СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о графике как виде изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о графике как виде изобразительного искусства. Данная тема рассматривается в начале учебного года в 6-ых классах. На уроках идет знакомство с графическими материалами. Также ребята знакомятся с разными видами рисунка. Различие учебного рисунка от творческого. Роль зарисовок с натуры.

Просмотр содержимого документа
«Статья о графике как виде изобразительного искусства»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 49»








Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства.









Автор – составитель:

учитель изобразительного

искусства МБОУ СОШ № 49

Воробьева Галина Владимировна






























Г. Новокузнецк 2011 г.


Рисунок – широко распространенный вид искусства и первый, с которым сталкивается ребенок с самых ранних лет. Первые детские каракули – приобщение к искусству графики. Бумага и карандаш – верные спутники любого детства. Потом, взрослея, мы знакомимся с разными художественными материалами, на уроках рассматриваем живописные репродукции картин художников и графика на некоторое время исчезает из нашего поля зрения. Бывая в музеях мы редко видим графические работы, поскольку в силу большой чувствительности к свету они должны храниться в папках в закрытых шкафах. Лишь на короткое время рисунки предстают перед зрителями.

В школе целых пять лет мы только иногда касаемся темы графики.

Начинается учебный год в школе. И для школьников шестых классов работа на уроке изобразительного искусства начинает приобретать необычный характер – мы начинаем на протяжении нескольких уроков говорить о графике как виде изобразительного искусства и работать в технике графики, более подробно знакомимся с графическими материалами.

Сначала ребятам непривычно работать только карандашом, рука так и тянется к краскам, хочется передать изображаемое цветом. Не совсем понятно как можно изобразить настроение в работе, разное состояние в природе, используя простой карандаш. Но постепенно, из урока в урок мы начинаем знакомиться с графическими материалами, раскрывать волшебство изобразительных средств графики.

На уроках идет знакомство с видами рисунка. Рисунок может быть быстрым, ярким, передающим основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идеи будущей работы. Такой рисунок называют наброском. Рисунок может быть и более вдумчивым, изучающим. Тогда он называется зарисовкой. Существует учебный рисунок. Цель учебного рисунка – освоения правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи друг на друга. Творческий рисунок всегда особенный, в нем автор стремиться выразить то, что ему кажется интересным. Наши глаза видят один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по – своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически отбираем то, что нам важно. Эти различия в наблюдаемом объекте и составляют неповторимую индивидуальность рисунка. Линии выполняются с разным нажимом и различными графическими материалами: карандашом, палочкой и тушью, углем. Они

отличаются по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть лихой, строгой и смелой, обстоятельной или робкой, неуверенной. Характер линии выражает эмоции, чувства художника. Даже на бессознательном уровне мы постоянно воспроизводим процесс творческого овладения пространством, заполнения его пустоты знаками нашего присутствия или настроения. На бумаге появляются линии, штрихи, узоры и завитушки. Штрих – черта, короткая линия. Штрихами отмечают размеры, контуры предмета, светлоту поверхности и объемность ее формы. Штрихи делают форму живой, динамичной, связанной с окружающей средой. Направление штрихов служит активным элементом изображения: оно может зрительно изменить размеры и форму предмета. Тушевка – это прием нанесения тона слитными штрихами. Обычно тушевку делают боковой поверхностью графита карандаша, удерживаемого всеми пальцами руки. Тон – светлота предмета, передается штриховкой, тушевкой и окраской.

В работе над самыми первыми темами, где мы рисуем травы, ученикам кажется, что может быть легче, чем нарисовать траву, цветок… Прежде дается ребятам задание хорошо рассмотреть веточки деревьев, травы с разными соцветиями. На урок единицы ребят принесли наглядный материал. После моего пояснения учащиеся начинают работать. Вот стебелек, пять лепестков, штрихами изображают траву. На уроке переглядываются – тема несложная.

И уже поднимают руку « А я нарисовал !». И сами в недоумении - как все быстро получилось, работа оказалось простой. Начинаем рассматривать работы и ребята видят, что многие рисунки кажутся одинаковыми, стандартными, скучными, неинтересными. Разговариваю с ребятами и предлагаю после уроков желающим пойти на экскурсию. Кто – то согласился с желанием, а кто – то за компанию или из-за любопытства. После уроков идем на природу, наблюдаем окружающую действительность, разглядываем осенние травы с семенами, анализируем увиденное с эстетической точки зрения. Задача учителя в процессе экскурсии заключается в том, чтобы сосредоточить внимание детей на наблюдении определенного объекта и побудить их в процессе восприятия размышлять над увиденным. Обращаясь к чувственному восприятию детей, напоминаю материал, данный ранее на уроке. Смотрим на линии в природе: вертикальные, наклонные, плавные и ломаные. Природа – самый главный художник, в самом простом, незамысловатом можно увидеть изящество, красоту линий, их разнообразие. В ходе такой небольшой экскурсии школьники приобрели немало новых, ярких впечатлений, загорелись глаза, появилось желание рисовать, но уже по – другому, вдумчиво. На следующий урок многие уже заранее подготовили образец, созданный природой. На уроке стояла полная тишина, ребята работали, не поднимая головы. К концу урока на доске разместили импровизированную выставку. Очень смело, творчески ребята подошли к своей работе, не было ни одного равнодушного. Работы в основном были интересные, разнообразные, не похожие одна на другую. Наблюдения окружающей действительности, созерцание природы, осмысление и анализ увиденного, а также заранее отработанные приемы владения графическим материалом привели к желаемому результату.

В одной из следующих работ предлагаю ребятам изобразить дерево.

Заранее дается ребятам домашнее задание, обратить внимание на деревья, кустарники, характерные особенности ствола, кроны дерева и кустарника.

Работа на уроке начинается с пояснения, последовательности конструктивного построения ствола и кроны дерева. Но задание дается изобразить не конкретную породу дерева, а нарисовать дерево необычное, сказочное. Показать в своей работе характер дерева и ветвей, передать настроение. Так появилось « гордое» дерево и « хитрое», дерево, сорванное с корнем и уносимое ветром… Из отдельных рисунков можно собрать коллективную работу, но каждая индивидуальная графическая работа уже представляет собой небольшое произведение искусства.

После двух – трех уроков ребята по другому смотрят на работу в технике графике. О красках уже не заговаривают, а с большим желанием достают простой карандаш и кладут на парту как самый главный инструмент.

Ряд уроков, посвященных графике, способствуют развитию творческих способностей, приобретению практических навыков в области рисунка как

основы изобразительного творчества.