СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему : Самостоятельная работа, как условие успешного усвоения знаний природоведческого характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности. Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирования у них рациональных приемов умственных действий.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему : Самостоятельная работа, как условие успешного усвоения знаний природоведческого характера.»

Самостоятельная работа, как условие успешного усвоения знаний природоведческого характера.

О.Н. Макеева

Эффективным средством развития познавательных умений школьников, позволяющих сформировать у них самостоятельность в процессе обучения, выступает самостоятельная работа, представляющая собой главный резерв развития познавательной деятельности.

Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности. Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирования у них рациональных приемов умственных действий.

В процессе выполнения самостоятельных работ школьники приобретают более конкретные, осознанные знания, умения и навыки; учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, делать первичные обобщения и самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

На уроках «Окружающего мира» в школе возможны организация и проведение различных видов самостоятельных работ.

Пидкасистый П.И. выделяет четыре типа самостоятельных работ:

а) самостоятельные работы по образцу;

б) реконструктивные самостоятельные работы;

в) вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки;

г) творческие работы.

Самостоятельная работа по образцу не выходит за рамки воспроизводящей деятельности. В процессе выполнения таких работ проявляется подражательная самостоятельность школьников.

К таким видам работ можно отнести: работу с текстом учебника, научно-популярной литературой.

Например, учащимся предлагается поработать дома с текстом «Превращение водяного пара». На уроке они должны ответить на вопрос: «Какое значение имеют водяные пары в природе?», используя знания, полученные из текста.

При изучении свойств воды в различных состояниях, ученики делают таблицу в классе, а работают с таблицей дома, часть ее они заполняют дома, а часть в классе, под руководством учителя после показа опыта, они в таблице фиксируют свойства воды в газообразном состоянии.

Вывод содержится в посылках самой задачи, на основе которых его надо лишь выявить и представить в развернутом типе, и от учеников не требуется реконструкции воспроизводящего материала.

Реконструктивные самостоятельные работы характеризуются тем, что на этом уровне в учебной деятельности ученика интеллектуальные и практические действия позволяют преобразовывать структуру учебных текстов, на основе имеющегося опыта решения задач. На основе опыта ученик может осмыслить внутреннюю структуру материала, дать описание действий с объектами изучения, анализировать и предусматривать результат этих действий. В самом задании обязательно сообщается идея или принцип решения, а ученику необходимо развивать ее в конкретный способ решения применительно к условиям задания. Отличительная особенность этого типа работ состоит в том, что в ходе их выполнения в деятельности ученика отмечается изменение принципа решения в конкретный способ или способы.

К самостоятельным работам такого типа можно отнести работу с текстом, в котором пропущены слова. Например, после изучения темы: «Органы цветковых растений», учащимся предлагается задание - вставь в текст пропущенные слова:

«Большинство растений размножаются ____.

Плоды с семенами образуются на месте____ после ______.

Они распространяются с помощью ____,____,______.»

К этому виду можно отнести работы на заполнение различных таблиц. Например, учащиеся после изучения групп растений заполняют таблицу такого содержания.

Группы растений

Признаки групп

Травы


Кустарники


Деревья


К такому виду самостоятельных работ можно отнести составление разнообразных цепей питания, соотнесение родового понятия с видовым. Например, при изучении групп животных по способу питания учащиеся выполняли задание на соединение групп животных и видов, к ним относящихся.

Растительноядные ласточка, еж,

Насекомоядные лось, заяц, лесная мышь

Чтобы успешно выполнить задания данного вида ученику необходимо проанализировать пути решения и выбрать наиболее рациональный.

Вариативные самостоятельные работы. При выполнении работ данного типа:

а) ученик привлекает к решению задач элементы своего опыта, знания используются в новом виде, поэтому возникает продуктивный процесс получения новой информации. На уроке идет накопление нового опыта деятельности на уровне овладения элементарными методами исследования. Закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг родственных дисциплин.

б) познавательная активность и самостоятельность выражается в проводимых учеником обобщениях при анализе проблемной ситуации, в отделении существенного от не существенного и нахождении способа решения в рамках решения задачи, т.е. сводится к актуализации усвоенных знаний и преобразующему воспроизведению известных способов решения.

Этот тип самостоятельной деятельности называют поисковым или эвристическим. Она побуждает учеников к активному осмыслению материала, поиску вариативных решений учебной задачи, самостоятельному выполнению логических операций. Это один из трудных видов самостоятельной деятельности, поэтому лучше всего организовать ее не ранее второго полугодия второго класса.

Например, при изучении темы «Растворимые и нерастворимые вещества» после знакомства со способностью воды растворять различные вещества, можно предложить ответить на вопрос «Где в быту используется это свойство?» для ответа на данный вопрос учащиеся должны усвоить, что не все вещества растворяются в воде.

Самостоятельные работы вариативного типа стимулируют познавательные и практические действия по применению ранее усвоенных знаний, что стимулирует учащихся к поиску дополнительной информации. Тем самым знания углубляются, а сфера применения расширяется, и мышление ученика достигает уровня продуктивной деятельности.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности ученика проявляется в ходе выполнения им творческих самостоятельных работ. Эти работы предполагаются уже непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний. Задания должны стимулировать к постановке проблемных ситуаций, которые на уроке можно создавать разными способами:

а) путем предъявления таких условий, анализируя которые ученик должен понять и сформулировать содержащиеся в них проблемы;

б) путем четкой постановки проблемы самим учителем;

в) путем постановки четко обозначенной проблемы. В ходе поиска решения ученик должен самостоятельно выявить новую, дополнительную проблему;

г) путем постановки задачи, в ходе решения которой ученик самостоятельно обнаруживает новую проблему, которая не предусматривалась.

Деятельность ученика будет носить поисковый характер, для выполнения таких заданий требуется самостоятельная деятельность. В результате ученик находит оригинальное решение учебной задачи. Продукты творческой деятельности – это собственные мысли, оценки, новая интерпретация фактов.

Самая высокая степень творческой самостоятельности – это умение выделить и сформулировать проблему в заданной ситуации, поставить новую проблему и разработать план ее решения, определить пути поиска решения, построить гипотезу этого решения.

Различная степень сложности предлагаемых заданий дает возможность учителю осуществить дифференцированный подход к учащимся; использовать различные формы организации самостоятельных работ (фронтальная, групповая, индивидуальная). Некоторые из предложенных самостоятельных работ могут быть использованы в качестве дополнительных домашних заданий.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний по предмету, на развитие познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

При систематической организации самостоятельной работы по предмету у учеников вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени сложности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, где самостоятельная работа проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Итак, правильно организованное использование различных видов самостоятельных работ на уроках в начальной школе должно стать необходимым условием организации учебной деятельности младших школьников, которое позволит развивать и совершенствовать познавательную деятельность учеников и формировать положительную мотивацию к самостоятельному усвоению знаний природоведческого характера, пониманию детьми явлений и фактов природы. Данное обстоятельство будет иметь важное значение при переходе учеников на следующую ступень обучения. Проведенное исследование позволило убедиться в этом. В экспериментальном классе уровень сформированных понятий младших школьников повысился на 20%, в контрольном классе на 2%.

Список литературы

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./под ред Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2010.

  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теорет. – экспериментальные исследования. – М.: Педагогика, 1980

  3. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся.// Начальная школа,2008, №2