СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья об исследовательской деятельности учащихся "Немыслимое становится реальным"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иногда приходится слышать: «Где взять темы для исследования? Как заинтересовать ребёнка?»  Прежде всего,  необходимо самому учителю «гореть», находится в вечном поиске, не плыть по течению и быть всегда чуть впереди учащихся, учить самому и учиться у них. «Удача не приходит сама по себе. И завтрашний успех начинается сегодня. Помоги себе сам в раскрытии своих внутренних возможностей, найти свой путь к успеху», - напутствуем мы наших ребят, ставших на тернистый путь исследователя.

Мы предлагаем вашему вниманию некий синтез той огромной работы, которую проводят наши учителя и учащиеся в исследовательской деятельности.

Иногда приходится слышать: «Где взять темы для исследования? Как заинтересовать ребёнка?»  Прежде всего,  необходимо самому учителю «гореть», находится в вечном поиске, не плыть по течению и быть всегда чуть впереди учащихся, учить самому и учиться у них. «Удача не приходит сама по себе. И завтрашний успех начинается сегодня. Помоги себе сам в раскрытии своих внутренних возможностей, найти свой путь к успеху», - напутствуем мы наших ребят, ставших на тернистый путь исследователя.

Мы предлагаем вашему вниманию некий синтез той огромной работы, которую проводят наши учителя и учащиеся в исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья об исследовательской деятельности учащихся "Немыслимое становится реальным"»

Немыслимое становится реальным

«Как в спорте не сразу ставят рекорды,

так и подготовка к настоящему

научному творчеству требует тренировки»

А.Н.Колмогоров

Исследовательский тип мышления востребован в современном обществе. Кто быстрее достигает личных и профессиональных успехов? Тот, кто быстрее осваивает действительность! Любое исследование - также и творчество учащегося – это возможность самореализации, приобретение и развитие необходимых компетенций. Работать с ребятами - исследователями очень интересно. Для исследования важна проблема, которой ученик заинтересовался. Интерес - это тот рычаг, который помогает двигаться дальше по пути исследования. Лицейское научное общество «Фотон» занимается этим направлением уже 9 лет.

Иногда приходится слышать: «Где взять темы для исследования? Как заинтересовать ребёнка?» Прежде всего, необходимо самому учителю «гореть», находится в вечном поиске, не плыть по течению и быть всегда чуть впереди учащихся, учить самому и учиться у них. «Удача не приходит сама по себе. И завтрашний успех начинается сегодня. Помоги себе сам в раскрытии своих внутренних возможностей, найти свой путь к успеху», - напутствуем мы наших ребят, ставших на тернистый путь исследователя.

Мы предлагаем вашему вниманию некий синтез той огромной работы, которую проводят наши учителя и учащиеся в исследовательской деятельности.

Темы работ, которые создают наши ребята, самые разнообразные, полёт интеллектуального креатива здесь неограничен. Любые, даже самые невероятные предложения могут быть приняты при условии, что это современно, оригинально, а главное, интересно самому ребёнку. Поэтому важно не отклонить предложение, а поддержать, найти рациональное зерно, посмотреть на проблему глазами ученика.

Например, Полина Кондратенко пишет и исполняет рэп. Она попробовала сопоставить произведения классиков русской литературы Лермонтова, Маяковского, Пушкина с произведениями современных молодёжных рэп-авторов, и так появилась работа «Рэп как тень классической поэзии».

Увлекаясь изучением белорусского языка и литературы, Ольга Таранова решила проследить, как блюда белорусской кухни отображаются в произведениях белорусских писателей и поэтов П.Бровки, Якуба Колоса, Нила Гилевича, Егора Бородулина и других; что ели наши предки, какие из блюд национальной белорусской кухни мы предпочитаем сейчас.

У каждого города есть своя неповторимая аура, своя душа, свой язык. Что такое язык города? Это то, как город общается с человеком. А как город может общаться с человеком? Просто надо посмотреть по сторонам и тогда можно увидеть много интересного: таблички с названиями улиц, вывески, плакаты, афиши, рекламные щиты и даже граффити и надписи на стенах. Язык города, как настроение у человека, может быть веселым и грустным. Город может рассказать нам о своём возрасте, можно узнать об открытиях, достижениях, фактах и недавних событиях. Города тоже живые. Эту нехитрую истину поняла Ангелина Ломонос, которая запечатлела в своей работе «О чём рассказали улицы города» лингвистическую картину нашей Речицы. Ведь если уметь видеть и слышать, то город сам расскажет о себе, поделится всеми тайнами и загадками. Ангелина раскрыла значение урбанонимов и определила языковую картину города и её влияние на сознание современного человека.

Зачастую в основе творческих работ учащихся находятся их увлечения. Так, в своей работе «Жизнь, прожитая в танце» Иван Довыденко исследовал процесс становления и развития детского ансамбля народных танцев «Ведрица» при Центре детского творчества г. Речицы (Иван - ведущий солист ансамбля); познакомился с жизнью и деятельностью Э.Ф. Степанченко, руководителя ансамбля, проследив этапы творческого пути и определив роль деятельности нашего земляка в культурной жизни Речицы.

