Cтатья направлена родителям школьников. Не секрет, что чтение хорошей и полезной книги способствует развитию речи ребёнка, помогает повысить грамотность. От умения и навыков чтения зависит то, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Поэтому взрослым необходимо поддерживать чтение детей.
Почему нужно поддерживать чтение детей?
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм в планшетах и музыке в сотовых телефонах. В прошлом родители доставали детские книги, простаивали за ними в очередях в магазинах, собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книги. Книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили. Хорошая книга не только воспитывала, но и помогала разобраться в веренице мыслей и чувств подростка, невольно вырабатывала грамотность.
Понятие грамотности в последние десятилетия изменилось и воспринимается более широко, совершенно иначе: это не только умение читать, писать и считать, владеть основами работы с компьютером, умение работать с информацией, но и многое другое. Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность. От умения и навыков чтения зависит то, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Поэтому нам, взрослым, необходимо поддерживать чтение наших детей.
В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Мы, взрослые, рассуждаем: «Заменит ли компьютер книгу?» «Дети совсем перестали читать»,- с волнением констатируют педагоги и родители. Но так ли это на самом деле?
В начале ХХ1 века наши дети читают «не то» и «не так», как мы с вами. Однако они читают, только вкусы их изменяются. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. На что же нужно обратить внимание? Как читают современные дети?
Тревоги и страхи наши возникают из-за того, что мы с вами ориентированы на старую модель чтения. Наши дети читают, но не то, что читали их родители.
Раньше высокий статус имел человек читающий, поддерживалась обязательность регулярного чтения.
Сейчас детям совершенно безразлично читает у него товарищ или нет.
Раньше в доме почти у всех было много книг, целые библиотеки, это было модно, периодики было гораздо меньше.
Сейчас обратная картина - мы на бегу покупаем газеты, журналы (иногда очень дорогие журналы), но очень редко книги, нам, взрослым, их просто некогда читать, за своим недостатком времени мы даже не можем подумать, что у наших детей времени больше.
Всё-таки нам, взрослым, нужно смириться с тем, что наши дети другие, не такие, какие мы были раньше.
Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком или с хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сами сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.
Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению? Это забота не только родителей, педагогов, библиотекарей, но и всей страны в целом. Это забота о будущем России.
Настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Но дети не займутся чтением сами, просто так, ни с того ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась Нужны взрослые, которые показали бы ребенку дорогу к большому книжному богатству. Во-первых, это родители, во-вторых, учитель, в-третьих, библиотекарь.
Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы родители сами не расставались с книгой, журналом или газетой.
Один из первых шагов - это правильный выбор книг. Книга должна быть иллюстрирована, а текст соответствовать способностям ребенка. Дети младшего возраста любят смотреть картинки, слушать, а потом только читать сами. Одну и ту же книгу можно перечитывать несколько раз, благодаря чему ребенок заучивает сказки наизусть. Но это относится к дошкольному возрасту или к первоклассникам.
Совсем другая ситуация для ребят постарше. Некоторые родители могут сказать, что когда их ребенок в детский сад ходил, то и книжки любил слушать, а сейчас ничем не интересуется, только компьютер на уме. Неправда. Просто, ребенок выберет книгу, если она ему интересна, под рукой находится. Компьютер у нас всегда рядом, а хорошую книгу нужно еще найти.
В наше время семейное чтение заканчивается, как только ребенок начинает читать сам. Родители устраняются от этого процесса, так как сами не испытывают потребности в книге, ограничиваясь просмотром газет и «глянцевых» журналов. Но ведь книга вобрала в себя опыт многих поколений, она учит, воспитывает, помогает выйти из трудных ситуаций, найти свое место в жизни. Поэтому мы, взрослые, должны открыть детям ценность книги.
Попробую вам определить те правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить своего ребенка к чтению.
Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста, и даже если ему 10, 12 или 15 лет. Готовит мама на кухне ужин, ребенок рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу свою дальше.
Не хочет ребенок читать вслух потому, что ему трудно. Но при чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.
Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему пытаетесь навязать шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией книга загадок.
Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получится не так, как хотелось маме, папе или учителю. Подбодрите ребёнка.
Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «Книга - лучший подарок»- эта фраза очень актуальна и популярна сейчас.
Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.
Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.
Выпишите какой-нибудь детский литературный журнал, который он будет ждать. Там чаще всего печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.
Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.
Отведите сами ребенка первый раз в библиотеку, пусть эти походы вместе с вами будут регулярными. Не ленитесь, библиотека работает и в выходные дни. Ваш ребенок потом привыкнет и будет ходить туда самостоятельно.
Купите настольную игру, предполагающую чтение.
После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить: совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Он может только посмотреть картинки в книге и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.
Предложите ребенку газету с простыми детскими кроссвордами и дайте понять: чтобы разгадать данный кроссворд, нужно прочитать вот эту, эту и эту книги.
Читайте вместе вслух друг другу смешные истории, короткие рассказы, сказки пусть только по субботам или воскресеньям, но регулярно. Дети будут этого ждать и для следующего раза будут искать уже сами в библиотеке интересную книгу.
Всегда спрашивайте у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикуйте, если его мнение расходится с вашим, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на мир, а не ваш.
Не форсируйте события, темпы обучения чтению зависят от многих факторов: здоровья, утомляемости ребенка, уровня любознательности, эмоциональности и т.д. Сегодня вы решите, что ваш ребенок должен полюбить книгу, завтра он ее не полюбит, не ждите. От вас также требуется терпение.
Уважительно относитесь к книге, и к ней будут уважительно относиться ваши дети, подайте им пример, сами читайте.
Несколько «НЕ» для родителей, которые хотят приучить своего ребенка к чтению
Не спешить;
Не торопить;
Не подгонять ребенка;
Не работать «на время», т.е. на большую продолжительность чтения или «на скорость»; любовь к чтению и техника чтения - разные вещи;
Не стремиться достичь своего любой ценой;
Не наказывайте ребенка чтением, запрещая ему пользоваться любимым делом.
Не стоит бросаться в крайности. Ребенок должен быть ребенком, и в его памяти должны остаться не только книги и развивающие занятия, но и походы на природу, в театр, в цирк, семейные праздники, общение с друзьями. Не стоит забывать и о том, что в городе есть не только книжные магазины, но и библиотеки, где очень разнообразная тематика книг, где маленькие читатели занимаются и выбирают книги отдельно от подростков. Есть великолепный читальный зал, где можно уютно расположиться и просмотреть журналы.
Привлекать ребенка к чтению нужно в более раннем возрасте, действовать по принципу «не навреди», т.е. не заставлять и не мешать общению с книгой, но поощрять интерес к чтению и самим быть примером для маленького читателя.