общения. Этому способствовала четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных детям, красочные и разнообразные пособия. Проводилась большая работа по развитию и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета, действий предмета и его признаков.
Мы, исходя из состава, возраста и состояния речи детей, вводили свои задачи, расширяющие цель каждой конкретной дидактической игры. А в процессе дидактической игры, направленной на совершенствование речи детей, принимали непосредственное участие (степень нашего участия определялась речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносили необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряли всех детей, отмечали наиболее успешных и обещали в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
После проделанной нами работы был проведен контрольный срез с целью выявления эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. У детей данной категории изменился уровень развития словаря: 40% детей достигли среднего уровня, 60 % детей имеют низкий уровень развития словаря.
Можно отметить следующие изменения уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
– объем словаря старших дошкольников с ЗПР значительно повысился;
– детям с ЗПР не требовалась помощь взрослого по принятию и удержанию инструкции;
– в процессе выполнения у дошкольников с ЗПР признаки утомления были видны только в конце выполнения задания, они реже отвлекались на посторонние раздражители.
Выявленные особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития требуют дальнейшего коррекционного воздействия со стороны педагога-дефектолога, логопеда и родителей.
Список литературы:
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.
Шевченко С.Г. ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная пресса, 2005.
Эльконинᅟ Д.Б. Детскаяᅟ психология. – М.: Кнорус, 2011. – 458ᅟ с
6