Проектирование и анализ современного урока:
методические рекомендации
В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики.
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные выделяют следующие компетентности: предметно-методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую, в области валеологии образовательного процесса, в сфере трансляции собственного опыта. Но особенно значимы для учителя две компетентности:
компетенность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса;
компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. [1].
Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования урока.
В новом стандарте на первое место выходят требования к результатам образования: предметным (усвоение знаний, умений и навыков, социального опыта в рамках отдельного учебного предмета); метапредметным (освоение различных способов деятельности); личностным (формирование системы ценностных отношений обучающихся). Общие требования к результатам должны быть учтены при проектировании и анализе урока.
Нами разработана модель анализа современного урока. За основу взята технология анализа, предложенная Н.Л.Галеевой [2]. Мы изменили названия и содержание основных критериев анализа, учитывая требования новых стандартов к организации учебной деятельности. Новыми при анализе современного урока являются критерии, связанные с деятельностью учителя по целеполаганию и мотивации учащихся, формирование и развитие универсальных учебных действий, результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. Кроме критериев оценки качества урока мы разработали уровни реализации каждого из выделенных критериев, что позволит оценить качество отдельного урока и проследить в динамике уровень профессиональны компетентностей учителя.
Надеемся, что данные методические рекомендации будут полезны методистам, учителям при подготовке открытых уроков и их анализе.
Критерии оценки качества урока
Требования к уроку | Что оценивается |
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности | Оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся. Оценивается четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников. |
2. Тип, форма и содержание урока | Оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Оценивается соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Оценивается соответствие формы урока раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока. |
3.Структура урока | Оценивается оптимальность структуры данного урока, логическая связь этапов урока по достижению учебных задач. |
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей | Оцениваются особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная) Оценивается уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Оценивается уровень достижения поставленных учебных целей |
5.Инструментарий учителя (технологии, методы, приемы) | Оценивается эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Оценивается адекватность выбранных форм, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся. |
6. Дидактическое оснащение урока | Оценивается разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Оценивается использование учителем различных источников информации. Оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации ТСО на уроке. |
7. Формирование и развитие УУД | Оценивается соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД: - личностных, - познавательных, - коммуникативных, - регулятивных. |
8.Организация контроля результатов обучения | Оценивается разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока |
9.Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей | Оценивается результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Оценивается разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезис, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.) Оценивается формы самооценки (рефлексия) деятельности учащихся по итогам урока. |
10. Стиль общения | Оценивается деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником. |
Мы выделяет три уровня реализации каждого из выделенных критериев анализа: от 0 – самого низкого, до 2 – оптимального. Содержание каждого уровня представлены в таблице.
Уровни реализации каждого из выделенных критериев качества урока
Требования к уроку | 2 – требование выполнено на оптимальном уровне | 1 – есть резервы или недостатки при выполнении требований | 0 – требование практически не выполнено |
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности | | Учитель осознает важность этапа мотивации, использует набор приемов мотивации. Отбор приемов мотивации для конкретного класса или ученика производится интуитивно, без опоры на педагогический анализ. Учитель недостаточно грамотно формулирует цели или не учитывает возрастные особенности учащихся. | Учитель практически не владеет навыками управления ростом учебной мотивации учающихся. Используемые приемы мотивации не учитывают данные о детях конкретного класса. Учитель не сформулировал цели для учащихся. |
2. Тип, форма и содержание урока | Содержание учебного материала соответствует требованиям обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Содержание представлено ученикам в виде разнообразных источников: справочников, энциклопедий, компьютерных программ. | Содержание учебного материала не всегда соответствует требованиям стандарта – иногда неправомочно завышается, иногда – занижается. Содержание представлено в виде однотипных источников для получения учебной информации. Содержание не вполне соответствует типу урока, поставленным целям для ученика и раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока для учителя | При отборе учебного содержания учитель практически не руководствуется требованиями стандарта, целям и ведущим идеям урока. Содержание представлено в виде одного источника для получения учебной информации (учебника). Содержание не соответствует типу урока, поставленным целям для ученика и не раскрывает предметные, метапредметные и личностные цели урока для учителя. |
