Как сделать ребенка
счастливым?
Объектом повышенного внимания и спроса сегодня стал именно счастливый и, безусловно, довольный собой - ребенок. Родителей с малых лет заботят его комфорт, образование и стабильное будущее. Специалисты в области детства готовы всесторонне оценить уровень и потенциал его физического и психологического развития. Иначе говоря, мы взрослые прикладываем огромные усилия, чтобы ребенок жил без проблем, в довольстве, максимально раскрывая свои способности, - и обязательно был счастлив.
Мы попытались поговорить с самими детьми и узнать у них, что же нужно им для счастья? Все это для того, чтобы лучше понять своих детей, и тех детей, которыми мы были когда-то сами.
«…Я И ТАК СЧАСТЛИВАЯ!...» - Устюжанина Лена, 5 лет.
«… Туфельки! Платьице! А еще корону и перчатки!...» - Ахматшина Карина, 5 лет.
«… Вертолёт на управлении! Он будет вот-так летать…ж-ж-ж-ж-ж!...» - Воронцов Никита, 5 лет
«… Когда я вырасту, я куплю настоящую машину «пятнашку» или нет, лучше «Хамер»!... Тогда я буду счастливый!...» - Шалыгин Андрей, 5 лет
«…чтобы по всем урокам были одни 4-ки и 5-ки, и был телефон…» - Данилова Кристина, 9 лет.
«…самый крутой телефон, учиться на одни пятёрки, быть самой умной…» - Пескова Алина, 10 лет.
«…чтобы мне купили телефон, за все четверти вышли одни пятерки, и чтобы поскорее настали новогодние каникулы…» - Шуплецова Юля, 9 лет.
А сейчас попробуйте сами разбудить в себе малыша и задать вопрос «А что же нужно было Вам, чтобы быть самым счастливым ребенком на свете?»…
Мы провели опрос среди взрослых «Счастливый ребёнок! Какой он?». И выбрали самые интересные мнения.
«…Улыбающийся, радостный и когда чувствует рядом подмогу родителей…» - Карачева Т.Р.
«… У которого есть мама и папа. Это ребёнок здоровый. И он счастлив, когда исполняются все его мечты…» - Новикова Г.М.
«… Ребёнок любимый, не обделённый вниманием. Которого не останавливают и не говорят на каждом шагу «нельзя», которому позволяют проявлять любые черты характера и принимают любые эмоциональные проявления…» - Баскова Е.В.
«…Улыбающийся, с горящими глазами!…» - Руськина Н.А.
«… Ребенок, родившийся в благополучной семье. Который получает тепло и ласку от родителей. Чтобы исполнялись его мечты, ходили с ним в зоопарк, цирк, на кружки и т.д.» - Боталова А.В.
«…Счастливый ребенок – это здоровый ребенок, с настроением, с аппетитом, общительный, поющий песенки, рассказывающий стешки, играющий, бегающий, резвящийся…» - Гаврилюк Т.С.
«…это тот ребенок, чьи родители счастливы, потому что дети впитывают всё как «губки». Настроение и состояние счастья им передаётся от окружающей детей среды, они заряжаются этой положительной энергией и отдают её нам в 100 раз больше. Ведь главное, зажечь в них этот лучик счастья! Способы осчастливить ребенка – это оправдывать его надежды. Еще нужно ребёнку свободу, в меру конечно (без гиперопеки), для того чтобы ребенок мог резвиться в нужном ему русле, без подавления взрослых…» - Рязанова А.В.
А вот что на этот счет думают известные люди:
«Дети счастливы, когда чем-то увлечены…» - ЛЕОНИД РОШАЛЬ детский хирург, доктор медицинских наук.
«…В какой-то степени ощущение счастья зависит и от возрастного периода…» - АЛЕКСАНДР ВЕНГЕР детский психолог, доктор психологических наук.
«Я бы назвала счастливым ребенка, который развивается в своем ритме, в соответствии со своим возрастом, и любим. Он живет полной жизнью – играет, рисует, свободно двигается… Никто не торопит его и не подгоняет. С ним разговаривают взрослые и читают ему хорошие книжки.» - ЛЮДМИЛА ОБУХОВА доктор психологических наук.
А мы с помощью детского психолога Татьяны Бердник, попробуем прокомментировать основные этапы роста и развития ребенка. И надеемся, что это поможет Вам адаптировать к ним свое поведение.
0-2 месяца: УЖЕ ЛИЧНОСТЬ
Поведение ребенка. Он пристально вглядывается в ваше лицо или рассматривает нечто простое – «столбики» кроватки, пятно солнечного света. Его мир – мир чувств. Каждый младенец по-своему реагирует на ощущение голода, укачивание, желание спать, но все дети ощущают действие звуков: плавных и успокаивающих, резких и возбуждающих.
Ваше поведение. Улыбайтесь, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним, чтобы он чувствовал: Вы его понимаете. Учитесь расшифровывать его чувства.
2-4,5 месяца: НАЧАЛО ОБЩЕНИЯ
Поведение ребенка. Мир – это то, что находится в поле зрения. Уронив погремушку, он не будет ее искать: не вижу, значит, не существует. Он замирает, увидев Ваше лицо, услышав голос, улыбается и гулит. Из всех взрослых выделяет мать. Он находит ее взглядом, старается привлечь внимание. В разных ситуациях его крик звучит по-разному, он учится «управлять» мамой.
