Просмотр содержимого документа
«Статья "Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности"»
Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Вся эта система обеспечивает ответственное отношение к окружающей среде и здоровью. Для того чтобы сегодня сохранить планету и обеспечить существование человека в будущем, современному поколению необходимо принять экологические ценности и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. А для этого необходимо обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления и поведения. А.Н. Леонтьев отмечал в своих исследованиях, что у детей младшего школьного возраста сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Ее составляющими является:
эмоциональная готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;
деловая готовность – способность реализовать знания в разнообразных учебных и внеучебных ситуациях;
–интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, осознание себя как носителя экологической культуры. [3, с. 274] Значит, необходимо создать условия для формирования экологической культуры младших школьников. Такие возможности в общеобразовательной школе имеет внеурочная деятельность.
Следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности Основой формирования гражданской позиции и социальной активности личности является внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок, временное пространство, свободно определяет количество участников того или иного вида деятельности и изначально несёт в себе приоритеты воспитания личности. Вместе урочная и внеурочная деятельность создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка. В преемственности урочной и внеурочной деятельности школе действительно удаётся создать условия для их успешной адаптации в обществе, формирования экологической культуры.
Система работы в начальной школе по экологическому образованию представлена в таблице.
Таблица
Компоненты системы | Уроки окружающего мира и краеведения | Занятия по курсу внеурочной деятельности | Исследовательская деятельность |
Цели | Формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде. Создание условий для преемственности и непрерывности экологического образования. Организация продуктивной проектно - исследовательской деятельности, педагогическая поддержка исследовательской активности младших школьников. |
Формы организации деятельности | Уроки, практические работы, проекты, наблюдения за природными явлениями, опыты, экскурсии, ведение календаря природы. | Экскурсии, прогулки, конкурсы, проекты, олимпиады, общественно - полезная практика работы на пришкольном участке, экологические мероприятия (посвящение в друзей природы, природоохранная акция, игра по станциям, агитбригада), сетевые интернет – проекты. | Выполнение исследовательских работ, участие в конференциях и конкурсах разного уровня. |
Формы организации деятельности с родителями, социальными партнёрами | Тематические родительские собрания Осенние и весенние экологические акции Природоохранный проект «Крыловский родник» |
Методические условия | Использование технологий проектной деятельности; развития критического мышления; игровые; ИКТ. Владение современными техническими средствами обучения. |
Специфика моей работы | Включение регионального компонента в содержание программ. | Построение программы внеурочной деятельности «Юные экологи» (социальное направление) на основе межпредметной интеграции. | Интеграция областей исторического краеведения, биологии и экологии в исследовательских работах. |
Ожидаемый результат | Знание и понимание причин экологических проблем и способов выхода из них. | Мотивационная готовность к участию в природоохранной и проектной деятельности; приобретение разностороннего практического опыта. | Информационные и исследовательские умения;повышение качества и уровня сложности исследований. |
Приведу некоторые примеры детских исследовательских работ эколого – биологической направленности. Так исследовательская работа по теме «Изучение некоторых эколого – биологических особенностей комара обыкновенного» велась с июля 2014 года по январь 2015 года. Авторы выдвигали гипотезы, что, во – первых, на территории села Филиппово сложились благоприятные условия для жизни и развития комара обыкновенного; во – вторых, изучив эколого-биологические особенности комара обыкновенного, можно найти эффективные средства защиты, не прибегая к химическим реппелентам. Работа имела практическую направленность, так как позволила узнать о комарах вида Culex pipiens, биологических особенностях их питания, развития и жизни. В ходе исследования авторы определили экологические особенности жизни комара обыкновенного рядом с человеком. В работе подчёркивалась положительная роль комаров в природе.
В работе «Изучение изменения окраски листьев клёна остролистного осенью» рассматриваются фенологическое изменения в живой природе с августа по октябрь. В процессе исследования отмечались погодные условия (температура воздуха, ветер, осадки). Было дано научное обоснование осенних сезонных изменениях, происходящих в листьях деревьев, о листопаде. Главным источником информации стало учебное пособие В.А.Копосова, профессора ВГПУ, «Фенологические наблюдения в природе», в котором рассматриваются периоды осени, характерные для нашего региона.
Более подробная информация об исследовательских работах детей размещена на личном сайте https://multiurok.ru/kozminykhn/. Таким образом, участие учащихся в проектно-исследовательской работе стало возможным при условии интеграции урочной и внеурочной деятельности и позволило достичь результатов участия в исследовательских конференциях различного уровня:
Учебный год | Муниципальный уровень | Региональный уровень |
2013 - 2014 | 1 победитель, 1 призёр | 1 призёр |
2014-2015 | 2 призёра | 2 победителя |
2015 - 2016 | 2 призера | 1 призер |
Примечание: в 2016-2017 учебном году работа с учащимися 1 класса предполагала школьный уровень участия.
Считаю, что системная работа по экологическому образованию способствовала развитию универсальных учебных действий школьников. Процесс и результат работы приносил детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений. Кроме того, диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников (Жестова Н.С., Моисеева Л.В., Кастунов И.Р.) показала, что в ходе деятельности произошли качественные изменения в развитии познавательных процессов школьников, общей осведомленности закономерных связей в природе.
Источники информации:
- Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 2008. – 148с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. [Электронный ресурс] .-https://studfiles.net/preview/