СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Новые подходы в обучении и преподавании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья обиспользовании новых подходов в работе учителя.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Новые подходы в обучении и преподавании"»

«Новые подходы в обучении и преподавании»

В основе данного модуля лежит социоконструктивистская теория . Данная теория предполагает, что ученики являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе социального взаимодействия. В качестве важных современных интерпретаций этой теории выступают «Преподавание и обучение на основе диалога» (Мерсер, Александер) и «Обучение тому, как учиться» или метасознание (Флэйвелл, Л.Выготский) (Руководство для учителя ст 116).При описании серии последовательных уроков хотела бы подробнее остановиться на модуле «Преподавание и обучение на основе диалога».

Почему я выбрала именно этот модуль? Так как я являюсь учителем английского языка, одна из главных задач моего предмета -это развитие речи учащихся, и мне бы хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно строить диалог, высказывать свое мнение, делать выводы. Зачастую на уроках английского языка ,это является очень большой проблемой, так как это не родной для детей язык. Очень часто учащиеся стесняются говорить на английском языке, так как не все звуки легко произносимы, очень многие звуки отсутствуют в русском языке, а также им сложно строить предложения, потому что порядок слов в предложении тоже отличается. Поэтому, считаю необходимым вовлекать детей в процесс диалога, где происходит обогащение словарного запаса детей, а также преодоление языкового барьера. Думаю интегрирование данного модуля в практику поможет мне развить у учащихся речевые навыки, а также позволит вовлечь всех учащихся в учебный процесс и развить навыки саморегуляции .

Прежде чем приступать к практической деятельности , я бы хотела немного рассказать о том как я понимаю, что представляет собой модуль диалогическое обучение. Диалог -форма общения двух участников и более, речевая коммуникация посредством устной речи. Результаты современных научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.


Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержки социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.(Руководство для учителя, ст 144)

На сегодняшний день существует достаточно доказательств того, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы: куммуляивная беседа, исследовательская беседа, беседа-дебаты. На своих уроках я ставила перед собой цель вовлечь детей в исследовательскую и кумулятивную беседу. Эти виды беседы наиболее эффективны для развития диалогической речи.

Использование диалогового обучения на уроках способствует тому, что учащиеся учатся критически мыслить, анализировать, взвешивать альтернативные мнения, принимать, совместные продуманные решения.

Таким образом, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный вклад. А это в свою очередь приводит к развитию способности понимания, контроля и отслеживания своего опыта, посредством метопознания и саморегуляции. В этой связи для того, чтобы вовлечь учащихся в процесс диалога, на каждом из серии последовательных уроков, я организовывала работу в группах и парах, применяла различные формы работы и стратегии.

Я считаю, что успешность обучения и преподавания в первую очередь заключается в создании атмосферы, позволяющей ученику чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Поэтому, учитывая это, на каждом уроке на начальном этапе я использовала такие приемы как «Circle of happiness» (Круг настроения), От сердца к сердцу, где учащиеся должны пожелать друг другу «Все самое хорошее». Ученики проявляли разные эмоции, некоторые сдержанность, серьезность, другие непосредственно эмоциональную легкость и веселость.

На каждом уроке я старалась формировать группы с учетом индивидуальных психологических особенностей , в зависимости от уровня активности учащихся.Старалась сделать так чтобы дети в группах чувствовали себя комфортно.

Начну с описания первого урока. Вначале урока я поделила детей на группы, для совместной работы по выполнению задания. С целью определения того, что мои ученики знают по теме урока, я использовала метод ассоциаций в котором ученики пытались написать слова, и фразы связанные с темой животные, которые приходили им на ум в течение пяти минут. У всех групп получилось разное количество слов. Так получилось потому что у детей разная речевая подготовка.