3.Структура урока | Учитель выбирает и реализует структуру урока, оптимальную для этого контингента детей и поставленных учебных задач. Выражена логическая связь этапов урока. Четко завершается каждый этап урока и производится постановка задач на следующий этап. | Учитель выбирает и реализует структуру урока без достаточной опоры на цели и задачи, без учета особенностей контингента. Недостаточно четко происходит переход от одного этапа урока к другому. | Не организованы четкое завершение этапов урока и мотивация на следующий этап. Учитель не может связать выбор урока с особенностями контингента. План урока не предъявляется. |
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей | Применяются разнообразные формы учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная) Учитывается уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Проверяется уровень достижения поставленных учебных целей | Применяются однообразные формы учебной деятельности учащихся Не всегда учитывается уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Не всегда проверяется уровень достижения поставленных учебных целей | Применяются однообразные формы учебной деятельности учащихся Не учитывается уровень развития личностных возможностей учащегося Не проверяется уровень достижения поставленных учебных целей |
5.Инструментарий учителя | | | |
6. Дидактическое оснащение урока | На уроке учителем используются различные источники информации Формы работы с ТСО на уроке выбраны с учетом их целесообразности, а время, отведенное на эту работу – оптимально. Оценка качества урока должна производиться с учетом целесообразности ТСО. Если на уроке не были использованы ТСО, но задачи урока решены, и учитель может объяснить, почему не были использованы эти ресурсы, то учителю выставляется высший балл | Дидактическое оснащение урока отличается однообразием заданий Используется один дополнительный источника информации Учитель использует ТСО, но формы использования не всегда оптимальны. Время, отведенное на работу с ТСО, завышено или недостаточно. | Используется только один источник информации – учебник Учитель не использует ТСО тогда, когда это необходимо и подкреплено материальными возможностями. Учитель использует ПК, видеоряд без дидактического сопровождения. |
7. Формирование и развитие УУД | Уровень сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД, оптимален. Учитель использовал задания, направленные на формирование и развитие разных УУД: - личностных, - познавательных, - коммуникативных, - регулятивных. | Средний уровень сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД. Использованные задания способствуют формированию и развитию только 1-2 видов УУД. | Низкий уровень сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД. Использованные задания не способствуют формированию и развитию разных виды УУД. |
8.Организация контроля результатов обучения | На этапе проверки д/з используются приемы, позволяющие оценить как индивидуальный, так и общий уровень обученности. При организации контроля результатов обучения используются разные формы контроля. | Проверка д/з или актуализация знаний проводится выборочно, через ответы нескольких учеников. Контроль результатов обучения не всегда объективен, проводится выборочно. Используются однообразные формы контроля результатов обучения | |
9.Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей | Высокий уровень достижения поставленных целей урока. Формы представления результата совместной деятельности разнообразны: проект, план, тезис, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д. | Недостаточный или критический уровень достижения поставленных целей урока. Однообразны формы представления результата совместной деятельности Не проводилась самооценка (рефлексия) деятельности учащихся по итогам урока. | Поставленные цели урока не достигнуты. Формы представления результата совместной деятельности однообразны или отсутствуют. Не проводилась самооценка (рефлексия) деятельности учащихся по итогам урока. |
10. Стиль общения | | | |
Оценка качества открытого урока
Учитель
Класс
Тема урока
№ | Требование к уроку | Оценка качества 2 – требование выполнено; 1 – есть резерв; 0 – практически не выполнено |
1. | Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности | |
2 | Тип, форма и содержание урока | |
3 | Структура урока | |
4 | Деятельность учащихся по достижению учебных целей | |
5 | Инструментарий учителя | |
6 | Дидактическое оснащение урока | |
7 | Формирование и развитие УУД | |
8 | Организация контроля результатов обучения | |
9 | Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей | |
10 | Стиль общения | |
11 | Сумма баллов | |
12 | Качество урока: сумма баллов Х 100% : 20 | |
100-85 % - оптимальный уровень; 84 – 60 % - допустимый уровень; 59 – 50 % - критический уровень; менее 50 % - недопустимый уровень. |
Форма для оценки качества уроков учителя (в динамике)
Требования к уроку | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема | Дата Класс Тема |
| | | | | | | | |
2 – требование выполнено; 1 – есть резерв; 0 – практически не выполнено |
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности | | | | | | | | |
2. Тип, форма и содержание урока | | | | | | | | |
3.Структура урока | | | | | | | | |
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей | | | | | | | | |
5.Инструментарий учителя | | | | | | | | |
6. Дидактическое оснащение урока | | | | | | | | |
7. Формирование и развитие УУД | | | | | | | | |
8.Организация контроля результатов обучения | | | | | | | | |
9.Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей | | | | | | | | |
10. Стиль общения | | | | | | | | |
Сумма баллов | | | | | | | | |
Качество урока Сумма баллов Х 100% : 20 | | | | | | | | |
100-85 % - оптимальный уровень; 84 – 60 % - допустимый уровень; 59 – 50 % - критический уровень; менее 50 % - недопустимый уровень. |
Предложенная модель анализа урока может быть использована методистами центров развития образования, администрацией школы при оценке качества посещённых уроков, членами экспертной комиссии при аттестации учителя на категорию. Эту модель анализа должен иметь и учитель, чтобы использовать её не только при подготовке открытого урока, но и обычных уроков, что позволит легко выявить «западающие» критерии. Типология требований к уроку поможет учителю совершенствовать свои профессиональные умения при проектировании урока.
Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта, которая позволяет проследить путь к достижению конкретных образовательных результатов на каждом этапе урока. Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты. Предложенная нами Технологическая карта является универсальной моделью, которая может быть использована вне зависимости от учебного предмета, выбранной образовательной технологии, типа и формы урока, контингента учащихся.
Рассмотрим на примере конкретного урока, как работает эта технологическая карта.
Синотина Е.В. (Ярославль)
Урок подготовки к сочинению-рассуждению
«Природа – наш общий дом» в 6 классе
Методический комментарий.
Урок подготовки к сочинению на нравственную тему в 6 классе разработан с учетом требований новых стандартов, итоговой аттестации по русскому языку в 9,11 классах.
Как известно, в ходе экзамена проверяются умения:
извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении,
определять средства выражения авторской позиции,
определять принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи,
создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Эти коммуникативные умения формируются в результате целенаправленной систематической работы с текстовым материалом, начиная с 5 класса. Предлагаемый нами урок – один из вариантов комплексного анализа текстов сходной проблематики, имеющий выход в практику творческой деятельности ученика.
Предварительная работа:
Подготовка к сочинению завершает цикл уроков, посвященных работе с текстами о природе:
Н.Надеждиной «Дом, в котором будет жить друг» (Русский язык: учеб.для 6 класса / М.Баранов и др. М., 2010. Упр.388). Текст анализируется в классе, учащимся предлагается переработать текстовый материал в ином жанровом режиме: создать аннотацию, написать заметку в школьную газету, представить информацию текста в виде социального плаката;
Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами», по которому учащиеся пишут подробное изложение;
М. Пришвина «Кладовая солнца», который изучается на уроках литературы.
Домашнее задание к уроку подготовки к сочинению на нравственную тему:
По записям в тетради вспомнить особенности жанра притчи, аннотации.
Найти в разных источниках информации (детских энциклопедиях, журналах, интернете) сведения об экологической ситуации в нашем городе, области.
Индивидуальные задания: выразительное чтение текста Н.Соколовой «Рябинка», создание социального плаката по тексту Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами».
Оборудование урока:
распечатки текстов Ю.Яковлева, Н.Соколовой;
рабочие листы с заданиями;
тетрадь по развитию речи;
материалы, подготовленные учащимися к уроку;
презентация учителя
Ход урока
Создание проблемной ситуации.
Учитель:Мы живём в век новых технологий, человек проник в тайны природы, научился использовать её богатства. Но деятельность человека привела к сложной экологической ситуации на планете. Информация, которую вы подобрали, служит тому доказательством.
Выступления учащихся об экологической ситуации в нашем городе, регионе.
Учитель:Сегодня в ходе урока мы попробуем ответить на вопрос: Почему, зная о необходимости сохранения природы, человек губит её?
К размышлению над проблемой ответственности человека за сохранение природы нас приглашают авторы текстов: Ю.Яковлев и Н.Соколова.
Цель урока состоит в том, чтобы понять смысл авторских текстов и подготовиться к домашнему сочинению на нравственную тему.
В этом сочинении вы поделитесь своими размышлениями о том, что может сделать каждый из нас для сохранения природы.
Сегодня мы работаем индивидуально и в группе, по ходу урока вы заполняете рабочие листы. Вам также понадобятся тетради по развитию речи.
