Пятьдесят лет – это красивый возраст - с оценкой «отлично».
Артюшина Л.И.
Заведующая кафедрой дошкольного воспитания и обучения.
Костанайский педагогический колледж
Профессий ярких на земле не счесть
Но есть одна, как скульптор и ваятель
И нам судьбой дана такая честь
Готовить тех, чьё званье- воспитатель!
В городе Костанае работу по подготовке педагогических кадров вот уже 50 лет осуществляет Костанайский педагогический колледж. Его история – это незабываемые страницы в летописи страны, области, города, в жизни многих тысяч людей: кто-то получил в колледже педагогическую профессию, а кому-то судьба улыбнулась стать учеником того учителя, которого воспитал колледж.
В 1963 году было открыто педагогическое училище, а в 1970 году впервые открывается новая специальность 2010 "Воспитатель детского сада".
Открытие новой специальности объединило педагогов - энтузиастов, хорошо знающих практику работы дошкольных учреждений. Первых преподавателей дошкольного отделения: Дробышеву А.М., Заярко Г.Ф, Кузнецову В.К., Талай НГ отличала высокая культура, творческая активность, большая любовь к делу дошкольного воспитания. Так как специальность только открывалась то на их плечи легла тяжесть организационного периода, начинать приходилось с нуля, создавать учебные кабинеты, оборудование, наглядные пособия, учебные планы. Несмотря на тяжелые проблемы начального этапа развития дошкольной специальности, в ней сложился хороший коллектив преподавателей под руководством директора Онищенко ОМ и заместителя директора по учебной работе Скородинской ТИ.
В 1973 году состоялся первый выпуск воспитателей детского сада, среди них Мезенцева О.А, Орлова ГИ, Лебедева ЛС, Матвиенко, и др. На выпускниц первого набора был очень высокий спрос, так как росло число дошкольных учреждений, которые нуждались в квалифицированных педагогических кадрах.
В восьмидесятые годы формировался основной состав педагогического коллектива дошкольников - наш золотой фонд педагогов-ветеранов. Это отличники просвещения: Демьяненко ВГ, Гайдаш ТА, Елизарова ЛД, Чуфистова И В, Сазонова Л И, Майер ОА.
В эти годы шло активное становление дошкольной специальности: создавались традиции, завоевывался авторитет в городе. Развивалась внеклассная работа, постоянно действовали кружки: хоровой, танцевальный, литературный, оркестр народных инструментов; внедрялись разнообразные технические средства.
О высокой квалификации педагогов дошкольной специальности свидетельствует тот факт, что преподаватели регулярно выступали с сообщениями перед воспитателями города, были известны широким кругам работников дошкольного воспитания всей Костанайской области.
Важную роль в подготовке будущих воспитателей сыграла умелая организация педагогической практики. Богатый опыт практической работы позволил быстро установить деловые отношения с заведующими базовых детских садов, распределить студентов, оперативно и по-деловому обсуждать итоги педагогической практики.
Много изобретательности при проведении практики студентов проявили работники дошкольной специальности. Практиканты посещали свои группы в детских садах в течение всего учебного года, проходили здесь весь цикл своей будущей работы, начиная от простого наблюдения и заканчивая многими практическими делами.
На заседаниях предметно-цикловых комиссий , собраниях преподавателей и студентов обсуждается вопрос о перестройке дошкольного образования. Эти обсуждения были направлены на то, чтобы теоретическую подготовку студентов соединить с практикой повседневной жизни, с задачами и направлениями дошкольного образования. Вся эта большая работа проводилась под грамотным и хорошо организованным руководством нового директора училища Сальник ВП и заместителями директора по практическому обучению, отличниками просвещения Каз. ССР Олейником ГС и Кузнецовой ВК.
С переходом в новое здание, с расширением и улучшением учебно-материальной базы, повышением уровня профессионального образования педагогических кадров и в связи с потребностью квалифицированных кадров на базе дошкольной специальности было открыто заочное отделение. Возглавила отделение преподаватель педагогики – Заярко ГФ, а в 1984 году отделение приняла Артюшина ЛИ. На заочном отделении обучались педагоги, имеющие большой стаж работы в дошкольных учреждениях.
В связи с современными требованиями в педагогическом училище как на очной форме обучения так и на заочной вводится изучение теоретических основ музыки с методикой обучения, развиваются и совершенствуются профессиональные навыки на занятиях теории музыки, сольфеджио, музыкального инструмента. Большое внимание педагоги-музыканты Рыжик ТМ, Анфёрова ВЮ, Гафурова АА, Осокина НВ, Болотин ИН, Доценко ЕП, уделяли внеаудиторной учебной деятельности студентов.