Я считаю что такой пример очень эффективный , он побуждает к размышлениям и обмену мнениями, позволяет расширить словарный запас,

каждая команда старается написать как можно большее количество ассоциаций. А также он очень хорошо подводит к теме урока, настраивает детей на работу, и побуждает детей мыслить критически, выводить множество вариантов из одного .Затем мы изучили новую тему и я предложила детям составить кластер по изученному тексту. Дети графически изображали изучаемый материал, это позволяет учащимся открыто думать по поводу пройденной темы. Самое главное в этом задании было то что учащиеся обменивались информацией, пытались высказывать свое мнение, на языке, хотя у многих не совсем получалось, они делали ошибки, но все же старались говорить, хотя были дети которые все же высказывали свое мнение на русском



Проанализировав этот этап, решила, что на следующем уроке дам детям опорную схему, с фразами на английском языке, которые помогут им во время обсуждения.

Таким образом мой первый урок был уроком знакомства , дети вначале немного растерялись, не все сразу включились в работу в группах, некоторые не до конца поняли что надо делать, так как данный вид работы был новым для них, но к концу урока почти все дети подключились к работе.

Второй урок был уроком отработки. На этом уроке я также организовывала групповую работу, дети должны составить синквейн, вопросы (высокого, низкого порядка), и решение проблемной ситуации.

Синквейн я использовала в начале урока, целью данной работы было проверить, как дети запомнили изученный на прошлом уроке лексический материал, а также данная работа подготавливает детей к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу),позволяет почувствовать себя хоть на мгновение писателем. С работой справились неплохо. Хотя одна группа не до конца доделала задание, у них не хватило времени. Думаю это потому что составление синквейна является новым видом работы для детей и у них еще нет достаточного опыта.


На стадии осмысления дети учились стоить вопросы. Этот прием является одним из самых эффективных.

Ведь постановка вопроса является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становиться эффективным инструментом для преподавания и может поддержать, улучшать и расширять обучение учеников. (Руководство для учителя ,ст 146)

Дети в группах составляли вопросы низкого и высокого порядка и задавали друг другу. У большинства получились вопросы низкого порядка .Так как составление вопросов очень сложное задание для учеников, такого опыта у детей еще нет, к тому же английский язык является не родным для детей, и у многих нет достаточного словарного и грамматического запаса, чтобы правильно составить вопрос. Для себя сделала вывод что нужно работать над этим на каждом уроке.

Затем в группах работали над решением проблемной задачи. С целью переосмысления полученных знаний и обобщения информации Такая работа активизировала всех детей в групп, дети рассмотрели различные пути решения проблемы, учащиеся в группах предлагали свои идей, пытались найти лучшее решение проблемы. Прослеживалась куммулятивная беседа. Работа была очень эффективная, дети обучались посредством совместного диалога. Во время составления презентации меня удивило поведение, ученика А, с социальным барьером, который обычно не участвует в обсуждениях меня порадовала его активность, он оказался в слабой группе и сегодня выполнял роль лидера, дети его прислушивались, видимо это стало для него внутренней мотивацией помочь своей группе, он почувствовал свою значимость и эффективность. И это ему помогло раскрыться.


Пришла к выводу, что диалоговое обучение, на уроках эффективно не только тем, что оно способствует развитию речи учащихся, но и тем что ученики испытывают меньше страха и у них появляется уверенность в себе.

Третий урок был уроком закрепления. На этом уроке я применила метод Верные- Неверные утверждения. Данный прием я использовала на стадии вызова. Перед представлением текста я решила немного направить детей, развить их мышление, посмотреть что они уже знают по заданной теме, дети в группах обсудили вопросы и затем представили свои ответы .Данный этап урока был вызовом, где ученики получили задание, и, используя мозговой шторм, высказали свои мысли . Затем мы ознакомились с текстом и дети проверили самих себя. Работа была очень продуктивная, группы в основном дали правильные ответы.

