Направления тем итогового сочинения 2015 года. О чем говорить с выпускниками?
Выпускное сочинение прошлого года объективно продемонстрировало, что выпускники школ не умеют четко формулировать свои мысли, не видят ключевых слов в предложенных экзаменационных темах. Если бы не «мягкость» критериев проверки, картина бы была более чем удручающей. На научно-практической конференции в РАО «Сочинение на современном этапе развития системы образования в РФ» велось горячее обсуждение новой формы экзамена. Педагогическая общественность России высказала следующие предложения:
Работа с текстом должна проводиться на уроках всех предметов школьной программы, чтобы тяжесть подготовки не ложилась только на плечи преподавателей русского языка и литературы;
Сочинение может быть написано в любом жанре, в качестве литературного материала может быть в равной мере использованы произведения русской и зарубежной художественной литературы, научно-популярные и публицистические произведения;
Формулировка направлений тем должна давать выпускнику простор для выражения мыслей, а не загонять его в «область шаблонов».
По итогам конференции было принято обращение к группе разработчиков направлений тем итогового экзаменационного сочинения, результаты которого мы и видим сегодня. Предложенные в 2015 году направления тем максимально обобщены, что, с одной стороны, дает выпускнику «свободу для выражения мыслей», а, с другой стороны, очень осложняет процесс подготовки к экзаменационному сочинению для педагогов.
Давайте попытаемся вместе порассуждать, о чем говорить с выпускниками 2016 года и в «каком направлении работать по каждому направлению».
ВРЕМЯ
1)Человек и время. Здесь следует поразмышлять о значении времени для человека. Человек управляет временем или время человеком? Как время может изменить человека? Время физическое, которое отмеряет часы и дни жизни человека, и время ментальное, которое требуется нам, чтобы осознать себя и свое место в мире. Жизнь человека лишь миг в истории человечества.
Произведения для литературной аргументации: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон», Д. Гранин «Зубр».
2)Время рассказать о человеке. Литература – это единственный источник бессмертия. Она позволяет рассказать о человеке, для каждого героя должно прийти свое время. Каждый герой – лик своего времени, и , знакомясь с ним, мы можем рассуждать о днях давно минувших или по- новому взглянуть на современную действительность.
Произведения для литературной аргументации: Д. Гранин «Зубр», С.Рыбас и Л.Тараканова «Забытый исполин. Петр Столыпин».
3)Герой своего времени. Герои времени – это люди, определившие лицо своей эпохи. Они могут быть симпатичны нам, как Евгений Базаров, или вызывать отвращение , как Николай Ставрогин.
Если говорить о герое современности, тут важно помнить,что это не только те из нас, кто совершил подвиг, это не только легендарные личности, но и обыкновенные люди, чьим девизом в жизни стали слова поэта: «Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, мое святое воинство!»
Произведения для литературной аргументации: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.С. Тургенев «Отцы и дети»И.Курамшина «Эквивалент счастья», «Сыновний долг».
4) Время взросления (Время испытаний). Подлинная зрелость наступает в результате прохождения человеком жизненных испытаний . Именно в них человек познает себя и свою сущность. Иногда взросление человека приходится на пору испытаний. Кого-то время испытывает на прочность огнём снарядов, выбором между родной землёй, тёплым домом и спасением жизни детей. Кого-то время испытывает на зоркость сердца, верность святой памяти. Кого -то время испытывает на человечность, милосердие и способность сопереживать, сочувствовать и протягивать руку помощи тем, кто рядом с нами оказался в беде.
Произведения для литературной аргументации: В. Некрасов «В окопах Сталинграда», К. Воробьев «Это мы, Господи», Б.Екимов «Ночь исцеления», В. Распутин «Прощание с Матерой».
5) Писатель- судья своего времени. Писатель, изображая в своих произведениях эпоху, зачастую выносит ей приговор, осуждая действия властей, безразличие общества.
Произведения для литературной аргументации: А.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», И.Тургенев «Записки охотника», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», А.Ахматова «Реквием».
6) «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С.Кушнер). Слова поэта напоминают о том, что жаловаться на время, в которое живешь, не имеет смысла. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.
Произведения для литературной аргументации: А.Т. Твардовский «По праву памяти», А. А. Ахматова «Реквием».
ДОМ.
Дом – место сохранения духовных, нравственных, культурных традиций. Традиции – это то, что, переходя от одного поколения к другому. Сохраняются они в доме, в семье. Дом – это не только жилое пространство, но и центр всей жизни.
Произведения для литературной аргументации: Л.Н.Толстой «Война и мир», И.Шмелев «Лето Господне».
Дом как мечта о счастье. Многие, мечтая о счастье, думают о доме. Имеют в виду не только само строение, вещи, а атмосферу своей «крепости». «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- говорил Лев Николаевич Толстой. И, действительно, ни одно из благ, имеющихся у человека, и богатого, и здорового, и красивого, не заменит ему того счастья, которое ощущается у его домашнего очага.