Ваше поведение. Вы можете разглядеть первые признаки его темперамента, понять, что его успокаивает и обижает, почему он сейчас плачет. Не стесняйтесь своих чувств: радуйтесь ему, ласкайте, берите его на руки, повторяйте его звуки, но не «сюсюкайте» - ведите себя естественно. Время от времени меняйте игрушки, давайте их ощупывать, «опробовать» деснами.
7 месяцев: УТВЕРЖДЕНИЕ СВОЕГО «Я»
Поведение ребенка. Он умеет садиться, брать, рассматривать и бросать игрушки; узнает голоса близких и выделяет в потоке слов свое имя. Он понимает Вас, начинает управлять своим поведением. Различает лица, плачет, видя незнакомца, и начинает вмешиваться в разговоры взрослых, произнося отдельные слоги.
Ваше поведение. Рассказывайте ему о том, что происходит в данный момент, делайте паузы, чтобы и он мог «выговориться», иначе он заскучает. Демонстрируйте, как действовать с предметами. И всегда объясняйте свои требования!
10-12 месяцев: ПЕРВЫЕ ШАГИ
Поведение ребенка. Он открывает понятие «территория». Ему интересно все, что он видит, - новые люди предметы. Пробует ходить, самостоятельно есть и пить. Произносит первые слова. Грустит, если рядом нет мамы.
Ваше поведение. «Безопасность», «свобода» и «дисциплина» - вот новые слова в вашей жизни. Уберите вещи, которые трогать нельзя: он должен свободно двигаться, исследуя все, что ему интересно. Учитесь устанавливать границы и говорить «нет», но делайте это как можно реже. Учитесь отвлекать его и переключать внимание.
18 месяцев: ВСЕ НАПЕРЕКОР
Поведение ребенка. Он учится противопоставлять себя Вам, н все говорит «нет!», устраивает скандалы. Но бывает и послушным, и очаровательно-ласковым.
Ваше поведение. Постарайтесь быть спокойными и терпеливыми: чтобы стать самостоятельным, он должен попрактиковаться в положительных и отрицательных чувствах.
2 года: ПОДРАЖАНИЕ
Поведение ребенка. Его действия становятся целенаправленными. Теперь главное для него – не то, что он делает с предметами, а результат. Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.
Ваше поведение. Не спешите помогать ему, если у него что-то не получается. Ребенку важно самому справиться с тем, что прежде не удавалось. Учите его играть, не пытаясь исправлять, поощряйте подражание.
3 года: БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Поведение ребенка. Он знает, чего хочет, думает, что может этого достичь, и готов отстаивать это право. Зато он доволен всем, что ему предлагаете Вы, ссорится с Вами и порой ведет себя очень агрессивно.
Ваше поведение. Сохраняйте доброжелательное отношение к нему и самому себе. Не вступайте в бесконечные споры. Разрешайте все, что не опасно для него и других. Запрещайте жестко, но не слишком часто. Уважайте его замыслы и по возможности оставляйте выбор за ним.
4 года: ЭПОХА «ПОЧЕМУ?»
Поведение ребенка. Его главный интерес – поиск причин всего на свете. Чудесный возраст: дети засыпают нас вопросами, по-своему отвечают на них и выстраивают свою собственную картину мира, в которой легко уживаются волшебное и реальное. Сейчас для него главное – показать себя знающим, равным взрослому.
Ваше поведение. Уважайте его выдумки, стимулируйте его воображение, всегда отвечайте на вопросы.
5 лет: СПЛОШНЫЕ ЖАЛОБЫ
Поведение ребенка. Теперь ему интересны люди, их поступки, он хочет понять, что хорошо и что плохо. И постоянно на кого-нибудь жалуется.
Ваше поведение. Его жалобы – способ освоить нормы жизни. Подтверждайте правила, говорите о неуместности жалоб, никогда не называйте «ябедой», пытайтесь понять, что его беспокоит на самом деле.
6-7 лет: ВОЗРАСТ РАЗУМА
Поведение ребенка. Он знает много игр, выдумывает сюжеты, исполняет разные роли. Он хочет стать взрослее, больше знать, учиться в школе. Это время, когда теряется детская непосредственность.
Ваше поведение. Поддерживайте его желание играть, создавайте условия для игры со сверстниками. Примите его взросление и проститесь навсегда с прежним малышом. Если что-то было упущено, на пороге школы самое время пересмотреть свои воспитательные позиции и начать все заново.
8-10 лет: УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Поведение ребенка. Он научился учиться: подчиняет собственные «хочу» требуемому «надо», критичен к себе, может проследить процесс собственного изменения («кем я был» и «кем я стал»).
Ваше поведение. Слушайте его. Не отвечайте сразу на поставленный вопрос, ищите, что за ним. Не оценивайте, а уточняйте, расспрашивайте и как можно старательнее «убирайте» свое мнение за скобки. Оставляйте время на драгоценные для его души разговоры ни о чем.
11-12 лет: КОНЕЦ ДЕТСТВА
Поведение ребенка. Самыми важными людьми становятся его сверстники, и он должен в чем-то стать лучшим среди них. А Ваш авторитет падает, он узнает, что Вы не всемогущи. Но по-прежнему он нуждается в нежности, надежных ориентирах, доверительном, на равных, общении со взрослыми.
Ваше поведение. Уважайте его право на собственный опыт, внутренний мир, свою территорию. Помогайте ему быть самим собой, берегите искренность и доброжелательность ваших отношений.
Ваш сын или дочь – человечек особенный! Всему свое время!
Педагог-психолог
МКДОУ «Теремок»
Щербакова И.А.