ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Аминов Абдулатиф,
студент III курса направления ПМИ
Кон О.В.,
доц. кафедры педагогики
НУУз имени Мирзо Улугбека
Президент Шавкат Мирзиёев в своих выступлениях неоднократно подчеркивает, что в образовательных учреждениях Республики Узбекистан необходимо сформировать такую среду, которая бы активно способствовала бы процессам обучения; духовно-нравственного обогащения и воспитания на основе истинных ценностей». Не подлежит сомнению, что реализация данной задачи не мыслится без тех возможностей, которые предоставляет нам глобальная сеть Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
Большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним также можно отнести электронные издания, информация на машиночитаемых носителях и та, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видео-руководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса.
Если говорить о классификации электронных образовательных ресурсов, то наиболее простые из них - текстографические. Это те же самые книги, учебники, энциклопедии, отличающиеся лишь методом предъявления текстов и иллюстраций - материал представляется на мониторе компьютера, а не на бумаге.
ЭОР следующей группы также текстографические, однако, имеют существенные различия в навигации по тексту. Страницы книжки мы читаем последовательно, осуществляя так называемую линейную навигацию. При этом довольно нередко в учебном тексте встречаются понятия или ссылки на иной раздел того же текста. В подобных ситуациях книга так себе удобна: необходимо разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая большое число страниц. В ЭОР это возможно сделать всерьез комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окошке, или моментально сменить содержимое дисплея при указании так называемого ключевого слова (или группы слов).
По существу ключевое словосочетание - аналог строки знакомого всем книжного оглавления, однако строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а интегрирована в основной текст. В этой ситуации навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и своим желанием). Такой текстографический продукт именуется гипертекстом.
Еще более высокий уровень электронных образовательных ресурсов - они полностью состоят из визуального или звукового фрагмента. Формальные различия от книжки тут очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
Максимально существенные, принципиальные различия от книжки есть у так называемых мультимедиа ЭОР. Это наиболее интересные и мощные для образования продукты, и они заслуживают отдельно взятого рассмотрения. Британское слово multimedia в переводе обозначает "много способов". В нашем случае это представление учебных объектов множеством разных способов, т.е. при помощи графики, видео, фото, анимации и звука. Другими словами, применяется всё, что человек способен воспринимать при помощи зрения и слуха.
Сейчас термин "мультимедиа" применяется довольно широко, по этой причине важно понимать, к чему именно он относится. К примеру, мультимедиа плеер именуется мультимедийным поэтому, что он может по очереди воспроизводить фото, видеофильмы, звукозаписи, текст. Однако при этом любой воспроизводимый в данный миг продукт является "одномедийным" ("двухмедийным" возможно назвать лишь озвученный видеофильм). То же самое так сказать про "мультимедиа коллекцию": в совокупности коллекция мультимедиа называется таковой, однако любой отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.
Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, есть в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных разными способами. Конечно же, речь ведется не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие перемены иных.
Такую связную совокупность объектов справедливо называть "сценой". Применение театрального термина весьма оправдано, так как чаще в общей сложности в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты воображаемой или реальной действительности. Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная действительность», в которой применяются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.
Образовательные интернет-порталы. Подключение вузов к сети Интернет порождает ряд проблем, требующих немедленного разрешения. В их числе подготовка и переподготовка педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием телекоммуникаций, обеспечение системы образования качественными информационными ресурсами, опубликованными в сети Интернет, а также информирование педагогов и обучаемых о способах доступа к таким ресурсам.
В этом направлении уже многое сделано, созданы образовательные порталы, разработаны и опубликованы в сети электронные образовательные ресурсы практически по всем учебным дисциплинам. Образовательные порталы, создаваемые в сети Интернет, оказывают все большее влияние на повышение эффективности использования средств ИКТ в обучении.
Отсутствие системного подхода к размещению информационных ресурсов в сети Интернет, а также отсутствие единообразия в решении психолого-педагогических, технологических, эстетических, эргономических и ряда других проблем при разработке и использовании образовательных информационных ресурсов приводит к практическому отказу от преимуществ телекоммуникационных средств в целях повышения качества образовательного процесса в системе образования.
Частично разрешение данной проблемы может быть осуществлено на основе разработки и внедрения комплексных информационных образовательных порталов (интегрированных Web-систем). В этом случае такие порталы, объединяя в себе основные информационные ресурсы, имеющие высокую образовательную ценность, могли бы стать «точкой входа» в современные телекоммуникационные системы для всех лиц, так или иначе связанных с образованием.
Использование системы порталов позволяет более эффективно организовать работу педагогов, поскольку на порталах собраны и систематизированы наиболее востребованные ресурсы. Используя их, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным и методическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучить особенности классификации информационных ресурсов сети Интернет.
Большинство наиболее качественных информационных ресурсов, использование которых повысило бы эффективность общего среднего образования каталогизировано на образовательных интернет-порталах. В настоящее время уже выработана организационная схема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенности. Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться.