Развитие воображения у младшего школьника с задержкой психического развития средствами театрализованной деятельности.
«Театр - ничуть не безделица и вовсе
не пустая вещь... Это такая кафедра,
с которой можно много сказать миру
добра».
Н.В.Гоголь
Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Характерные особенности детей ЗПР: снижение работоспособности, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, недостаточность произвольной памяти, отставание в развитии мышления, дефекты звукопроизношения, своеобразное поведение, бедный словарный запас слов, низкий навык самоконтроля, незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченный запас общих сведений и представлений, слабая техника чтения. [1]
При задержке психического развития наблюдается дефицитарность «предпосылок» мышления (Г.Е.Сухарева, К.С.Лебединская, И.Ф.Марковская и др.), к которым можно отнести и воображение. Недостаточная сформированность образов-представлений у школьников с ЗПР, показанная в работах С.К.Сиволапова [3], приводит к затруднениям возможности оперирования ими, что снижает уровень развития творческого воображения.[2].
Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.
Воображение играет исключительно важную роль в психической жизни младшего школьника. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [4].
Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному. Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.
В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [5].
Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции [6].
Для развития воображения младших школьников с ЗПР большое значение имеют их представления. Поэтому важна работа по накапливанию системы тематических представлений у детей. А эффективным средством в этой работе служат средства театрализованной деятельности. [3]
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [7].
Значение театрализованной деятельности для развития воображения младших школьников с ЗПР заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.
Значение театра в развитии личности младшего школьника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр представлен в двух ролях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций школьника, является средством становления его личностного и социального опыта. Театрализованная деятельность позволяет учащимся становится более раскрепощенными, общительными, они учатся формулировать свои мысли и излагать их публично, ярче чувствовать и глубже познавать окружающий мир. [8]
Театрализовано - игровая деятельность младших школьников включает в себя различные виды театрализованных игр, организуемых школьниками совместно с взрослым или самостоятельно.
Выделяют следующие виды театрализованных игр:
Режиссерские - в них взрослый или ребенок создает сцены, ведет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя качестве изобразительных средств интонацию и мимику ( настольные – «конусный театр», «театр игрушек», «игрушки-топотушки»; стендовые театры (фланелеграф, «теневой театр»);
Образно-ролевые - в них образ персонажа передается самим ребенком (игры- драматизации, инсценировки художественных произведений; или с помощью кукол - «пальчиковый театр», «кукольный», «театр би-ба-бо»).
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведений для детей только основа, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, изменяют концовку и т.д. Творчество детей проявляется в реалистическом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, детям надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства.[9]
В своей работе по развитию воображения через театрализованную деятельность мы используем следующие занятия:
-просмотры постановок сказок, знакомых детям и беседы по ним;
-игры-драматизации;
-упражнения для развития воображения детей;
-упражнения по постановке дикции (артикуляционная гимнастика);
-задания по развитию интонационной выразительности;
-игры-превращения (театральные этюды);
-упражнения на развитие детской пластики;
-ритмические минутки;
-пальчиковый игротренинг для развития моторики, необходимый для свободного кукловождения;
-упражнения на развитие выразительной мимики;
-подготовка к постановке сказки.
Этими средствами мы планируем добиться того, что будут созданы условия для развития творческой активности; развиваются способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и таким образом, происходит побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, а значит и развитие воображения ребенка.
Также мы приобщаем детей к театральной культуре: знакомим с устройством театра, с разными видами театров.
В качестве примера, предлагаем календарно – тематическое планирование литературного чтения во 2-м классе с использованием театрализованной деятельности.