II. Работа с текстом Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами».
(Текст учащимся уже знаком, на предыдущих уроках они писали по нему подробное изложение).
Задание классу: внимательно прочитать текст, вспомнить содержание, понять смысл и написать аннотацию к этому тексту, используя опорные речевые конструкции.
Учитель задаёт вопросы:
- Что такое аннотация?
- С какой целью создается?
- Какую информацию содержит?
Опорные речевые конструкции для написания аннотации:
Текст известного писателя Ю.Яковлева адресован…
В нем рассказывается о том, как…
Автор поднимает важную проблему… или Его тревожит…
Автор убежден в том, что…
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.
Учитель задаёт вопросы по анализу текста:
- Почему главным образом этого рассказа является именно ромашка, а не другое растение?
- Как вы понимаете смысл названия рассказа? («Солнце с белыми лучами» - символ душевного тепла, красоты).
III. Проверка индивидуального домашнего задания:
Учитель. Главная мысль этого текста может быть представлена в виде зрительного образа - социальной рекламы.
Вводится понятие социальной рекламы, её особенностей. Теоретический материал иллюстрируется с помощью учительской презентации.
Ребятам было предложено индивидуальное задание – создать эскиз социальной рекламы. Сейчас мы познакомимся с их работами и оценим их.
Авторы представляют свои работы, класс оценивает.
IV. Работа с текстом Н.Соколовой «Рябинка».
Учитель.Сегодня мы познакомимся еще с одним текстом писателя Н.Соколовой «Рябинка».В нем также звучит тема «Человек и природа».
Задание классу: внимательно прослушать текст, оценить выразительность чтения и подготовиться к анализу текста.
Выразительное чтение текста, оценка класса
Учитель: Предлагаю вам поработать в группах и подготовить ответы на вопросы по этому тексту.
1 группа:
- О чем текст?
- Кому он адресован: взрослым или детям?
2 группа
- Какую задачу ставит перед собой автор?
3 группа
- Какой жанр выбирает для решения этой задачи? В чём его особенность?
4 группа
- В чем особенность композиции рассказа?
Учащиеся обсуждают вопросы в группе и готовят монологические ответы.
Звучат ответы на вопросы.
Учитель: Продолжите работу в группах. Подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст и составьте план к тексту.
Учащиеся работают над составлением плана в группе.
Зачитывают свои варианты. Идёт обсуждение вариантов плана.
Учитель: А теперь обратимся к художественным особенностям текста, которые помогают в решении авторской задачи.
(Учитель ведёт фронтальную беседу по вопросам).
- Зачем автор так подробно описывает рябинку?
- Найдите в тексте слова, в которых выражено авторское отношение к рябинке.
- Для создания образа трепетной рябинки автор использует особые изобразительные средства.
Учитель:самостоятельно проанализируйте изобразительные средства, выполнив небольшое тестовое задание, и подготовьте связный рассказ о роли изобразительных средств в рассказе-притче Н.Соколовой.
Ученики самостоятельно выполняют тестовое задание с последующей проверкой.
Звучит связный ответ о роли изобразительных средств в рассказе-притче Н.Соколовой.
Учитель продолжает фронтальную беседу по вопросам.
- Почему автор называет рассказ «Рябинка», а не рябина?
- Как вы думаете, для чего автор подчеркивает близость рябинки с человеком?
- Как строит автор вторую часть текста?
- Кто приходит к рябинке?
- Почему автор не дает героям имен?
- Случаен ли выбор этих героев: девочка, шофер, студенты, влюбленный?
- Почему, рассказывая о людях, которые приходят к рябинке, автор использует прямую речь?
- Понаблюдаем, какие реплики произносят герои.
- Верит ли автор в искренность этих людей, которые сожалеют, что рябинка ломаная, искореженная?
- Как оценивает автор поступки героев? Зачитайте.
- Почему автор дает такую оценку, разве она считает людей правыми?
- В каких словах заключена главная мысль рассказа-притчи?
- Как вы их понимаете?
- Письменно сформулируйте, какой нравственный урок хочет преподать людям автор? О чем заставляет задуматься этот рассказ?
V. Работа над проблематикой двух текстов
Учитель:
- В чем вы видите близость текстов?
