СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Развитие адаптационных возможностей школьников с ОВЗ в условия школы-интерната"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  "Развитие адаптационных возможностей школьников с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Просмотр содержимого документа
«Статья " Развитие адаптационных возможностей школьников с ОВЗ в условия школы-интерната"»

Зугрэсская специальная общеобразовательная школа – интернат № 31

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики











Статья

РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА













Учитель-дефектолог Мыценко Ольга Николаевна













РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

1. Задачи развития социально - адаптированной личности



Я – учитель. Я учу этих «особенных» детей, осознавая миссию учителя – дефектолога. Миссия учителя – сделать все возможное и невозможное для того, чтобы этот «особенный» ребенок нашел и занял свое место в мире. В мире, в котором так неуютно и непонятно, а порой и опасно ребенку без помощи и поддержки.

Особенности детей с ОВЗ определяются своеобразием их психологического развития.

Трудности связаны:

• с недостаточностью познавательного развития,

• с недоразвитием эмоционально-волевой сферы

• часто неблагоприятными семейными условиями.

Поскольку особенности дефекта при умственной отсталости затрудняют присвоение ребёнком социального опыта, условием достижения цели является коррекционная направленность.

Важнейшее условие в обучении и воспитании и одно из основных средств коррекционной учебно-воспитательной работы является организация охранительного педагогического режима. Это особый спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, предупреждающий переутомление ребенка и создающий условия для постепенного роста нагрузок.

Сегодня школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Сегодня выпускник должен быть социально-адаптированным - социально-адаптированный, социально - защищенным, нравственно -стойким, социально -закаленным, против всякого рода соблазна, имеющий знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровым, а главное, имеющим социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей.

Основные задачи работы образовательных учреждений по социализации подрастающего поколения заключаются в следующем:

 осознание значимости своей личности, собственного внутреннего мира;

 развитие самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;

 расширение и обогащение опыта конструктивного межличностного взаимодействия с окружающими, развитие социальной уверенности;

 формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем;

 осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, развитие нравственных качеств.

Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.

Признаки социально – адаптированной личности:

1. Развитое физическое и психическое здоровье

2. Развитая познавательная среда, способность к продолжению образования и самообразования.

3. Сформированность коммуникативной культуры

4. Сформированность гражданских качеств

5. Сформированность профессиональных компетенций

Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает диагностику реального состояния данного процесса по следующим аспектам: учебно-образовательный, профессионально-образовательный, интерактивный, коммуникативный, рекреационный, психологический и интегральный. Управление адаптационным процессом осуществляется посредством целенаправленного воздействия на факторы, влияющие на данный процесс. Эти факторы ранжируются (по мере убывания значимости) следующим образом: факторы личностных качеств, факторы профессионального выбора и трудоустройства, образовательные факторы, факторы помощи, факторы здоровья, социально-психологические факторы, случайные факторы, факторы социальных связей. Для оценки успешности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно использование критериев: уровень личностной самореализации; образ жизни; социальное самочувствие; жизненные ориентации.



2. Средства воспитания социально – адаптированной личности



Средства воспитания социально – адаптированной личности:

- учебная деятельность (активные методы обучения, организация самостоятельной работы, формирование умений и навыков по преподаваемым дисциплинам, диагностика познавательной сферы обучающихся);

- внеурочная работа (спортивные соревнования, спортивные секции, кружки по интересам, конкурсы, фестивали выставки и т.д.);

- комплексная программа здоровья.

Чтобы поддерживать в детях желание самосовершенствоваться, педагог всегда должен помнить о методе личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. Поэтому и на уроках и участвуя в конкурсах, соревнованиях, выставках, дети готовятся с предвкушением счастья победы. Но, несомненно, победа приходит не ко всем ожидающим ее. И тем лучше, так как есть возможность, ощутить себя частью большого коллектива с равными возможностями для всех, а значит, продолжить совершенствоваться.

Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. И соперничество, и сотрудничество, прежде всего, характеризуются познавательными процессами — личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситуацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации.

Только научиться понимать свои ощущения и отношение к ситуации победы и поражения чаще всего ребенок может с подачи взрослого.

Адаптированность личности в социуме можно рассматривать, как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои возможности, убедиться в собственной значимости, достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент.

При планировании уроков наибольший методический интерес у меня вызывает использование межпредметных связей, элементов здоровьесберегающих и инновационных технологий, как средство формирования жизненно важных компетентностей в учащихся. Работа учителя – дефектолога направлена на решение таких проблем, как:

• решение задачи развития адаптивных навыков средствами общения;

• преодоление негативных особенностей подросткового возраста,

свойственных большинству учащихся любого вида школ. У подростков в

этот школьный период в рамках возрастного психологического кризиса

наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабевает

интерес к школьным занятиям в связи со сменой вида ведущей деятельности возникновением нового типа отношений со взрослыми, нарушением взаимопонимания и сильными эмоциональными переживаниями по этому поводу;

• компенсирование специфических особенностей личности умственно отсталого подростка, обусловленные дефектом развития и разной степенью умственной отсталости.

На этапе первичной адаптации диагностическое обследование начинается с анализа личных дел учащихся: изучение протоколов ПМПК (психолого–медико-педагогической комиссии), историй развития ребенка, характеристик. Анализируя личные дела известно: из какой семьи поступил ребенок, возраст и образование родителей, условия жизни, состав семьи, причину по которой ребенок попал в интернат, медицинский диагноз. В протоколах ПМПК даны сведения об уровне развития познавательных процессов и их особенностях; описаны особенности общения, эмоционально - волевая сфера. На основании этих данных и наблюдений за ребенком первые недели обучения в школе, классные руководители составляют характеристики на каждого ученика совместно с психологом, т.к. психолог параллельно наблюдает за учениками в различных ситуациях (поведение на уроках, общение со сверстниками выполнение поручений, интерес к самостоятельной работе, отношения к школе) для выявления уровней адаптации детей к школе. При этом по анализу характеристик выделяют три уровня адаптации детей к школе: Высокий уровень (А)- ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, легко усваивает учебный материал. Средний уровень (ВДА) - ребенок отрицательно или безразлично относится к школе, предъявляемые требования воспринимает не всегда адекватно, усваивает учебный материал. Низкий уровень (ДА)- ребенок отрицательно или безразлично относится к школе, нарушает дисциплину, пассивен, не имеет близких друзей. [22;165]

Педагогическая характеристика школьника является своеобразным обобщением результатов его учения, общения, поведения. В конце учебного года на каждого ученика учитель составляет полные характеристики, которые на первом году обучения, кроме выше перечисленных параметров отражают характер адаптации детей к школьной среде.

Метод наблюдения: метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения как метод психологии предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни. Тест: краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различиях. Тесты бывают: тесты – задания, тесты – опросники.

Для определении уровня социальной зрелости учащиеся 9-х классов предлагается специальная анкета, где можно выделить следующие основные показатели, на которые были ориентированы вопросы:

• ценностные ориентации в сфере образования;

• ценностные ориентации в профессиональной сфере;

• мотивация учения;

• мотивация профессионального выбора;

• наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;

• самостоятельность жизненного выбора;

При характеристике социальной зрелости учащихся выявляют три уровня социальной зрелости:

• оптимальный уровень;

• допустимый уровень;

• критический уровень.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности. Эта деятельность осуществляется на уровне неразрывного единства ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительной и рефлексивно-оценочной составляющих. Причём нужно отметить, что отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить, свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Эффективное управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает а) соблюдение соответствующих критериев оптимальности, б) использование специальных адаптационных технологий. Критерии оптимальности относятся к целям социальной адаптации (целевые критерии) и средствам достижения этих целей (инструментальные критерии). В качестве целевых выступают критерии гуманности, самоэффективности, равных возможностей, толерантности, а также деятельностный критерий; в качестве инструментальных — критерии государственной поддержки, общественной поддержки, психологической поддержки, самопомощи, проблемной ориентированности, внутренней мотивации, комплексности, системности, сотрудничества. Предложены адаптационные технологии: а) мониторинга; б) расширенной профессиональной подготовки; г) ресоциализации родителей; д) сотрудничества; е) социальной поддержки; ж) социально-педагогического партнерства.