Наши учащиеся увлекаются историей и философией, пытаясь разобраться в устройстве мира, происхождении имён и фамилий, истоках религий и их взаимосвязи с современными религиозными течениями и направлениями в искусстве разных эпох. И конечно, большое внимание уделяют краеведению, истории родного края.

Знание истории родного края, великолепно подобранный материал отличают работу Водопьяновой Алины и Черняковой Ольги «Душа мятежная Днепра», в которой девушки проследили историю Речицкого порта и судьбы людей, работавших там. Каждый шаг в такой работе был открытием. Например, после опроса среди лицеистов нашлись те, чьи деды и прадеды участвовали в боях при форсировании Днепра, ходили по Днепру на катерах, были механиками, штурманами, дизелистами, служили в военно-морском флоте. Большую помощь в работе оказало руководство Речицкого речного порта.

Всем известно, что географические названия - важнейший элемент карты. Они отражают природу ландшафта, говорят о характере заселения человеком новой территории, о природных богатствах и других географических особенностях территории. Географические названия — своеобразный язык Земли, что и доказала Смерчинская Алина, систематизировав материал различных источников в своей работе «Происхождение географических названий Речицкого района». Такой материал пригодился ребятам не только на уроках, но и при подготовке к олимпиадам и при проведении классных часов.

Пырх Влада и Фатыхова Анастасия в работе «Прекрасен наш союз» сравнили современный лицей и лицей пушкинской поры. Девушки раскрыли влияние деятельности лицея на жизнь его современников и потомков; обозначили роль духовного наследия лицеистов пушкинской поры в жизни современных лицеистов. Эта работа стала маленькой частичкой того огромного уважения, которое мы питаем к творчеству поэта, к нему самому, его друзьям, той замечательной эпохе.

Кропотливо работают ребята с различными источниками (книги, журнальные и газетные публикации), привлекают к работе сотрудников музея, работников различных организаций, активные помощники в исследовательской деятельности и наши родители, и родственники лицеистов и педагогов. Работая с краеведческим и архивным материалом, исследовала историю предприятия Солтаново Филиппова Анастасия. Она проследила влияние семьи промышленников Рикк на развитие и становление Речицы.

Историю мельниц проследил в работе «Волшебные богатыри земли белорусской» Пронуза Денис. Юный исследователь собрал обширный материал по разным видам мельниц, разобрался в их устройстве, нашёл легенды, связанные с мельницами.

Раскрыла значение льна в судьбе белорусской женщины Капилевич Елена, проследив, как в вязь ткани вплетаются чаяния и надежды простых крестьянок, которые создавали неповторимые белорусские льняные изделия. Разработка этой темы дала толчок новому исследованию о Речицком льнозаводе, истории использования льна.

Связав свой интерес к музыке и любовь к белорусскому языку “Мастацкія сродкі ў тэкстах беларускамоўнага рок-гуртку N.R.М. “ рассмотрела Матюшенко Кристина, а оригинальные взгляды нашей молодёжи на развите белорусского языка раскрыла в работе “Беларуская мова: погляд моладзі” Тишкевич Ника

Юные математики, физики и астрономы лицея - достойные последователи Лобачевского, Ньютона и Коперника.

Чёрные дыры нашей Галактики исследовала Кашеварова Анна, а Дворник Оксана создала работу о метеоритах в Беларуси.

Андрей Фурс с работой «Охота ладьи» участвовал в Международной научной конференции школьников «X Колмогоровские чтения» в МГУ им. Ломоносова в 2010 году. За достойную защиту своей работы он был отмечен похвальной грамотой. Сейчас Андрей студент ГГУ им.Ф. Скорины.

Аналитические методы решения геометрических задач предложила Таран Анастасия, ультразвуковую диагностику сварных швов провёл Шугай Семён (кстати, помощь в этой работе ему оказала мама).

Большую помощь учащимся оказывают и преподаватели Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Так, под руководством Горского С.М. Петкун Алёна создала исследовательскую работу «Рекуррентная последовательность». Для защиты ученице необходимо было разобраться в институтской программе, изучить программирование. И как результат диплом третьей степени на Всероссийском конкурсе научных работ школьников “Балтийский научно-инженерный конкурс”.


Фурс Татьяна раскрыла необычные свойства одного любопытного треугольника, составила ряд задач о треугольнике с необычными углами. Тема была продолжена и проведён ряд геометрических исследований на примере пятиугольника Рейхарда. Татьяна, обобщив материал, составила также интересный ряд задач, которые пригодились учащимся при подготовке к предметным олимпиадам и тестированию.

Для выявления закономерности решения задачи о хроматическом числе Грабок Сергей использовал идею применения цвета.