- Найдите слова, обороты речи, которые доказывают близость авторской позиции Ю.Яковлева и Н.Соколовой? (подчеркните эти слова)
- Согласны ли вы с позицией авторов?
- Как бы вы теперь ответили на главный вопрос урока: Почему, зная о необходимости сохранения природы, человек губит её?
Вывод: Часто человек губит природу неосознанно. Человек несет ответственность не только за преступления перед обществом, он в ответе перед своей совестью за свои необдуманные поступки.
VI. Подготовка к выполнению домашнего задания
Учитель: Домашним заданием будет написать небольшое сочинение по двум текстам и выразить свое отношение к поднятой в текстах проблеме, доказать свою точку зрения.
Работа над композицией и особенностями речевого оформления сочинения
- Какой тип текста вы выберете?
- Какова композиция сочинения-рассуждения?
Тезис:Ю.Яковлев и Н.Соколова пишут о том, как люди бездумно и безнаказанно уничтожают окружающую их природу. Я согласен с авторами.
Доказательства:
Разные способы аргументации:
Привести пример из своего жизненного опыта;
Использовать материалы из разных источников информации о расточительном отношении человека к природе;
Показать близость человека с природой: личный опыт, произведения литературы.
Вывод: самостоятельно.
Для оформления ваших высказываний вам помогут речевые клише:
Для оформления вступления
Мы познакомились с текстами современных авторов о природе.
В текстах авторы поднимают важную проблему…
Для оформления основных мыслей (доказательств)
Через весь текст(ы) проходит мысль о том, что…
Автор(ы) текстов убедительно доказывают, что…
Автор(ы) подводят нас к мысли о том, что…
Для выражения собственного мнения
По-моему, авторы совершенно правы.
Я согласна с авторами в том, что…
Я считаю, что…
Я думаю, что…
Мне кажется, что…
Для аргументации
Можно привести пример из…
Достаточно вспомнить…
Известны такие факты…
Для оформления заключения
Таким образом, я считаю…
В заключении хочется сказать о том, что…
Рябинка
(1)Выросла рябинка при дороге.
(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3)Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды, и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.
Шла мимо девочка.
Увидела рябинку, поахала.
- Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
И она была по-своему права.
Ехал на машине усатый дядька.
- Ух, ты… Прямо картинка… Шикарно!
Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
- Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
Что ж, он был тоже по-своему прав.
Под вечер шли туристы.
- Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример…
Шел в сумерках влюбленный.
- Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… А Люсенька обрадуется.
На другой день приехал хозяйственник.
- Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
- Убрать. Срубить. А то весь вид портит.
И он был по-своему прав.
В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.
(По Н.Соколовой)
Солнце с белыми лучами
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии.
- Мама, мы нашли странный цветок!
- Он растет за домом, около клена с красными листьями.
- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтойсердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду.
- Значит, не ты посадила этот цветок? И они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Дети заметили на глазах у бабушки слезы.
- Это ромашка, - тихо сказала бабушка.
- Ро-маш-ка, - по складам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?
- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.
- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:
- Срывали просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:
- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.
(По Ю.Яковлеву)
Рабочий лист к уроку
Готовимся к сочинению на нравственную тему
Ю.Яковлев «Солнце с белыми лучами»
1. Аннотация
Текст известного писателя Ю.Яковлева адресован…
В нем рассказывается о том, как…
Автор поднимает важную проблему…
Автор убежден в том, что…
2. План анализа социальной рекламы:
Содержание (что изображено и как)
Авторская идея (какую идею хотел донести автор)
Наличие слогана. (как выражена в нём авторская идея)
Н.Соколова «Рябинка»
3. План:
1.
2.
Тест
1) Для описания рябинки автор выбирает стиль
научно-популярный
официально-деловой
художественный
публицистический
2) Для создания образа трепетной рябинки автор использует выразительные средства:
сравнение
гиперболу
олицетворение
антитезу
С какой целью автор подробно описывает рябинку, сравнивая её с ребёнком (предложения 2-3).
1) Автор затрудняется в подборе изобразительных средств, поэтому сравнивает дерево с человеком
2) Автор сравнивает рябинку с ребёнком, потому что она главный образ в рассказе
3) Внешне рябинка похожа на фигуру ребёнка
4) Для автора рождение рябинки подобно чуду рождения человека. Н.Соколова любуется рябинкой, как ребенком.
4) В каком значении употреблено слово «дрожала» (предложение 7).
А) сотрясалась
Б) боялась, трепетала
В) переливалась, светилась
Г) опасалась
О чем заставляет задуматься рассказ-притча?
Сочинение-рассуждение
Тезис:Ю.Яковлев и Н.Соколова пишут о том, как люди бездумно и безнаказанно уничтожают окружающую их природу. Я согласен с авторами. |
Доказательства: |
Привести примеры о расточительном отношении человека к природе: | 3.Показать близость человека с природой: личный опыт, произведения литературы. |
1. из своего жизненного опыта | 2. из разных источников информации |
Вывод: |
Речевые клише Для оформления вступления
Мы познакомились с текстами современных авторов о природе.
В текстах авторы поднимают важную проблему…
Для оформления основных мыслей (доказательств)
Через весь текст(ы) проходит мысль о том, что…
Автор(ы) текстов убедительно доказывают, что…
Автор(ы) подводят нас к мысли о том, что…
Для выражения собственного мнения По-моему, авторы совершенно правы.
Я согласна с авторами в том, что…
Я считаю, что…
Я думаю, что…
Мне кажется, что…
Для аргументации
Можно привести пример из…
Достаточно вспомнить…
Известны такие факты…
Для оформления заключения Таким образом, я считаю…
В заключении хочется сказать о том, что…
Оцени результаты своей работы
Что нового узнал(а) на уроке?
Что понравилось
Что показалось трудным?
Чему научился?
Где и когда смогу применить на практике полученный опыт?
Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке
Примеры ученических высказываний
Мы познакомились с текстами современных авторов о природе. В них поднимается важная проблема бездумного отношения человека к природе. Люди порой не сознают, какой вред они наносят всему живому. Я присоединяюсь к мнению Ю.Яковлева и Н.Соколовой.
Некоторые фабрики и заводы сливают в реки, озера и моря вредные отходы, тем самым губят рыб и других водных обитателей. Часто по вине человека выгорают леса. Автотранспорт выделяет выхлопные газы, которые загрязняют воздух.
Людям пора задуматься о масштабах происходящего. Экологическая обстановка на планете становится с каждым годом хуже и хуже. В заключение хочется призвать всех людей ценить то, что дает нам природа.
Утраченного не вернуть. Но будущему поколению нужна цветущая планета. Мы должны защитить мир от экологической катастрофы.
Шанина Жанна.
На уроке мы познакомились с текстами современных авторов о природе: Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами» и Н.Соколовой «Рябинка». В них говорится о том, как люди бездумно и безнаказанно уничтожают окружающую их природу.
Авторы доказывают, что, причиняя даже малейший вред природе, мы губим ее. Я убедилась в этом на собственном опыте. Когда я шла парком, то увидела березу, у которой была отрублена толстая ветка, и из дерева капал березовый сок. Мне было очень жалко березку. Люди не подумали о том, что дерево погибнет. В притче Н.Соколовой тоже рассказывается о гибели всего лишь одной рябинки. Но в жизни таких случаев много.
Я считаю, что природа - наш друг и помощник. Об этом пишут русские писатели в своих произведениях: М.Пришвин в сказке-были «Кладовая солнца», В.Астафьев в рассказе «Васюткино озеро».
В заключение хочется сказать, что человек и природа – это единое целое. Я советую любить и охранять нашу природу.
Пучинина Мария.
Ю.Яковлев и Н.Соколова пишут о том, что люди уничтожают окружающую их природу. Я согласен с авторами. В рассказе Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами» люди безжалостно срывали ромашки, и вскоре их почти не стало. Автор говорит: «Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим». В произведении Н.Соколовой «Рябинка» люди срывали по одной ветке ради удовольствия и погубили молодую красивую рябинку. Под рябинкой автор подразумевает всю природу, он пишет: «В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет». Люди должны быть в ответе за свои поступки.
В разных источниках читаем: «Ежедневно на планете исчезает в среднем около ста видов животных. Вымирающими сегодня числятся двенадцать тысяч видов флоры и фауны». Виной всему – неразумная деятельность человека. Нужно бережно относиться к природе, ведь человек – часть природы, без нее он не выживет.
Камзолов Дмитрий.