Далее с целью развития дилогической речи и навыков аудирования, а также чтобы еще раз поработать над составлением вопросов, детям было предложено составить диалог. Дети в группах рассказывали диалог, а затем оценивали друг друга по предложенным критериям. Дети еще раз поработали над постановкой вопросов.


К проведению 4 урока я подошла очень основательно. Захотелось сделать его обобщающим, чтобы посмотреть ,что мои ученики освоили, и как они научились работать в группах, парах друг с другом, умеют ли они строить диалог, и насколько они освоили тему. На этом уроке я использовала метод- Карта памяти, я разбила детей по парам и попросила нарисовать в парах карту памяти обобщая, все темы которые мы изучали на предыдущих уроках. Данный подход в форме парной работы способствовал активизации знаний учащихся, полученных на данном уроке, а также на предыдущих уроках. Это задание позволило учащимся оценивать друг друга .Дети в парах обсуждали свои карты памяти, какую информацию лучше презентовать, пытались выделить главное, из всего изученного материала, оспаривали друг друга. На данном уроке мне удалось оценить на сколько мои дети, освоили данную тему, почти все дети в парах работали слаженно, более способные дети объясняли своим партнера то ,что им нужно сделать, хотя были пары которые не до конца справились с заданием. Считаю что так получилось потому что им не хватило времени, и видимо я проглядела , что пара не успевает справиться с заданием, и не оказала вовремя помощь, в следующий раз нужно быть более внимательнее.




На этом уроке меня порадовала то, что при составлении карты памяти дети пытались говорить по английские, это были не развернутые высказывания, а простые односложные предложения, многие допускали лексические и грамматические ошибки, и сразу же в группах исправляли друг друга. Поэтому считаю что главная моя цель, была практически достигнута, мои дети преодолели свой языковой барьер, они говорили.

Также на каждом уроке я проводила рефлексию. Так как рефлексия является одной из основных составляющих любого урока. При помощи рефлексии учащиеся осознают свои действия, мысли, анализируют свою деятельность на уроке, то как они себя чувствовали еще раз все переосмысливают, оценивают.

Использовала такие приемы как дерево успеха, метод «пять пальцев», экран настроения ,оценочные листы.

На первом уроке, рефлексии детей получились не очень информативными, в основном дети писали, что было интересно, весело, а некоторые просто клеили пустые стикеры, думаю это, потому, что для детей это ново. Рефлексии следующих уроков были более полные, некоторые дети писали -«Мне понравился урок, особенно работать в этой группе!», - «Я хочу, чтобы все уроки так проходили» - «А давайте всегда работать с критериями».

Для меня как для учителя рефлексия моих учеников, была своего рода подсказкой, которая помогала мне определить что дети усвоили на уроке, удалось ли мне мотивировать их, как они себя чувствовали на уроке.

Таким образом применение диалогического обучения на уроках позволило учащимся раскрыться, дети учились думать и высказывать свое мнение на английском языке. Конечно не все получилось идеально, так как это достаточно сложно, проблемой является невысокий уровень словарного запаса учащихся, зачастую они не могут донести свои мысли до слушателей, но зато дети были заинтересованы, а это я считаю самым главным.

Мне нравиться работать в диалоговом режиме, но самое главное детям нравиться работать в диалоге, в интеракте. В будущем я обязательно буду продолжать применение диалогических формы работы, буду работать над развитием трех типов беседы в классе: (дебаты, кумулятивные и исследовательские беседы), продолжу работу по формированию умений навыков речевой общения посредством организации групповой и парной работы на уроках, активного использования стратегий критического мышления и развития навыков саморегуляции. это позволит детям выражать свое мнение, аргументировать свои идеи , быть открытыми и коммуникабельными.

.

Но в то же время стоит помнить, что эффективность данного модуля будет прослеживаться лишь тогда, когда будет установлена межпредметная взаимосвязь, и ребенок переходя из одного урока в другой будет обучаться посредством диалога. Буду учитывать этот факт, и работать в сотрудничестве с другими учителями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!