СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
АРЫКИНА Н. С.
методист,
КАЗАКОВИЧ И. В.
преподаватель профессиональных модулей,
ГБПОУ МО Московский областной медицинский колледж № 1,
Наро-Фоминский филиал, Россия, г. Наро-Фоминск
В последние годы перед здравоохранением остро возникла необходимость повышение уровня и качества медицинской помощи населению. Чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда надо повышать практико-ориентированную подготовку будущих специалистов, их компетентность и конкурентоспособность.
Медицинское образование – это то место, где использование симуляционного обучения является одним из важнейших способов научить студентов манипуляциям и в дальнейшем продолжать повышать уровень знаний и умений.
Мак Гаги говорит о симуляции, что это «человек, устройство, усилия по воссозданию проблемы, в которой обучающийся должен отреагировать так, как он это сделает в реальной обстановке»
Николь Маран и Ронни Главин дали определение симуляционному обучению – «образовательная методика, предусматривающая интерактивный вид деятельности, через погружение в среду, путем воссоздания реальной клинической ситуации»
Занятия в медицинском колледже подразделяются на лекционные и практические. Особое место отводится учебной и производственной практике. В соответствии федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения на практическое обучение отводится 70% учебного времени. Лекционные занятия позволяют преподавателю четко и подробно изложить теоретический материал по теме, но только практические занятия с применением симуляционного обучения позволяют преподавателю продемонстрировать выполнение той или иной манипуляции, изученной на лекции.
Симуляционное обучение позволяет:
закрепить полученные теоретические знания;
снизить уровень психологического стресса при выполнении первых манипуляций;
обучить манипуляциям;
приблизить имитацию деятельности к реальности с высокой степенью достоверности;
«отточить» четкость, правильность и скорость выполнения действий, которые могу спасти жизнь пациенту в реальном случае;
повышать мастерство;
отрабатывать профессиональные действия при экстремальных ситуациях;
проанализировать и исправлять допущенные ошибки.
Такие занятия позволяют студентам применить полученные знания и навыки – довести до автоматизма определенные действия. И в дальнейшем, на производственной практике, принимать участие в выполнении манипуляции в лечебном учреждении под контролем и руководством медицинских работником.
Систематичное использование различных типов симулирования: учебные пособия, плакаты, электронные и компьютерные учебники, обучающие игры, письменные клинические ситуационные задачи, фантомы, муляжи, манипуляционные тренажеры для отработки практических навыков, механический манекен - имитатор пациента, стандартизированные пациенты и ролевые игры позволяет повысить уровень профессиональной подготовки будущих медицинских специалистов среднего звена.
Одним из примеров использования симуляционного обучения служит изучение производственного модуля ПМ.02 Участие в лечебно-диагостическом и реабилитационном процессах междисциплинарного курса МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздела Сестринская помощь в педиатрии темы «Сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей»:
техника проведения ингаляции детям;
техника проведения небулайзерной терапии;
техника проведения ножной и ручной ванны детям;
постановка согревающего компресса на околоушную область;
измерение температуры тела (термометрия);
техника закапывания капель в глаза, нос, ухо ребёнка.
По теме занятий «Сестринский процесс при пневмонии, бронхиальной астме у детей»:
разведение и введение антибиотиков;
измерение функции внешнего дыхания с помощью пикфлоуметра;
дренажное положение;
техника постановки горчичников детям.
По теме занятий «Неотложные состояния в педиатрии»:
сердечно-легочная реанимация;
переохлаждение новорожденного;
перегрев новорожденного;
гипертермический синдром;
судорожный синдром;
анафилактический шок;
крапивница и отёк Квинке;
гипергликемическая кома;
гипогликемическая кома;
острое отравление;
нарушение ритма сердца.
Преподавать на таких соблюдает все этапы симуляционного обучения. Первый этап включает в себя мини-лекцию - инструктаж, определение объекта, предмета и цели, ставятся задачи, определяется и оценивается имеющееся оборудование. На этом этапе преподаватель сам показывает поэтапное выполнение манипуляции с комментарием своих действий. Второй этап - симуляционное обучения, когда студенты самостоятельно, но под координацией и руководством преподавателя осуществляют симуляционные действия по теме занятия, четко и громко проговаривая все свои действия, это помогает повысить качество знаний и осознать свои действия. На третьем этапе проходит совместное подведение итогов с анализом результатов работы каждого студента. Особое место на этом этапе отводится обсуждению нестандартных ситуаций, с которыми обучающиеся могут столкнуться в профессии.
Симуляционные занятия позволяют хорошо обучить студентов тактике оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе. Для этого они должны знать:
цели;
показания;
противопоказания;
основные клинические проявления болезни;
оснащение;
технику безопасности;
возможные проблемы при практических манипуляциях и способы их предотвращения и решения.
Уметь:
обосновать каждый этап выполняемой манипуляции;
четко выполнять лечебные и диагностические манипуляции.
Использование симуляционного обучение позволяем повышать качество подготовки специалистов по специальности 34.02.01 «Сестринское дел».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леут Е. В. Использование симуляционных технологий для реализации программы подготовки специалистов среднего звена в медицинском колледже [Текст] / Е. В. Леут // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (10). — С. 179 – 182. — ISSN 2412-0529.
2. Муравьев К. А. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент / К. А. Муравьев, А. Б. Ходжаян, С. В. Рой // Фундаментальные исследования. – 2011. – №10 – 3. – С. 534 – 537.