СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Самостоятельные и практические работы по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование практических умений и навыков учащихся в процессе обучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ

Просмотр содержимого документа
«Статья. Самостоятельные и практические работы по географии»

Самостоятельные и практические работы по географии


Формирование практических умений и навыков учащихся в процессе обучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ.

Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д). Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа так же, как и самостоятельная, может быть и просто тренировкой, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Учитель может использовать практические работы и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отраженными в программе.

В зависимости от цели проведения практической работы следует рассматривать и роль учителя. Если при проведении тренировочной работы учитель индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили приемы практической работы с источниками географических знаний, то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности. Анализ результата практической работы позволяет определить тех учащихся, которые нуждаются в дополнительном времени на обучение используемым умениям. Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее сложно усваиваемые учащимися умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.

Различаясь как характер обучения (практика) и форма деятельности (самостоятельное получение новых знаний и умений), практические и самостоятельные работы взаимно дополняют друг друга. В процессе обучения самостоятельная работа может носить характер практической деятельности с картой, различными приборами, а практическая работа заканчивается получением нового результата новых знаний и умений. Самостоятельные и практические работы составляют основу практических методов обучения. Каждый отдельный блок (система) географических знаний (климатических, геолого - геоморфологических, гидрологических и т. д) должен включать тренировочные, итоговые, практические и самостоятельные работы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся и особенно их умений. Зная определение теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение учащимися своих знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.

Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладеют необходимыми приемами, последовательностью действий, работая с картой, диаграммой, статистической таблицей. Например, приступать к работе по определению коэффициента увлажнения можно только убедившись, что учащиеся знают, как определить испаряемость, годовое количество осадков, знают как рассчитать коэффициент.

Практические работы представляют собой усложняющуюся систему. В 5-6 классе используется физическая карта полушарий и физическая карта России. В 7-8 классах учащиеся овладевают умением комплексного использования различных тематических карт атласа, их сопоставления, анализа. В процессе изучения курсов экономической и социальной географии у учащихся формируются умения анализировать экономические карты, статистические таблицы, работать с дополнительным справочным материалом, с первоисточниками. Уровень самостоятельности учащихся увеличивается от класса к классу по мере расширения и углубления основных умений и навыков. Самостоятельные работы позволяют учащимся применить свои знания и опыт в новой учебной ситуации при изучении географии незнакомой им ранее территории. При выполнении самостоятельных работ учащиеся сами отбирают необходимые источники, последовательность выполнения и форму обобщения новых для них результатов.