СЕМЬЯ – ЭТО КРИСТАЛЛ ОБЩЕСТВА
В.Гюго
Как и все живое на земле, мы приходим в этот мир, чтобы остаться здесь навека. Даже камни, поднимаясь из недр земли, вырастают в величественные горные хребты, тем самым придавая другой облик планете. Мы же остаемся в нашем продолжении – в наших детях, с повлением которых наша жизнь преображается, в них мы видим наше прошлое, настоящее и будущее.
Сегодня образование и воспитание реализуются в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. От прежнего строя наше общество унаследовало убеждение, что образование и воспитание детей – это прерогатива государства. Жизнь убедительно доказывает нам ошибочность такой позиции.
Ведь именно семья, в которой растет ребенок, в первую очередь, формирует его нравственные ценности, стремление к знаниям, творчеству. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы
является залогом успешной социализации личности. Причем семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В Казахстане проживают более 5 миллионов детей, а это составляет третью часть всего населения страны, в 8095 школах обучаются более 3-х миллионов учащихся. Каждый из этих детей имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны родителей, государства и общества, создание им доброжелательной среды. Однако в последние годы, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Такое положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду». В деле воспитания подрастающего поколения участвует широкий круг государственных органов, общественных организаций, граждан, но главная, определяющая роль отводится семье, родителям. Включение в современный воспитательный процесс новых категорий педагогов – школьных психологов, социальных педагогов ставит проблемы, с одной стороны, их взаимодействия, а с другой – определения своего собственного места и роли среди них.