Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.
Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.
При умело организованном процессе, а именно:
- при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма;
- осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза;
- чётко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.
Напротив, если вовремя на них не обратить внимания, нее принимать профилактических мер, то специфические ошибки письма становятся стойкими и переходят из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в истинные дисграфию и дислексию. На этих этапах ребенку уже будет необходима помощь учителя – логопеда и педагога – психолога.
Вот наиболее часто встречающиеся на первых этапах обучения письму ошибки, свидетельствующие о трудностях в формировании письменной речи:
Отсутствие границ предложений;
Слитное написание слов в предложении;
Пропуски гласных;
Ошибки в обозначении мягкости согласных на письме;
Смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
Нечёткая дифференциация букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки;
Цель приведенных мною в докладе упражнений помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память, костно-мышечные ощущения.
Упражнения эти не займут много времени, но зато позволят разнообразить деятельность учащихся на уроке, во много раз увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.
Приступая к работе, взрослые должны помнить о том, что каждый ребенок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. И надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты выполнения даже самого маленького задания радовали его. Необходимо хвалить ребенка за достижения, помня о том, что только положительные эмоции, радость от работы, будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.
Слуховые диктанты предложений
Начинающему ученику сложно (а при незнании букв просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!
Найдем компромиссное решение: запишем предложение цифрами.
Наступила осень. (2)
Часто идут дожди. (3)
Птицы готовятся к отлету. (4)
Итак: 2,3,4.
Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить зашифрованную запись, активировав тем самым память детей.
Ещё необычнее будет задание сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами.
Зима пришла. (1)
Выпал пушистый снег. (2)
Замёрзли реки. (1)
Какая красивая зима! (2)
Итак: 1,2,1,2.
Такие диктанты могут проводиться в первом классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного. Составлять их могут и сами дети. Задания эти способствуют развитию речевого творчества детей.
Списывание предложений.
Учителя часто обращают внимание на то, что детям с трудом даётся списывание с образца. Объясняется это тем, что при данном виде деятельности приходится перераспределять внимание между образцом и собственным написанием в тетради, приходится удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец.
Полезно упражнять в списывании с одновременными творческими заданиями. Появляется дополнительный мотив «усовершенствовать» либо исправить написанное, возрастает интерес к заданию.
Предлагаем записанное взрослым без пробелов между словами предложение переписать в тетрадь.
Мамаготовитобед.
Детииграютссобакой.
Бабушкавяжетноски.
Папаработаетплотником.
Перед ребёнком сразу встанет вопрос: «Как переписывать? Правильно или так как есть?» Появится проблема – возникнет необходимость её решить.
Предлагаю списать предложение заведомо неверное по смыслу.
Медведь боится волка.
Папа младше сына.
Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нём одно слово.
Ребята идут в школу.
(Мальчики идут в школу.
Ребята бегут в школу.
Ребята идут из школы.
Ребята идут в библиотеку.)
После этого прочитываются и обсуждаются собственные варианты.
Следующий вид упражнений – списывание с сокращениями, в котором непременным является условие сократить каждое последующее предложение или слово.
Слава ел вкусное красное яблоко.
( Слава ел вкусное яблоко.
Слава ел яблоко.
Слава ел.)
Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь предложение в итоге сокращается до грамматической основы, несущей в себе основную смысловую нагрузку.
Списывание предложений с добавлениями может быть подключено на последующих этапах работы.
Ученики решают.
Ученики решают задачу.
Ученики решают лёгкую задачу.
Выполняя эти и подобные им задания, мы решаем пропедевтическую задачу распространения предложения, синтаксического разбора, предупреждаем появление аграмматизмов на письме, а также расширяем объём кратковременной памяти учащихся.
Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.
Мышка убегает от …
Яхта плывёт по …
Самолёт летит над …
Подобные задания готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имён существительных.
Слуховой диктант слов.
Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся.
При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую
Количество слогов в слове:
Мак (1), маки (2), маковка (3)
Номер ударного слова
Маки (1), макушка (2)
Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные. Предлагаю детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целевых слов они записывают гласные из этих слов. Методически оправданной будет следующая последовательность подобных диктантов.
Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно записывают только начальные ударные гласные)
Игры (и), остров (о), отпуск (о), утка (у), астра (а), эхо (э), иглы (и), улей (у)
Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных О и А, О и У, И и Э (эти звуки нередко смешиваются учащимися из-за их артикуляторного сходства).
Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат.
Дом (о), нож (о), рак (а), сын (ы), сыр (ы), кит (и), лак (а).
Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет «орфографическое» проговаривание. Одновременно учу детей проверять безударные гласные.
Сахар (а-а), мука (у-а), коза (о-а), грибы (и-ы), дома (о-а), лиса (и-а)
Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.
Диктант трёхсложных слов выполняется так же. Во втором полугодии 1 класса и во 2 классе такие диктанты эффективны для проверки усвоения словарных слов.
Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), воробей (о-о-е), карандаш (а-а-а).
Работа с цифровым рядом.
Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников. Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед учениками на столе цифровые ряды от 1 до 10. Цифры можно записать в каждой тетради.
Даётся задание найти место звука (буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях. Например, найти место [ р ] в словах:
Бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (3), грачи (2).
Такая работа очень эффективна и результативна: у ребёнка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.