Будущее за информационными технологиями, мы это точно знаем, а наши ребят приближают это будущее, создавая свои проекты. Так, электронный RТ-тестер в помощь учителю в подготовке к централизованному тестированию создал Маршков Дмитрий, замечательный астрономический справочник спроектировал Новиков Антон, систематизировал способы классической криптографии Намакарский Андрей, информационный портал лицея разработали Руслан Данило и Астапенко Маргарита, а Белькевич Андрей и Дворник Дмитрий за визуализировали старинный способ умножения в среде разработки Delphi.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края. Знать природу своего родного края: местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат, охраняемые природные объекты, местную фауну и флору, памятники культуры и искусства местного и республиканского значения. И появляются работы об особенностях национального агро-и экотуризма (Решетник Александр), «Беларусь без атома» (Студнева Татьяна), проекты «Туристический поход выходного дня», экологический отряд «Зелёный дом».

Кто-то из мудрых людей сказал, что страна, у которой есть великая река, имеет особую биографию. И зачастую по отношению людей к реке можно судить, достойны ли они этой самой особой биографии.

«О, сколько нам открытий чудных готовит Ведрич славный наш» так называлась работа Стрельченко Ангелины, в которой автор раскрыла значение реки Ведрич для Речицкого района, систематизировала представление о растительном и животном мире реки, охарактеризовала химический и биологический состав реки.

Достоинства и недостатки, а также проблемы речного транспорта раскрыл в своей работе «Водный транспорт» Кучер Максим, доказав необходимость развития речного транспорта, показав возможности для его рентабельного использования. Была изучена история освоения прибрежных зон Днепра и Речицкого порта; рассмотрены социально-экономические условия, обусловившие развитие водного транспорта Беларуси; выявлены современные тенденции позитивного и негативного влияния на транспорте;

Василевич Евгений изучив теоретическую информацию об основных видах радиоактивного излучения, провёл замеры уровня гамма-излучения в учебных кабинетах и всех помещениях лицея, выявил факторы, снижающие уровень гамма-излучения, им был изучен уровень радиационной грамотности учащихся лицея. Так создавалась исследовательская работа «Измерение гамма-излучения в лицее».

Юные химики и биологи лицея раскрывают проблемы правильного питания, психологических особенностей своего возраста, влияния технического прогресса на организм и состояние здоровья людей. Проведённым исследованием Емеленко Анна доказала, что молодое поколение выбирает йодированную соль. Замечательную работу о влиянии модальности на успеваемость учащихся создал Тарасов Илья. А Чернейко Анастасия рассмотрела зависимость успеваемости подростков от их биоритмического типа.

Анализ токсичности воды дала в работе «Биотестирование как метод определения токсичности воды с помощью дафнии магна» Тихонович Дарья. Витамин Р в разных сортах чая определили Коцура Вероника и Юхневич Наталья.

Хочется отметить, что лицейским историкам и филологам вполне подвластны точные науки, но и математики поверяют алгеброй гармонию. Можно учиться на химико-биологическом направлении обучения и создавать работу по русскому языку или истории. Не так ли воспитывается разностороннее развитая личность?

И в учреждениях высшего образования наши выпускники продолжают заниматься исследовательской деятельностью. А ещё они становятся кураторами работ нынешних лицеистов. Это и есть ещё одна сторона настоящего лицейского братства и неуёмного научного мышления.

Каждый год наши ребята занимают призовые места в научно-практических конференциях областного, республиканского, международного уровней.

Одним из больших достижений мы считаем победу учащихся во 2 Международной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» (Россия, Брянск). Из 5 работ, представленных на конференции, 4 были удостоены золотых и серебряных медалей: Петкун Алёна и Фурс Татьяна (золотые медали в секции «Математика»), Филиппова Анастасия (золотая медаль в секции «История»), Кучер Максим (серебряная медаль в секции «История»). Кроме того, за результативное выступление команда Речицкого районного лицея получила замечательный приз – электронный микроскоп. Кстати, лицеисты становятся призёрами конференции второй год подряд.

И за всем этим стоит кропотливый труд и самих учащихся, и учителей, и родителей.

Поэтому очень значимой в 2012 году стала для научного общества лицеистов «Фотон» премия специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов.

Создание исследовательских работ лишь малая толика той огромной деятельности, которую ведут наши учащиеся и учителя. Сотрудничество с учреждениями образования Республики Беларусь, Москвы, Брянска, Пармы, дистанционные международные олимпиады и конкурсы, издание собственных печатных сборников и видеофильмов. Да мало ли дел у пытливых, творческих людей. Ведь жизнь - это не то, что происходит с нами, а то, что мы можем сделать с ней. Можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно быть не таким, как все. У человека всегда есть выбор: борьба или бездействие, смирение с обыденностью или полёт фантазии. Что выбираете вы? Хватит дремать! Пора проснуться и начинать действовать! К этому зовёт нас и гимн научного общества лицеистов «Фотон» Речицкого районного лицея:

Ради жизни и ради мечты

Каждый день без усталости ты

Вновь к науке свой взор устремляешь опять

Долг и честь эту ношу нести,

Первым быть на научном пути

И учиться себя самого побеждать.



Кучер Элла Валерьевна, заместитель директора лицея по учебно-методической работе