Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
С начала 90-х годов прошлого века система социально-педагогической поддержки переходит на новый этап развития, целью которого является создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:
обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей;
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.
В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ. Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, это:
- дети, оставшиеся без попечения родителей,
- дети – инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии,
- дети из семей беженцев,
- дети – жертвы насилия,
- дети, проживающие в малоимущих семьях,
- дети с отклонениями в поведении,
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи,
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
Развитие новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, расширение функций действующих, появление в их структуре новых служб социально-педагогической направленности расширяют потенциальные возможности образовательных учреждений в разработке и использовании инновационных технологий социально-педагогической профилактики, социально-педагогической реабилитации, адаптации, консультирования детей. Необходимым условием в данной ситуации становится умение руководителя с помощью социального педагога, классных руководителей, других членов педагогического коллектива устанавливать и развивать «горизонтальные» социально-педагогические связи на муниципальном уровне с целью максимального использования творческого потенциала, ресурсного обеспечения социальных партнеров.
Необходимо отметить, что система социально-педагогической поддержки детства складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и учреждений культуры, государственных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспечению социально-педагогической поддержки. К этим направлениям относятся:
пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;
организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время;
организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и других учреждений;
организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;
организация работы с одаренными детьми (летние профильные смены, конкурсы, смотры и др.).
Сегодня работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, актуальна, так как в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.
Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют причины, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм, бедность, конфликты между родственниками, насилие в семье.
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация. Это неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию и травмировать ребенка. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал.
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.
Виды помощи неблагополучным семьям:
1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.
2. Педагогические услуги:
– педагогическая помощь детям в защите их интересов;
– консультативная помощь родителям и детям;
– групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
– коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
– содействие культурно-досуговой деятельности детей;
– практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
Мой стаж работы 26 лет. В настоящее время являюсь классным руководителем 9 «Б» класса (с 2013-2017 гг.). Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.
В классе – 27 человек, из них из малообеспеченных семей - 10, из неполных семей - 7, многодетных семей - 5.
Свою работу, как классный руководитель, всегда начинаю со знакомством с детьми класса и их семьями. Для этого заполняю социальный паспорт класса, создаю банк данных о семьях, детях, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Если быть внимательным к детям, любить детей, ответственно относиться к своей работе таких детей заметить несложно:
– ребенок систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;
– у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;
– ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;
– ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье,
- резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение),
- резкое изменение стиля поведения ребенка и способов общения, и т.п.
Если такие дети мною выявлены, я обращаюсь к социальному педагогу школы, и мы вместе посещаем семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка.
Моя работа как классного руководителя направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали.
Что для этого делается?
1. Провожу родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2. Налажива сотрудничество с социальными организациями города по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству). Предоставляются бесплатные проездные билеты детям, находящимся под опекой, льготные проездные билеты многодетным, малообеспеченным семьям, выделяются льготные оздоровительные путевки в городские, загородные лагеря, бесплатные завтраки для нуждающихся детей.
3. В школе проводятся консультации психолога, социального педагога школы, как родителей, так и детей, а также диагностическая работа с детьми, попавшими, в трудные жизненные ситуации.
4. Провожу родительские собрания со следующей тематикой: «Общение в семье», «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие детей», «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка», «Права детей», «Влияние асоциального и аморального поведения родителей на поведение и развитие ребенка», «Наказание в семье. Как не перегнуть палку».
5. Провожу часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброта, толерантность, милосердие, дружба, взаимопонимание). Беседы, классные часы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек «Я выбираю жизнь», «Вредным привычкам – нет!» и др. Вместе с детьми оформляем «Уголок здоровья».
6. Привлекаю детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, экскурсиях.
7. Как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении.
8. Использую игровые технологии, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Реализую проект «Театр у школьной доски».
9. Стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно.
10. С целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.
11. Принимаем участие в акции «Милосердие» по оказанию материальной помощи детям из нуждающихся семей (собираем одежду, обувь, канцтовары).
12. На протяжении 11 лет, в июне, работаю в школьном профильном экологическом лагере «Исток», в котором продолжается общение с детьми, в неформальной обстановке, вне уроков. В 2016 году в отряде было 15 человек, из них дети из малообеспеченных семей – 7, дети из неполных семей – 6. Возраст детей от 10-16 лет.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки. Необходимо создавать условия для успешной социальной адаптации, оказывать необходимую социально-педагогическую помощь, которая будет способствовать более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, воспитателя и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.
Литература:
Гусева И. Г. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/03/14/rabota-s-detmi-nakhodyashchimisya-v-trudnoy-zhiznennoy
Дети в трудной жизненной ситуации http://www.ya-roditel.ru/deti-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii/
Чалых С. М. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2017/03/02/organizatsiya-raboty-s-detmi-nahodyashchimisya-v-0