СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему:"Семья и школа как первичные агенты социализации школьника"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация - трудоемкий процесс формирования определенных качеств (свойств) личности человека, благодоря которым он становится всесторонне развитой личностью.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:"Семья и школа как первичные агенты социализации школьника"»

С первых дней своего существования каждый человек окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений выступает социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становиться всесторонне развитой личностью.

Важнейшую роль в том, каким вырастет ребенок, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь, этих людей принято называть агентами социализации. Выделяют «агентов первичной социализации» и «агентов вторичной социализации»:

1) Агентом первичной социализации – выступает семья (отец, мать, дедушка или бабушка).

2) Агентом вторичной социализации – выступает школа.

Рассмотрим семью как первичный агент социализации учащихся. Семья, под каким бы «углом зрения» ее ни рассматривали, многослойное социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы

По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к общественным (социальным) ценностям и ролям. Эффективность семьи как института способствующего становлению личности школьника определяется следующими факторами:

  1. Нравственно-психологическим микроклиматом в семье;

  2. Материальным и социальным статусом;

  3. Степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери – с другой;

  4. Ролью отца и матери в общении с детьми;

  5. Структурой и составом семьи.

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок бытового уклада и даже профессиональных предпочтений.

Выполнение семьей функции воспитания молодого поколения может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Накапливая социальный опыт, который непосредственным образом предоставляется только в семье, школьник формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я».

Роль семьи неизмерима высока. Семья это арена, где происходит созидание человеческой личности, ее становление, развитие и самоопределение. Таким образом, семья выступает как первичный агент социализации школьников.

Проблема социализации школьников (формирование социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений у детей) особо остро стоит на данном этапе развития общества. Школа выступает для учащихся базовой моделью социального мира. В одних ситуациях она воспроизводит социальные процессы, как бы идет за ними, откликаясь на происходящие изменения в содержании собственной жизни, в других сама становится фактором оказываемого на общество влияния, заставляет его институты и подсистемы реагировать на трансформации школьного образования.

Школа основной институт общего образования. Это самый массовый из всех образовательных институтов. В него включен в качестве основного действующего лица каждый седьмой житель России. Школа – это ядро всей системы образования с точки зрения выполняемых ею функций, важнейшая сфера социализации личности ребенка, его обучения, воспитания и развития.

Человек проводит в школе значительную и едва не самую плодотворную в плане формирования личности часть жизни.

Школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения).

Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в тоже время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. В школе учащийся получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе.

Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать учащемуся ощущение партнерства принимать участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности школьника, но и его социальную зрелость, и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

Образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.

Для школьников очень важно позитивное внимание, особенно со стороны учителя. И, основано оно должно, быть на уважении. Ученики чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у учащихся. Кроме учителя, на ученика оказывает влияние и сам школьный коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании учащийся может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения.

Школа получает учащегося из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой и жизнь школы – часто является продолжением общественной жизни. В период обучения в школе ученик проходит не только этапы взросления от ребенка, подростка до юноши, получает первые систематизированные правовые знания, начинает соотносить их с изменяющимся уже в стенах этого учебного заведения собственным социальным и правовым статусом, осознавать свои гражданские права и обязанности.

Определяя место школы в процессе социализации учащихся, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт и агент вторичной социализации, воздействующий на развитие личности молодого поколения.

К сожалению как показывает опыт работы, произошло ослабление воспитательного влияния на детей со стороны семьи, родителей, чьи ценностные системы в значительной степени разрушены в результате происходящих в обществе и общественном сознании перемен. Ребенок приходит в школу с несформированными элементарными ценностями, нравственными установками, которые должны закладываться в семье. Школе помимо своих основных функций приходится формировать и ту основу, которую, к сожалению, не заложила в ребенке семья. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что именно школа выступает для ребенка агентом первичной социализации, нежели семья. Но только тесное сотрудничество семьи и школы поможет развить в школьнике социально нравственную личность во всех отношениях.

2