СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью для преподавателя словесности должна стать цель – научить студентов самостоятельно анализировать текст, а также создавать тексты, преимущественно связанные с будущей профессией. Именно с этих занятий студенты должны вынести интерес к тексту. Это требование времени, так как современный мир – мир текстов.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания русского языка»

Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания русского языка


В условиях модернизации (обновления) преподавания русского языка в свете требований Государственных стандартов второго поколения преподавателю отводится роль менеджера, который способен организовать студентов на самостоятельное получение знаний, развитие умений и навыков, необходимых для получения выбранной специальности.

Важной проблемой в современном преподавании русского языка является проблема грамотности студентов, потому что неграмотное письмо – прежде всего неправильное восприятие изучаемого материала.

Уровень грамотности студентов технических специальностей (визуалы, кинестетики), чаще всего, - низкий. При наличии желания и добросовестности можно добиться грамотного письма, но для этого нужен умело подобранный дидактический материал, нацеленный на самостоятельный вид письма, на тренинги (до 70-80% учебного времени).

Решение этой проблемы требует от преподавателя инновационного подхода в обучении, так как до 90% усвоения материала осуществляется благодаря этому виду работы.

Главной целью для преподавателя словесности должна стать цель – научить студентов самостоятельно анализировать текст, а также создавать тексты, преимущественно связанные с будущей профессией. Именно с этих занятий студенты должны вынести интерес к тексту. Это требование времени, так как современный мир – мир текстов. Человек может понять другого человека, если он научился понимать и воспринимать тексты. С этой целью я использую ситуативный метод, т. е. когда перед студентом поставлена проблема, и он должен ее самостоятельно решить, обсудить в мини-группе, а затем в группах.

Можно выделить 4 этапа самостоятельной деятельности студента.

1 этап. Дана ситуация, ее описание. Сформулирована проблема. Студенты распределены по мини-группам (бригадам). Каждая группа получает пакет с дидактическим материалом (таблицы, план, памятки, схемы, указатель литературы). Указывается время на выполнение задания, критерии оценки. Задания должны быть доступными, понятными.

2 этап. Индивидуально-самостоятельная работа студентов внутри группы (работа «на себя»). Обычно на выполнение индивидуального задания отводится до 45-50% учебного времени.

3 этап. Обсуждение ситуации. Лидер группы выступает с общим ответом (решением) всей группы (30-35% учебного времени).

4 этап. Проводится дискуссия по решению общей проблемы, если возникли разногласия в группах. Подводятся итоги, делается обобщение (20-25% учебного времени).

Преимущество ситуативного метода заключается в том, что много времени (до 50%) отводится индивидуально-самостоятельному решению проблемы при аудиторной форме обучения.

Указанный метод можно успешно использовать при проведении комплексного анализа текста. Текст разбивается на микротемы, которые распределяются между участниками внутри группы (оптимальный состав – 4-5 человек), каждый из которых выполняет конкретное задание в рамках общей групповой ситуации (например, один находит толкование незнакомых слов, другой характеризует архаизмы, третий находит тропы и т. д.). В конечном итоге создается один общий отчет, состоящий из нескольких частей, последовательно связанных друг с другом. Чтобы избежать усредненности, необходимо менять задания в группах, внутри групп, индивидуальные задания, менять также тексты.

Задача преподавателя-словесника – научить работать студента с текстом, так как текст – связующее звено между писателем и читателем.

В условиях компьютеризации речевое общение отошло на задний план (в частности – эпистолярный жанр). Следовательно, задача преподавателя-словесника – создавать речевые ситуации с указанием источников и способов получения информации. Самостоятельная работа с текстом под руководством преподавателя дает возможность будущим специалистам практически, действенно применять свои знания из области русского языка и литературы, ведет к умению вступать в диалог в процессе общения, поможет в создании собственных текстов, например, рецензии.

Чтобы студент смог самостоятельно написать рецензию, необходимо разработать схему ее написания, образцы. Исходным пунктом на уроке русского языка должно быть письмо. В качестве самостоятельной работы студентам предлагаются такие задания, как рефераты, мини-доклады, сообщения на темы, связанные с будущей профессией.

Преподавая общеобразовательные дисциплины, в том числе и русский язык, преподаватель должен подготовить специалиста, который умел бы работать по инструкции в коллективе с нестандартными ситуациями, принимать самостоятельные решения. С этой целью я использую игровые методы (инновационные игры).

Заранее дается тема или перечень тем, режим работы, объем работы, сообщаются критерии оценки. Работа организуется в микрогруппе, где каждый самостоятельно выполняет свое задание, а затем выносит результат на обсуждение в группе.

Игра складывается из следующих этапов:

1этап. Студент готовит сообщение, доклад, мини-реферат по теме, например, «Культура речи», «Речевой этикет», «Известные ученые-русисты» (самостоятельная работа дома).

2 этап. Заслушиваются выступления студентов одной из микрогрупп (поочередно).

3 этап. Студенты других микрогрупп задают вопросы отвечающим с выходом на дискуссию, делают существенные дополнения, заслушивают ответы.

4 этап. Заслушиваются поочередно ответы студентов других микрогрупп.

5 этап. Рецензия ответов (это может быть преподаватель или экспертная группа из числа студентов).

6 этап. Оценка деятельности каждого студента и групп в целом.

Развивая навыки самостоятельной работы студентов, преподаватель решает целый ряд воспитательных задач, осуществляет контроль знаний, умений и навыков по русскому языку и культуре речи, учит работать в команде.

№/п

Критерии оценки

Группы

баллы

1

2

3

4

5

1





Качество ответов:

Выразительность

Лаконизм

Четкость

Логичность

10

1

3

2

4

11

3

3

2

3

16

4

5

3

4

18

5

4

5

4

20

5

5

5

5

20

5

5

5

5

2




Умение:

Задать вопрос

Делать дополнения

Выход на дискуссию

9

4

3

2

11

4

4

3

13

5

4

4

11

4

5

2

9

3

4

2

15

5

5

5

3




Этика ответа:

Умение слушать

Аргументировать не

подавляя других

8

4

4

8

5

3

8

5

3

4

2

2

7

3

4

10

5

5

4

Активность группы


3

4

5

3

5

5

Итог:


30

33

42

36

41

50


Игровые методы имеют преимущество: совершенствуются навыки самостоятельной работы, идет обмен опытом внутри коллектива.

В качестве самостоятельной работы по русскому языку предлагаю студентам разные виды творческих, поисковых работ: составление кроссвордов и тестов с целью овладения терминами своей специальности («Механика», «Автомобиль» «Электрификация»), или рыночных отношений «Рынок» «Культура речи». С удовольствием студенты собирают пословицы и поговорки, молодежно-студенческие жаргонизмы,

пишут мини-сочинения на профессиональные темы, работают с различными словарями.

Таким образом, методическое обеспечение и организация самостоятельной работы на занятиях зависят от творчества преподавателя. Н.И. Лексина