Календарно – тематическое планирование/ 2 класс
Литературное чтение
Всего 102 часа/ 3 часа в неделю
№ урока | Тема урока | | Номер страницы | Кол-во часов | Дата |
| 3 ЧЕТВЕРТЬ (30 ЧАСОВ) | |
| «В снежной стране» (11 часов) | |
50 | А. Сопыбеков ''Зима'', Г. Скребицкий "Зима", М. Пришвин "Деревья в лесу" | Стендовый театр(теневой театр) | 4-7 | 1 | 10.01. |
51 | С. Иванов "Каким бывает снег" | | 7-11 | 1 | 12.01. |
52 | Н. Надеждина "Снежные слова" | | 11-13 | 1 | 15.01. |
53 | Н. Некрасов ''Мороз-воевода" | Игра-драматизация | 13-16 | 1 | 17.01. |
54 | К. Ушинский "Проказы старухи-зимы" | Театр би-ба-бо | 16-19 | 1 | 19.01. |
55 | С. Есенин "Поёт зима - аукает", А. Дуйсенбиев "Зимняя забота", А. Ящин "Покормите птиц " | | 20-22 | 1 | 22.01. |
56 | Г. Скребицкий, В. Чаплина "Как белочка зимует", И. Токмакова "Медведь", В. Берестов "Гололедица" | Кукольный театр | 23-24 | 1 | 24.01. |
57 | И. Дик ''Красные яблоки" | | 25-30 | 1 | 26.01. |
58 | Н. Носов "На горке" | Инсценировка произведения | 30-33 | 1 | 29.01. |
59 | "Снегурочка" (русская народная сказка) | | 34-37 | 1 | 31.01. |
60 | Обобщение по разделу | | 38-40 | 1 | 02.02. |
| «Хотите верьте, хотите не верьте» (10 часов) | |
61 | В. Драгунский "Надо иметь чувство юмора " | | 42-47 | 1 | 05.02. |
62 | Е. Писаревская "Весёлый торт", А. Фройденберг ''Великан и мышь", Г. Остер "Очень страшная история" | Стендовый театр (фланелеграф) | 48-50 | 1 | 07.02. |
63 | М. Зощенко "Глупая история'" | | 51-54 | 1 | 09.02. |
64 | А. Дуйсенбиев "Счастье Насреддина", И. Шевчук "Счастливая потеря", В. Орлов "Ворона" | Театр би-ба-бо | 54-56 | 1 | 12.02. |
65 | Л. Петрушевская "Все непонятливые" | | 56-60 | 1 | 14.02. |
66 | М. Алимбаев "Чтобы убедиться", Э. Мошковская "Хитрые старушки" | | 60-62 | 1 | 16.02. |
67 | Н. Носов "Бобик в гостях у Барбоса" | Конусный театр | 63-68 | 1 | 19.02. |
68 | Г. Остер "Как Петька спас родную каплю" | Инсценировка произведения | 69-70 | 1 | 21.02. |
69 | М. Алимбаев "Перелётные улитки", Т. Собакин "Прилетели бегемоты" | Пальчиковый театр | 71-73 | 1 | 23.02. |
70 | Обобщение по разделу | | 74-76 | 1 | 26.02. |
| «Весна в окно стучится» (9 часов) | |
71 | Ф. Тютчев "Зима недаром злится", А. Пушкин "Гонимы вешними лучами" | | 78-79 | 1 | 28.02. |
72 | С. Козлов "Март", Ю. Яковлев "Мама" | Игра-драматизация | 80-82 | 1 | 02.03. |
73 | В. Голявкин "Как я помогал маме мыть пол", В. Осеева "Сыновья" | Инсценировка произведения | 82-85 | 1 | 05.03. |
74 | Е. Благинина "Загадка", С. Калиев "Бабушка" | | 86-88 | 1 | 07.03. |
75 | И. Антонов "Весна", И. Токмакова "Весна", А. Сопыбеков "Сосулька" | Стендовый театр (фланелеграф) | 88-90 | 1 | 09.03. |
76 | А. Чехов "Весной" | | 90-91 | 1 | 12.03. |
77 | Н. Сладков "Шапки долой!" | | 92-93 | 1 | 14.03. |
78 | Г. Скребицкий "Весна-художник" | Теневой театр | 94-95 | 1 | 16.03. |
79 | Э. Шим "Чем пахнет весна" | | 96-97 | 1 | 19.03. |
Подводя итог, хочется отметить, что уроки литературного чтения с применением средств театрализованной деятельности способствуют развитию воображения, творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию младшего школьника с ЗПР. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребёнка. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его чувства, восприятие создаваемых образов. Театрализованная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Мы считаем, что целесообразно использовать театрализованную деятельность на уроках литературного чтения для развития воображения обучающихся, для улучшения результативности обучения.
Таким образом, хотелось бы сказать, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М. 1982. 2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – Москва-Воронеж., 2001.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., Просвещение, 1991. — 93 с.
3. Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР// Дефектология,1988.- №2 — с 3
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
6. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
7. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2002ю – 69 с.
8. http://articlekz.com/article/6740
9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр;