СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для учителей русского языка и литературы. В статье речь идёт о различных видах и формах внеклассной работы, позволяющих активизировать познавательную активность учащихся.  

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку"»

Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку




Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме.


В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
- привить любовь к русскому языку;
- повысить общую языковую культуру.


Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, готовить наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.


Виды и формы внеклассной работы по русскому языку

Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, журналы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
    - эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).



Методы и приемы внеклассной работы по русскому языку

Цели и задачи внеклассной работы средней школы определяют выбор методов и приемов работы, ставящих ученика в позицию активного участника: решение познавательных задач, поисковые задания, рассчитанные на продолжительное время, самостоятельный подбор материалов по теме и последующее публичное выступление, занимательный материал…

Вопрос о методах и приемах обучения рассматривается применительно к урокам. На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Например, если говорить о таком методе, как “слово учителя” (сообщение, рассказ, лекция, доклад), то он широко используется на внеклассных занятиях. Однако, это не обязательно слово учителя, это может быть лекция или сообщение приглашенного специалиста, это может быть и сообщение (доклад) ученика по какой-либо заданной учителем теме. На внеклассных занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздники, вечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика.

Если на уроках русского языка используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях дети учатся работать с научно-популярной литературой. Они составляют план, тезисы, пишут рефераты, доклады. Таким образом, используются те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.

Широко используется метод наблюдения над языком, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях используются познавательные задачи.


Разновидности познавательных задач:


1) обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения);
2) тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи);
3) поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи).

Очевидно, что занимательность способна вызвать интерес к изучению русского языка. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Игры обязательно должны быть доступны детям. Все ли внеклассные занятия должны быть занимательными? Нет. Конечно, занимательным, интригующим может быть начало или отдельные этапы.

Для развития творческих способностей учащихся в 5–7-х классах можно использовать дидактические игры: игры-задачи, игры-инсценировки, игры-загадки. Содержание дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки учащихся.


Игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и орфографические лото, домино.

Игры-соревнования. Их девизы: “Кто быстрее?”, “Кто больше?” (на выполнение такой работы дается задание и отводится определенное время). Например: кто быстрее и кто больше составит слов с суффиксом – -от- ?

Игры-инсценировки. Учащиеся могут самостоятельно составить сказку, басню на определенную тему, а затем сыграть их по ролям.

Игры-загадки. К ним относятся метаграммы, например:

Когда я с “д”, меня сорвут,
Когда я с “г” на мне плывут. (Плод-плот).

Логогрифы – это загадка, по условиям которой из заданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или буквы, слога) получается новое слово. Логогрифы могут быть стихотворными и прозаическими. Например, целое слово – часть дерева, без одной буквы река, без двух местоимение, без трех предлог (крона – рона – она – на).

Шарада – эта загадка, в которой учащиеся отгадывают слово по частям, например:

Корнем с “дорогой” роднится,
В “сборе” приставка таится.
Суффикс – как в слове "дневник".
Целым же в космос проник. (Спутник).

Анаграммы – это особый вид шарад. Задача – из данного слова создать другое, с тем же набором букв, слогов: марш – шрам, руда – удар, рост – сорт.

Кроссворды и чайнворды. Эти виды использую для систематизации и углубления словарной работы.

Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов.

Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков.











































Внеклассное мероприятие на тему: "Любители русского языка"

Цель мероприятия:

  1. закрепить полученные знания учащихся по лексике;

  2. совершенствовать навыки работы со словарём, справочной литературой;

  3. воспитывать интерес к слову, книге с целью обогащения словарного запаса учащихся.


Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками.

И.Тургенев

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен

А.Куприн


I.Организационный момент


Учитель: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.Уважаемые любители русского языка! На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.


II.Основная часть.


1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет. (Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки? (Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно? (Неправильно).

 4.Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт), Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие), Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).



7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна. (Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1.

 

 

2.

 

 

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

2. Рот.

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

- ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.


13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли? (Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете. (Колос, голос, волос).

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

- Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

- Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы? Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент. (Фара – арфа).


23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.


1) МЕ (…) ОЛАД (шок) 2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос) 4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол) 6) ГА(…) АРОНЫ (мак)



III.Подведение итогов











I

II

II