Произведения для литературной аргументации: Н.Г. Чернышевский «Что делать», Л.Н.Толстой «Война и мир».
Потеря дома – крушение нравственных идеалов. Чтобы ощущать себя счастливым, человек должен быть «в себе», иметь свой дом ( уголок), жить на родной земле. Имея эти три "дома", человек обретает уверенность в жизни, глубоко пускает корни, бережет и украшает землю, на которой он живет. А когда людей лишают их родного дома, рушатся их нравственные идеалы. Надо ли разорять родной край, уничтожать старое, нарушать законы общества и природы, чтобы создать новое – вот вопросы, которые волнуют российских писателей.
Произведения для литературной аргументации: В.Распутин «Пожар», «Прощание с Матерой», А.Калинин «Запретная зона».
Дом – это Родина. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, к дому, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила человека судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая родина. Малые родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывае, гордость, восхищение.
Родительский дом- начало начал. Взрослея, мы создаем свои семьи, живем своей жизнью с ее насущными проблемами. Как часто мы забываем о том месте на земле, где нас всегда ждут. Однажды родная земля голосом матери позовет домой. И ты ощутишь снова необыкновенное счастье «возвращения к себе» настоящему и беззаботному. Главное, чтобы не было слишком поздно…
Произведения для литературной аргументации: А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Притча о блудном сыне, К.Г. Паустовский «Телеграмма», стихотворения русских поэтов, Е.Карпов «Меня зовут Иваном».
Дом – островок в хаосе исторических событий, пристанище уставшей души. Старый мир рушится, и литературные герои, как и обычные люди, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую судьбу. Именно дом, семья в это время символизирует те духовные, нравственные идеалы, которые становятся для людей опорой.
Произведения для литературной аргументации: М.А.Булгаков «Белая гвардия», М.А.Шолохов «Тихий Дон», Е.Замятин «Мы».
Дом – памятник человеку. В этой теме стоит порассуждать о домах-музеях, впитавших в себя память о жизни и творчестве людей, оказавших значительное влияние на развитие русского государства, русской культуры и науки; о том, каково значение этих памятников в жизни обычного человека.
Произведения для литературной аргументации: П. Е.Селегей «Домик Лермонтова», А. Поповкин «Ясная Поляна»
3.ПУТЬ.
1)Жизненный путь. Человек постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю, историю, историю исканий, ошибок, принятия ключевых решений. В данной подтеме может идти речь как о жизненном пути писателя или другого выдающегося человека, так и о истории становления литературного героя или даже целого типа в литературе.
Произведения для литературной аргументации: Л.Н. Толстой «Война и мир», А.Н. Толстой «Петр Первый»,И.С. Тургенев «Отцы и дети».
2)Путь познания. Вся жизнь человека буквально с самого рождения - это познание мира очень эффективными методами. Все, что он делает, тут же оценивается по результату, осознанно, но неизмеримо чаще - бессознательно. Не всегда выводы очевидны, они бывают спорными, но из этого состоит жизнь человека.
Произведения для литературной аргументации: Л.Н. Толстой «Война и мир», Д. Гранин «Иду на грозу», В. Дудинцев «Белые одежды».
3)Путь к себе. Познание себя – одна из самых трудных вещей на свете. Жить в согласии с собой, понимая свое предназначение в этом мире, не боясь пересудов, уважая себя и других, - такого состояния способны достичь лишь единицы. И все-таки жизнь каждого человека – бесконечный путь к себе.
Произведения для литературной аргументации: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.А. Шолохов «Тихий Дон», В. Дудинцев «Белые одежды».
4) Долгий путь домой. Тему можно раскрывать в нескольких аспектах. Первый – это рассказ о человеке, который возвращается домой с войны или из плена. Второй – возвращение домой «блудных детей».
Произведения для литературной аргументации: М.Шолохов «Судьба человека», А.Платонов «Возвращение», «Притча о блудном сыне» (Из Библии», К.Паустовский «Телеграмма», Л. Куликова «Свиделись».
5) Дорога чести. Л.Н.Толстой считал, «…чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость».
Идти дорогой чести гораздо лучше, чем жить во лжи. И если принимать неэтичные решения намного проще и быстрее, то, как правило, рано или поздно за этим следует расплата.
Произведения для литературной аргументации: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н.Толстой «Война и мир», Д.Гранин «Зубр», В.Дудинцев «Белые одежды».
6) «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н.А. Некрасов). Сила русского народа в его духовности приверженности христианству, православным ценностям. Народ без веры и идеалов никогда не сможет стать сильным. Сила его и в том, что в минуту суровых испытаний все граждане страны, как один, поднимаются на защиту любимой Родины. У такого народа впереди широкий путь достижений и побед.
Произведения для литературной аргументации: Н.А. Некрасов «Железная дорога», Л.Н. Толстой «Война и мир», К. Симонов «Солдатами не рождаются», Н. Тихонов «Поединок , Ю. Коротков «9 рота».
7)Путь верности природе. Поэт В. Каратаев произнес: «Будь всюду верным Природе своей!». Не каждый из нас сознает правоту этих строк. Вот и стоим на грани пропасти, ненасытные потребители, истребители красоты земной, пасынки Природы. Те, кто этого не осознаёт, похожи на пирующих во время чумы. Всем нам пора вспомнить о своих истоках. Об этом много говорили и продолжают говорить писатели.
Произведения для литературной аргументации: В.Распутин «Пожар», "Прощание с Матерой", В. Шукшин "Солнце, старик и девушка, А. Платонов «Песчаная учительница», С. Горева «Старые вишни».
4.ЛЮБОВЬ. Это направление является самым «популярным и востребованным». Любовь многолика, поэтому это направление включает в себя тематику других, уже рассмотренных ранее. В контексте этого направления можно говорить о любви к Родине, природе, матери, отчему дому…О любви выпускники пишут, как правило, охотно и много. Поэтому обратим внимание лишь на несколько возможных тематических блоков.
1) Всегда ли любовь делает человека счастливым? Любовь — это святое чувство, заключающееся в глубокой привязанности к другому человеку. Всегда считалось, что любовь делает человека счастливым. А если она не взаимная, безответная, то любовь может ранить в самое сердце и даже убить. Об этом не раз писали русские и зарубежные классики.
Произведения для литературной аргументации: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», И.А. Бунин «Темные аллеи».
2) Любовь сильнее смерти. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» - писал Д. С. Мережковский. Именно о такой любви, которая сопровождает человека до конца его дней и позволяет сохранить связь с любимыми даже за гранью смерти писали многие классики литературы.
Произведения для литературной аргументации: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», И. Бунин «Темные аллеи», М. Горький «Девушка и смерть».
3) Любовь и война. Могут ли люди любить на войне? Могут! Они заслужили это право! Пусть любовь не сделала их счастливыми на десятилетия, но память об этих мгновениях любви они пронесли до конца своих дней.
Произведения для литературной аргументации: В. Астафьев «Пастух и пастушка», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Дегтев «Выбор».
4) Любовь есть духовное возрождение. Любовь – это высокое чувство, которое, безусловно, подчиняется неведомым законам души человека. Любовь дано испытать отнюдь не всем, а лишь тем, кто способен открыть тайны своего сердца. В понимании многих писателей и поэтов, синонимом слову «любовь» является слово «трагедия». Любовь также рассматривается классиками как духовное возрождение человека. Она способна преобразить людей, сделать их намного чувствительней и милосердней.
Произведения для литературной аргументации: Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Темные аллеи», «Чистый понедельник», А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
5) Лики любви. У М.Ю. Лермонтова есть замечательные стихотворные строки:
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне…
Не могли определить, что такое любовь многие знаменитые философы, писатели, поэты, не могли потому, что « у любви, - по словам К.Паустовского, - тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание». Тысячи аспектов и есть лики любви.
Произведения для литературной аргументации: любовная лирика российских поэтов, У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», И.А. Бунин «Темные аллеи».
5. ГОД ЛИТЕРАТУРЫ.
Самое сложное для сегодняшних выпускников тематическое направление.
Многие сегодня не читают классику и не смогут писать о таких художественных полотнах, как роман Л.Н. Толстого «Война и мир» или роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». На помощь придут небольшие, но очень емкие по содержанию рассказы И.Курамшиной, Б.Екимова, В.Дегтева. Их можно легко найти в Интернете и предложить для чтения дома или даже на уроке.
Важно также отметить, что данное направление может включать как традиционные темы, так и темы, связанные с книгами-юбилярами или писателями-юбилярами 2015 года.
1)Моя любимая книга. У каждого человека есть любимая книжная полка, где стоят дорогие ему книги, те, что он перечитывал не раз, оставлял заметки и закладки. И все потому, что эти книги нашли отклик в душе читателя, заставили задуматься, поразмышлять.
2) Роль книги в моей жизни. Роль книги в жизни читающего человека огромна. Книга для какого-то лишь развлечение и времяпрепровождение,а для кого-то она– друг, советчик и наставник.
3) Кто для Вас идеальный герой литературы? Идеальный герой литературы - это персонаж, который содержит в себе совершенное воплощение человеческого образа. У него, непременно, доброе сердце и отзывчивая душа, он честен и добр, чуток и внимателен. Кого из героев российской литературы можно причислить к идеальным персонажам? Конечно, это Александр Чацкий (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), княжна Марья Болконская (Л.Н. Толстой «Война и мир»). Этот ряд выпускники могут продолжить именами героев современной литературы, которые обладают теми качествами, которые предпочтительны для сегодняшних школьников.
4) Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? Многие герои книг понятны нам, дороги и любимы, но есть такие персонажи, которых умом мы понимаем, но принять их, оправдать их поступки и слова не можем.
Произведения для литературной аргументации: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.А. Гончаров «Обломов», А.П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник», М.Горький «На дне».
5) Какие вопросы задает человеку литература? Книги повествуют о событиях и действиях, способны захватить тебя в плен, заставить плакать, радоваться, переживать, затрагивая самые потаенные уголки души. А еще литература способна задавать нам, читателям, вопросы. Самые разные…Кто я, и для чего живу? Кто виноват? Что делать? И на все вопросы литература дает ответы.
Произведения для литературной аргументации: Н.Г. Чернышевский «Что делать», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
6) «Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро» (Ф. Абрамов). Каждая прочитанная книга подобна капле воды, омывающей и очищающей наши души. В рамках этой темы прекрасно прозвучит рассказ о любимой книге.
Писатели-юбиляры 2015 года
220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова .
150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова
125 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака
160 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина
100 лет со дня рождения Вероники Михайловны Тушновой
270 лет писателю Денису Ивановичу Фонвизину
75 лет со дня рождения Иосифа Александровича Бродского
110 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова
105 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского
130 лет со дня рождения Александра Степановича Грина
145 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна
120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина
140 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина
195 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета
135 лет со дня рождения Александра Александровича Блока
100 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова
110 лет со дня рождения Гавриила Николаевича Троепольского
Книги – юбиляры 2015 года отечественных авторов.
225 лет Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
• 215 лет «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы XII в. (Впервые опубликован в 1800 г.).
• 195 лет Пушкин А. С. «Руслан и Людмила» (1820).
• 190 лет Пушкин А. С. «Борис Годунов» (1825).
• 185 лет Пушкин А. С. «Маленькие трагедии» (1830),
«Моцарт и Сальери» (1830)
• 180 лет Гоголь Н. В. «Тарас Бульба» (1835).
• 175 лет Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени» (1840).
• 170 лет Достоевский Ф. М. «Бедные люди» (1845).
• 160 лет Толстой Л. Н. «Севастопольские рассказы» (1855).
• 155 лет Тургенев И. С. «Накануне» (1860).
• 140 лет Достоевский Ф. М. «Подросток» (1875).
• 135 лет Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы» (1880).
Салтыков-Щедрин М. «Господа Головлевы» (1880).
• 120 лет Горький М. «Старуха Изергиль», «Песня о соколе» (1895).
• 115 лет Бунин И. А. «Антоновские яблоки» (1900).
• 110 лет Куприн А. И. «Поединок» (1905).
• 100 лет Маяковский В. В. «Облако в штанах» (1915).
75 лет Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита» (1940).
• 70 лет Катаев В. П. «Сын полка» (1945).
• 55 лет Твардовский А. Т. «За далью – даль» (1960).
• 50 лет Носов Н. Н. «Незнайка на Луне» (1965).
• 45 лет Бондарев Ю. В «Горячий снег» (1970).
Быков В. «Сотников» (1970).
• 35 лет Айтматов Ч. «И дольше века длится день» (1980).
Книги – юбиляры 2015 года зарубежных авторов
• 420 лет Шекспир У. «Ромео и Джульетта» (1595).
• 415 лет Шекспир У. «Двенадцатая ночь» (1600).
• 410 лет Сервантес М. «Хитроумный Дон Кихот Ламанчский» (1605).
• 200 лет Гофман Э. «Песочный человек», «Золотой горшок» (1815).
• 180 лет Андерсен Х. К. «Дюймовочка» (1835).
• 175 лет Купер Ф. «Следопыт» (1840).
• 170 лет Дюма А. «Граф Монте-Кристо» (1845).
Дюма А. «Двадцать лет спустя» (1845).
Дюма А. «Королева Марго» (1845).
• 150 лет Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес» (1865).
• 145 лет Верн Ж. «Двадцать тысяч лье под водой» (1870).
• 140 лет Верн Ж. «Таинственный остров» (1875).
• 125 лет Уайльд О. «Портрет Дориана Грея» (1890).
• 90 лет Драйзер Т. «Американская трагедия» (1925).
Сетон-Томпсон Э. «Жизнь диких зверей» (1925).
• 75 лет Хемингуэй Э. «По ком звонит колокол» (1940).
• 70 лет Линдгрен А. «ПеппиДлинныйчулок» (1945).
• 60 лет Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет
на крыше» (1955).
• 15 лет Роулинг Дж. «Гарри Поттер и Кубок огня» (2000).