Ю.Яковлев и Н.Соколова поднимают проблему гибели природы от рук человека. Люди вырубаю леса, топчут цветы и траву, своими необдуманными поступками наносят вред природе.
Мы с мамой и друзьями ежегодно ездим на турслеты. Мы никогда не оставляем костер без присмотра, всегда используем только сухие, погибшие деревья и тушим костер, когда уезжаем. Мы хотим сохранить природу такой же зеленой и красивой. Природа – наш друг, но она не вечна. Подумайте над этим, люди!
Щеглов Александр.
Технологическая карта урока русского языка
Цели для ученика 1. Понять смысл авторских текстов Ю.Яковлева и Н.Соколовой 2. Подготовиться к домашнему сочинению на нравственную тему. | Цели для учителя Предметные цели: освоение знаний о типах речи, тексте, его структуре, проблематике, жанрово-стилистических особенностях, о способах выражения авторской позиции; овладение жанрово-стилистическим анализом художественного текста в соответствии с авторской задачей, в единстве его формы и содержания. Метапредметные цели: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные цели: обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции. |
Тип урока Урок развития речи. | Форма урока Урок-практикум |
Опорные понятия, термины Текст, типы речи, рассуждение, композиция сочинения-рассуждения Изобразительные средства языка (эпитет, метафора). Жанр, аннотация, притча Экологические проблемы. Речевые клише | Новые понятия Социальная реклама, слоган |
Объекты контроля Результаты индивидуальных творческих работ по созданию социальной рекламы. Самостоятельный анализ текста Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами»; групповой анализ текста Н.Соколовой «Рябинка». Рабочие записи по ходу урока | Формы контроля Сочинение в жанре аннотации Тест |
Домашнее задание к уроку. Повторить материал о типах речи, жанровых особенностей притчи, аннотации. Поиск информации об экологических проблемах в нашем городе, области. Индивидуальные задания: выразительное чтение текста Н.Соколовой «Рябинка», эскизы социальной рекламы на основе текста Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами». Домашнее задание после урока. Написать сочинение-рассуждениепо текстам Н.Соколовой, Ю.Яковлева. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
инструментарий учителя | Формируемые УУД |
технологии, методы и приёмы | дидактический материал | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
1.Создание проблемной ситуации | Формулирует проблему, которая будет затронута на уроке - проблема ответственности человека за сохранение природы | Внимательно слушают и соотносят названную проблему с собственной позицией | Познавательный метод (создание проблемной ситуации) | Презентация учителя | Способность к решению нравственных проблем | | | | Приняты учебные цели урока, создана мотивация на решение учебных задач. |
2. Работа с текстом Ю.Яковлева | Предлагает познакомиться с текстом Ю. Яковлева «Солнце с белыми лучами» Задает вопросы классу по тексту. Обращается к ранее изученному. Задает вопросы об особенностях аннотации: - что такое аннотация? - с какой целью создается? - какую информацию содержит? Обращает внимание учащихся на возможные опорные речевые конструкции, применяемые при написании аннотации | Чтение текста Отвечают на вопросы Актуализируют информацию об аннотации. Отвечают на вопросы учителя Пишут аннотацию к тексту Ю. Яковлева, используя опорные речевые конструкции | Словесный метод (беседа по тексту) Практические методы (создание аннотации к тексту) | Текст Ю.Яковлева, презентация учителя, Тетрадь по развитию речи, Рабочий лист учащихся | Развитие умений навыков познания и самопознания через художественное слово | Развитие умения строить речевое высказывание в письменной форме по опорным речевым конструкциям Умение выделять главную идею текста Уметь определять основные особенности аннотации Умение создавать аннотацию к художественному тексту | Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее), выразительно читать вслух прозаический текст Умение грамотно и четко отвечать на вопросы Умение самостоятельно формулировать выводы и обобщения | Умение определять степень успешности выполнения своей работы | Создана аннотация к рассказу Ю. Яковлева «Солнце с белыми лучами» |
3.Проверка индивидуального домашнего задания | Управляет вниманием учащихся при проверке индивидуального домашнего задания | Слушают и оценивают работы учащихся, представленных в виде визуальных образов: социальной рекламы – плаката. | Словесный метод (доклады учащихся, беседа по сообщениям) | Презентация учителя, Рабочий лист учащихся, Эскизы социальной рекламы | | Умение переводить текстовую информацию в иную знаковую систему (визуальный образ) | Умение слушать выступления одноклассников, задавать вопросы | Умение оценивать выступления одноклассников Умение использовать дополнительные источники информации | Получены новые знания о социальной рекламе. Выставлена оценка индивидуальным творческим работам одноклассников |