В начале девяностых годов штат педагогов пополнился молодыми, талантливыми выпускниками педагогических вузов: Магнитогорска, Талды-Кургана, Алма-аты (Болкуненко ТА, Лойко ВА, Шибельгут АЕ, Огай НА, Душейко ВГ, Хамитова БМ, Арабаджи ТС). Это позволило в дошкольных образовательных учреждениях создать творческие лаборатории под руководством преподавателей-методистов педучилища. Так подгруппа Душейко ВГ изучала вопросы методики диагностики развития детского изобразительного творчества в детском саду № 19. Подгруппа преподавателя-методиста Лойко ВА работала над развитиием творческих способностей детей средствами ТРИЗ в детском саду № 30, подгруппа Огай Н А занималась проблемами физического воспитания дошкольников в детских садах СМП-687, №32. Подгруппа Вакуленко НИ работала над изучением особенностей речевого развития детей дошкольного возраста в детском саду №40.
В эти же годы педагогами энтузиастами: доктором педагогических наук Бектургановой РЧ, Мачнёвой СГ, Щур ВВ, Петриченко ВИ разрабатывается новая учебная документация для открытия педагогического комплекса « Лицей- Колледж – ВУЗ». Возглавил комплекс декан факультета МНО Кустанайского государственного университета профессор Марьин АМ. Выпускники специальности «Дошкольное воспитание» получили возможность получать высшее образование в ускоренные сроки.
Выпускники комплекса Беляева ТВ, Матвиенко НИ, Жакупова ОА, Алдабергенова СА, и др возглавляют дошкольные организации города Костаная и Костанайской области и осуществляют тесное сотрудничество с колледжем в рамках социального партнёрства.
В трудные для Казахстана годы, когда закрывались детские сады, дошкольные работники меняли сферу деятельности, специальность «Дошкольное воспитание» становилась невостребованной, Бектурганова Р.Ч.возглавившая колледж в это непростое время, создаёт творческую группу по открытию новой интегрированной специальности «Образование детей от 3-х до 10 лет». В творческой группе работали Майёр ОА, Артюшина ЛИ, Мехова ТИ, Маслова АИ. Это позволило сохранить накопленный опыт и материальную базу дошкольного образования в колледже. Что так пригодилось в начале 2000-х годов, когда вновь открыли специальность «Дошкольное воспитание». В эти годы шла модернизация всей системы дошкольного воспитания, обновлялось содержание, внедрялись новые технологии. Педагоги дошкольной специальности тесно сотрудничают с социальными партнёрами, выезжают на семинары, участвует в тренингах проводимых педагогами Казахстана, США, Англии, Чехии, России. Так Артюшина ЛИ, Лойко ВА, Азатова БТ, осваивают технологию программы «Шаг за шагом» и получают сертификаты и право обучать новой технологии студентов и педагогов Костанайской области. Они выпускают методические пособия, получают на них лицензии. Принимают самое активное участие в городских, областных и республиканских конференциях, публикуют материал в периодических изданиях.
Сегодня Костанайский педагогический колледж, возглавляемый директором кандидатом педагогических наук Уразамбетовой Г.У. – это современное, динамично развивающиеся образовательное учреждение с командой специалистов, успешно решающих сложные задачи компетеннтностного становления будущего педагога.
Коллектив колледжа – это профессионалы, чья компетентность, мастерство и ответственность обеспечивает безупречную работу всех структур и уверенное развитие учреждения в современных условиях.
Авангардом трудового коллектива по праву является преподавательский состав кафедры дошкольного обучения и воспитания. На кафедре работает двенадцать преподавателей из них: два отличника просвещения Каз. ССР, два почётных члена академии педагогических наук, два педагога награждены медалью Ы Алтынсарина, пять человек обучается в магистратуре. Они в полной мере реализуют современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных организаций. Об этом свидетельствует грамота Министерства образования и науки Республики Казахстан, которой были награждены педагоги кафедры за большой вклад в реализацию государственной программы «Балапан» и высокий профессионализм выпускников специальности.
В завершение следует сказать, что педагоги кафедры верны выбранному стратегическому курсу педагогами дошкольных дисциплин прошлых лет на создание инновационного поля образовательной среды, в котором актуализируется интеллектуальный, духовный и нравственный потенциал участников образовательного процесса в совместной деятельности, направленной на профессионально - компетентностное становление личности педагога дошкольного образования.