СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Работа с учащимися с ОВЗ по развитию навыков целеполагания (мониторинг)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен элемент отслеживания развития навыков целеполагания у детей с ОВЗ (ЗПР). Развитие регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ, считаю, должно осуществляться по упрощённой системе, т.к. такая система для этих детей будет более понятной и принимаемой в их собственной учебной деятельности. Система формирования навыков учебной деятельности у учащихся достаточно хорошо проработана в педагогике. Но в серии развития УУД для учащихся с ОВЗ следует учитывать особенности детей данной группы. 

Просмотр содержимого документа
«Статья Работа с учащимися с ОВЗ по развитию навыков целеполагания (мониторинг)»

Учитель биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №3» п.Арамиль

Баева Любовь Ивановна


Работа с учащимися с ОВЗ по развитию навыков планирования (мониторинг)


Развитие навыков планирования, как и других метапредметных навыков у учащихся с ОВЗ, предлагаю проводить по упрощённой системе, как наиболее приемлемой для детей с ОВЗ.

В данной статье представлен элемент отслеживания развития навыков планирования (разработанный автором). Статья не претендует на полноту раскрытия темы, но даёт простой элемент работы в данном направлении.

Учим учащихся навыкам планирования.

Даём учащимся понятие планирования, пошагово учим составлять планы – сначала вместе с учителем, затем под контролем учителя, затем ученики, освоившие навык, постоянно и самостоятельно используют навык в своей учебной деятельности. Сначала планы желательно записывать до момента усвоения навыка, можно составлять планы группе учеников вместе, проговаривать и обсуждать.

Даём понятие плана: план - заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работы.

Используем примеры пунктов плана, которые можно выдать учащимся как памятки.

Пример пунктов плана урока

  1. Прослушать информацию и рекомендации учителя

  2. Прочитать параграф

  3. Выделить основные понятия

  4. Озаглавить разделы параграфа

  5. Выписать новые понятия и их значение

  6. Запомнить новые понятия

  7. Составить план параграфа и записать его в тетрадь

  8. Составить таблицу к параграфу (или к его части)

  9. Составить синквейн

  10. Составить схему …

  11. Зарисовать … и подписать …

  12. Ответить на вопросы к параграфу

  13. Составить вопросы …

  14. Выяснить у учителя непонятные слова и т.п.

  15. Обсудить с товарищами изученную тему

  16. Оценить свои знания и итоги по выполненной работе и т.д.

Можно выдать и другие памятки, например, памятку «Как составлять план работы с учебником»

  1. Внимательно прочитай текст параграфа, выясни значение непонятных слов.

  2. Выбери из параграфа только тот материал, который раскрывает тему плана.

  3. Начинай составлять план только тогда, когда уяснил содержание материала в целом. 

  4. Раздели текст на смысловые части.

  5. Напиши черновик плана.

  6. Составив план, проверь, раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, связаны ли пункты плана по смыслу. 

  7. Аккуратно перепиши усовершенствованный вариант плана.


Мониторинг усвоения навыка планирования - самооценка



Вопросы

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Я знаю, что такое план

Нет

Предполагаю

Возможно

Да

Я умею определять план на отдельные этапы урока

Нет

Сомневаюсь

Возможно, иногда

Да

Я умею составить цель на весь урок

Нет

Сомневаюсь

Возможно, иногда

Да

Я умею выполнять свой план весь урок

Нет

Сомневаюсь

Возможно, иногда

Да


Уровни усвоения навыков


Нет

0 баллов

Отсутствие навыков

Иногда

1 балл

Низкий уровень

Часто

2 балла

Средний уровень

Всегда

3 балла

Высокий уровень

Максимум

12 баллов


Итоговый результат


Баллы

Уровень

Характеристика уровня

0

0 уровень

Отсутствие навыков

1-4

1 уровень

Низкий уровень

5-8

2 уровень

Средний уровень

9-12

3 уровень

Высокий уровень


Мониторинг усвоения навыка планирования – оценка учителя

Характеристика уровней освоения навыков


1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Не умеет организовать свою работу на разных этапах урока. Не проявляет желания планировать свою деятельность, без особого интереса работает по предложенному плану учителя

Придерживается плана учителя, но не умеет планировать свою работу самостоятельно. Проявляет навык планирования своей деятельности с помощью учителя. Пытается правильно распределить время и силы на выполнение отдельных учебных задач

Умение прогнозировать свою деятельность, планировать и организовывать свою работу на разных этапах урока без помощи учителя.

Умеет прогнозировать свою деятельность на весь урок и реализовывать планы.


Уровни усвоения навыка планирования – оценка учителя



ФИО учащихся












Уровни










  1. Не умеет организовать свою работу на разных этапах урока. Не проявляет желания планировать свою деятельность, без особого интереса работает по предложенному плану учителя










  1. Придерживается плана учителя, но не умеет планировать свою работу самостоятельно. Проявляет навык планирования своей деятельности с помощью учителя. Пытается правильно распределить время и силы на выполнение отдельных учебных задач










  1. Умение прогнозировать свою деятельность, планировать и организовывать свою работу на разных этапах урока без помощи учителя.










  1. Умеет прогнозировать свою деятельность на весь урок и реализовывать планы.











Уровни усвоения навыков планирования


Отсутствие навыков

0 уровень

Низкий уровень

1 уровень

Средний уровень

2 уровень

Высокий уровень

3 уровень


Сравнение самооценки учащихся и оценки учителя навыков планирования


Вид контроля

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль


ФИО ученика

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка ученика

Оценка учителя





































































































Интернет ресурсы и используемая литература


  1. http://www.ug.ru/old/02.01/ps2.htm

  2. Баева Л.И. «Рефлексивная модель развития субъектности учащихся на уроке», 23.03.2015 г. http://multiurok.ru/aramil-biologiy/files/rieflieksivnaia-modiel-razvitiia-subiektnosti-uchashchikhsia-na-urokie.html