Просмотр содержимого документа
«Статья От игры к знаниям»
Статья «От игры к знаниям»
Автор: учитель музыки МОУ №7 г. Жуковский МО
Ружникова И.А.
«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы» (В.А. Сухомлинский).
Игра – это главное условие того, чтобы этот путь не стал скучной обязанностью и не отнимал у детей счастливого ощущения жизни. У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет, естественно и радостно включает детей в орбиту познаваемого. Кроме того,это прекрасное средство моделировать любой исследовательский процесс. Наконец, игра идеально мобилизует эмоции ребёнка, его внимание, интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребёнок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребёнок живёт наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью, живёт естественно, без усилий – это его естественная форма существования.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы направить игру в нужное для учёбы русло. Благодаря этому ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не выучивать их в виде готовых формулировок. Эта работа будет значительно легче, если педагог не будет посторонним в проводимой им игре. Подобно дирижёру, который управляет оркестром и находится «внутри музыки», учитель должен сам принимать участие во всех игровых ситуациях, которыми он руководит на уроке. Это, кстати, помогает ему контролировать игру, не позволяя ей уходить в сторону от целенаправленности урока.
Любое задание можно сделать игровым. Оттенок игры можно придать любой «строгой» работе. Особенно бесценны игры в конце, когда необходимо дать «эмоциональное крещендо» и финальную разрядку.
Игра – это всегда проблемная ситуация., требующая поиска, инициативы, творчества. В разнообразных музыкальных играх дети вместе с необходимыми знаниями и навыками приобретают уверенность в себе, артистичность, свободу выражения, а главное – интерес к процессу познания. Умение мыслить креативно очень скоро проявляется в мыслительной деятельности, в характере и в перспективе лепит личность ребёнка – творца.
На каждом уроке должна быть «игра в открытия». Педагог должен ежеминутно убеждать ребёнка, что он способен творить и открывать новое. Вот почему перед детьми должны ставиться такие заманчивые задачи, решение которых для ребёнка не тяжкий труд, а источник радости, когда усилие не изнуряет, а вознаграждает. Быстрая смена игровых заданий, соревновательность, динамика, «эмоциональное крещендо» к концу урока – по своему накалу урок музыки не должен уступать литературе или математике. Вывод: игра – это тот секрет, который превращает любое занятие в праздник!
Библиография:
Королёва Е,А, Музыка в сказках, стихах и картинках.
Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития детей младшего возраста.
Груздова И.В, Лютова Е.К, Никитина Е.В. Навстречу музыке. Игры для детей