СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Развитие словаря старших дошкольников ЗПР средствами дидактических игр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья написана по результатам исследования словаря детей с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Развитие словаря старших дошкольников ЗПР средствами дидактических игр"»



Развитие словаря старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр


Постепенно увеличивается количество дошкольников, страдающих нарушением интеллектуального развития. Данные, собранные отечественными учеными, установили, что такие дети составляют 2,5% от общего числа детей дошкольного возраста. Зарубежные дефектологи озвучивают более высокие числа.

Недоразвитие словарного запаса, страдающих задержкой психического развития (ЗПР) пагубно сказывается на успешности их обучения. На практике у таких детей прослеживается замедленный темп обучаемости, медленное обучение чтению и письму. При низком уровне развития лексики появляются существенные затруднения в общении.

Взаимосвязь затруднений в обучении с недостаточностью внимания к речевому развитию, в особенности, развитию словаря, отражена в трудах таких ученых как Т.А. Власов, Т.Н. Головин, Х.С. Замский, А.П. Иваненко, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Н.П. Савельев.

На сегодняшний день исследователи успешно доказали огромную роль именно дошкольного периода в процессе накапливания знаний и формирования словаря (словарного запаса). Лексическое построение речи дошкольников с ЗПР осуществляется при помощи познания мира предметов и окружающей действительности. Д.Б. Элькониным отмечена корреляция уровня речевого развития с общим интеллектуальным развитием, а так же с личностным развитием ребенка дошкольного возраста с ЗПР.

Процессы по формированию словарного запаса детей дошкольного возраста с ЗПР освящается в трудах многих исследователей. Природа слова и специфические особенности освоения лексики детьми раскрыты в трудах Е.И. Тихеевой, С.Г. Шевченко, Е.В. Мальцевой, М.С. Певзнера, А.П. Иваненко. Специфика усвоения слова как лексической системы и его связь со сходными лексическими единицами изучались Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Существенными особенностями развития психики детей с легкими интеллектуальными нарушениями являются нарушение речи, ограниченное представление о предметном мире, слабая потребность в коммуникации. Процесс развития речи достаточно своеобразен, он характеризуется замедленным темпом, недостаточностью речевой активности, примитивностью и ограниченностью словаря. Из всех этих факторов вытекает необходимость создания адекватных и оптимальных условий для спонтанного развития речевой деятельности дошкольников с ЗПР, обеспечение специальной речевой практики.

Необходимое условие при формировании словаря ребенка дошкольного возраста с ЗПР это выбор методов, приемов и форм проведения данной педагогической работы, которые были бы наиболее эффективными и целесообразными в данной ситуации.

В нашем исследовании мы решили использовать дидактические игры для развития словарного запаса детей.

Дидактическая игра – это игра обучающая, познавательная, направленная на углубление, расширение и систематизацию представлений детей об окружающей действительности, на воспитание познавательного интереса и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры являются широко распространенным методом словарной работы с детьми. Игра представляет собой средство умственного воспитания. В процессе дидактической игры дети отражают окружающий мир, выявляют свои знания, делятся ими с партнерами по игре. Каждый вид игр оказывает на развитие детей по разное влияние. Самое важное значение имеет влияние именно дидактических игр, которые, содержав в себе, как обязательный элемент умственную задачу и познавательное содержание. Многократное участие в играх, обуславливает прочное усвоение ребенком знаний, которыми он может оперировать.

Целью исследования являлось изучение развития словаря старших дошкольников с ЗПР в процессе дидактических игр.

Задачами исследования были:

  1. Выявить особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

  2. Составить и апробировать комплекс дидактических игр по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В исследовании участвовали 2 группы испытуемых по 5 человек в каждой, все испытуемые дети 6-7 лет. В 1 группу вошли 5 человек с задержкой психического развития: 2 девочки и 3 мальчика, во вторую группу вошли 5 человек с нормальным психическим развитием: 3 девочки и 2 мальчика.

Таким образом, всего экспериментом было охвачено 10 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет.

За основу была взята диагностическая методика обследования речи Волковой Г.А., которая в большей степени показывает уровень сформированности лексики.

Данная методика состоит из двух основных блоков, которые включают в себя задания, в количестве 11 штук. Они направлены на исследование пассивного словаря (3 задания) и активного словаря детей (8 заданий). Упражнения по ходу заданий имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.

После проведения методик можно сделать вывод: 80 % детей с нормальным психическим развитием имеют высокий уровень развития словаря, 20 % детей - на среднем уровне; 100% детей с ЗПР (все дети) имеют низкий уровень развития словаря.

Сравнивая результаты уровня словаря у детей двух групп, можно отметить следующие отличия:

– уровень развития словаря старших дошкольников с ЗПР гораздо ниже, чем у детей в норме;

– дети с ЗПР не с первого раза запоминают инструкцию, что приводит к ошибкам выполнения задания, что в свою очередь приводит к оказанию педагогом дополнительной помощи детям;

– детям с ЗПР требовалась помощь взрослого, в то время как дети нормы справились с заданием самостоятельно;

– дети нормы были более активны, внимательны, проявляли интерес в выполнении задания, а дети с ЗПР отвлекались в ходе выполнения методики, испытывали затруднения, были не очень заинтересованы.

На формирующем этапе мы подобрали комплекс, который предполагает реализацию 29 игр с периодичностью 3-раза в неделю во второй половине дня. Приблизительная длительность каждой игры 5-10 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений.

При проведении формирующего эксперимента осуществлялась опора на игровую деятельность как ведущую деятельность в старшем дошкольном возрасте, использовались игры, способствующие развитию словаря детей, а также высших психических функций. Перед проведением игр мы всегда старались создать положительный эмоциональный настрой, который бы поддерживался в течении игры.

На протяжении проведения игр, поддерживалась стимуляция общения. Этому способствовала четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных детям, красочные и разнообразные пособия. Проводилась большая работа по развитию и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета, действий предмета и его признаков.

Мы, исходя из состава, возраста и состояния речи детей, вводили свои задачи, расширяющие цель каждой конкретной дидактической игры. А в процессе дидактической игры, направленной на совершенствование речи детей, принимали непосредственное участие (степень нашего участия определялась речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносили необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряли всех детей, отмечали наиболее успешных и обещали в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

После проделанной нами работы был проведен контрольный срез с целью выявления эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. У детей данной категории изменился уровень развития словаря: 40% детей достигли среднего уровня, 60 % детей имеют низкий уровень развития словаря.

Можно отметить следующие изменения уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:

– объем словаря старших дошкольников с ЗПР значительно повысился;

– детям с ЗПР не требовалась помощь взрослого по принятию и удержанию инструкции;

– в процессе выполнения у дошкольников с ЗПР признаки утомления были видны только в конце выполнения задания, они реже отвлекались на посторонние раздражители.

Выявленные особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития требуют дальнейшего коррекционного воздействия со стороны педагога-дефектолога, логопеда и родителей.

Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002 

  3. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.

  4. Шевченко С.Г. ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная пресса, 2005.

  5. Эльконинᅟ Д.Б. Детскаяᅟ психология. – М.: Кнорус, 2011. – 458ᅟ с

6