СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Системно-деятельный подход при разработке рабочих образовательных программ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм разработки программ на основании системно-деятельного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Системно-деятельный подход при разработке рабочих образовательных программ.»

Системно-деятельный подход при разработке

рабочих образовательных программ.

Зубова Татьяна Федоровна

учитель математики ГБОУ СОШ № 34 г. Севастополь
09.02.2015


Рабочая программа педагога

  • это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС ОО к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения;

  • определяет объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

  • должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуется федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретного предмета;

  • локальный и индивидуальный документ педагога.


Функции рабочей программы

  • Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме.

  • Целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область.

  • Нормирующая, т.е. определяет содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися;

  • Процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • Оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.


Алгоритм разработки программ на основании системно-деятельного подхода

Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.

  • Шаг 1. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Минобрнауки России

  • Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана ОУ

  • Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с такими же требованиями, прописанными в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе ОУ

  • Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения

  • Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы

  • Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием примерной (типовой) программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы.

  • Шаг 7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 6).

  • Шаг 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них

  • Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы, программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса

  • Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, которая позволит получить объективную информацию для коррекции учебного процесса

  • Шаг 11. Составить рабочую программу: оформить материалы согласно структуре

Структура рабочей программы

  • Титульный лист.

  • Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели с учетом специфики учебного предмета, курса.

  • Содержание учебного предмета, курса.

  • Тематическое и календарно-поурочное планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

  • Контроль и оценка достижения планируемых результатов обучающимися.

  • Список используемой литературы.

  • Приложения к программе.


Титульный лист содержит рабочей программы:

  • наименование ОУ;

  • гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);

  • название учебного курса, предмета, дисциплины;

  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину;

  • класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину;

  • год составления программы


Пояснительная записка

  • на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;

  • внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

  • используемый учебно-методический комплект;

  • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа


Требования к уровню подготовки учащихся

  • В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»

  • Основанием для выделения требований к уровню подготовки, учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа


Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом ОУ. Порядок может быть, например, таковым: вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол), затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УР и утверждается руководителем ОУ, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.