4.Работа с текстом Н.Соколовой | Организует работу в группах по анализу текста. Комментирует задания к тексту: озаглавить каждую часть Оказывает помощь при подготовке связного рассказа об изобразительных средствах. Помогает учащимся сформулировать вывод по тексту Н. Соколовой | Заранее подготовленный ученик выразительно читает текст Н. Соколовой «Рябинка». Внимательно слушают текст, который читает ученик. Оценивают выразительность чтения Обсуждают вопросы в группе и готовят связный монологический ответ. Озаглавливают каждую часть текста в группе Самостоятельно анализируют изобразительные средства, используемые автором для создания образа трепетной рябинки. Готовят связный рассказ об изобразительных средствах языка. Выполняют тестовое задание индивидуально Письменно формулируют, какой нравственный урок хочет преподать людям автор? О чем заставляет задуматься этот рассказ? | Словесный метод (беседа по тексту) Письменный метод (тест, работа с текстом) Работа в группе | Текст Н.СоколовойРабочий лист учащихся | Развитие умений навыков познания и самопознания через художественное слово. Личностное осмысление поведения героев рассказа | Умение создавать план к художественному тексту Умение определять авторскую позицию Уметь обосновывать выбор определённых средств художественной выразительности для решения авторской задачи Умение строить связный рассказ о роли изобразительных средств языка в тексте Н.Соколовой Умение видеть проблему в художественном тексте Умение определять жанровое своеобразие рассказа-притчи Н.Соколовой Умение строить речевое высказывание на заданную тему в письменной форме | Умение читать и слушать текст Умение четко и грамотно отвечать на вопросы | Умение определять степень успешности выполненной работы по анализу изобразительных средств Умение давать самооценку своей деятельности после выполнения тестовых заданий. | Выполнен тест Подготовлен связный монологический ответ по выявлению авторской позиции в тексте Подготовлен связный рассказ об изобразительных средствах языка, используемых в тексте Н. Соколовой «Рябинка» Сформулирован вывод по рассказу Н. Соколовой «Рябинка» |
5.Работа над проблематикой двух текстов | Формулирует вопросы, связанные с проблематикой двух текстов | Отвечают на вопросы учителя. Выделяют в тексте слова, обороты речи, которые доказывают близость авторских позиций Яковлева и Соколовой. Формулируют свою личностную позицию по заявленной авторами проблеме | Словесный метод (беседа по текстам) Метод мыследеятельности | Текст Ю.Яковлева,Н.Соколовой,Рабочий лист учащихся | Умение соотносить позицию автора со своей собственной точкой зрения | Умение сравнивать тексты со сходной проблематикой Умение находить в текстах фразы и обороты речи, в которых выражена авторская позиция Умение делать выводы | Понимать точку зрения авторов Н. Соколовой и Ю. Яковлева Умение формулировать собственную точку зрения по нравственной проблеме | | Определена собственная нравственная позиция по заявленной проблеме |
6.Подготовка к выполнению домашнего задания | Формулирует домашнее задание. Организует работу над композицией и особенностями речевого оформления сочинения Помогает учащимся сформулировать тезис сочинения | Записывают домашнее задание в тетрадь. Актуализируют знания об особенностях композиции сочинения-рассуждения. Формулируют тезис сочинения-рассуждения. | Словесный метод (беседа) Письменный метод (создание текста) | Рабочий лист учащихся | | Умение формулировать тезис в сочинении –рассуждении Умение структурировать материал Умение формулировать тезис с использованием речевых клише | | Умение планировать свою деятельности исходя из учебной задачи | Сформулирован тезис к сочинению-рассуждению |
Как видно из приведенного примера, Технологическая карта дает наглядное представление о логике урока горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством учителя; формирование и развитие УУД; результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе урока) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей урока).
Для опытного учителя Технологическая карта может заменить конспект урока, так как включает в себя одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование урока на каждом этапе.
Библиографический список
ГалееваН.Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса / Управление школой. 2007, № 17.
ГалееваН.Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса / Управление школой. 2007, № 19.