СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Смысловое чтение как способ формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение выделено в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, поэтому тема является актуальной. Данная статья готовилась для выступления на  МО учителей английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Статья Смысловое чтение как способ формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка»



Смысловое чтение как способ формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка



Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться», что является основой способности к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. Умения чтения в современном информационном обществе носят «метапредметный характер», а смысловое чтение направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для этого необходимо дать оценку информации, откликнуться на ее содержание, постичь ценностно-смысловые моменты, осуществить процесс интерпретации.

На уроках английского языка работа с текстом занимает важное место. Текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.

С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

К стратегиям смыслового чтения относят технологии направленные на развитие критического мышления у учащихся. А методологические основы критического мышления включают три стадии: вызов, осмысление и рефлексию. Теперь рассмотрим приемы, которые могут способствовать формированию у учащихся способности анализировать, сравнивать, сопоставлять и оценивать знакомую и новую информацию.

Работу над текстом принято делить на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап – это пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся из других образовательных областей или жизненного опыта. На данном этапе можно использовать ряд эффективных приемов. Прием предсказаний (forecasting the content), который ориентирован на развитие антиципации содержания текста по заголовку, иллюстрациям, графикам, опорным словам и словосочетаниям. Прием присвоения имени (labeling) анализируемому тексту, таблице, рисунку. Прием составления семантической карты (mind-mapping) основанный на представление основных понятий обсуждаемой в тексте темы или проблемы в графически упорядоченном и логически связанном виде. Прием постановки вопросов (motivating questions), которые фокусируют внимание учащихся на проблеме, поднятой в тексте, позволяют усилить их мотивацию к работе над текстом.

Итак, учащиеся вовлечены в работу актуальностью темы, пониманием обсуждаемых вопросов, раскрытием значения заголовка текста, некоторыми знаниями из собственного жизненного опыта и, возможно, желанием им поделиться.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Этот этап самый продолжительный по времени, он может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Одним из самых эффективных приемов на данном этапе является прием денотативного анализа текста, который позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации. В первую очередь нужно определить основную мысль всего текста, затем основные мысли каждого абзаца, для этого учащиеся ищут ключевые слова и фразы, подтверждающие мысли абзацев и выписывают их, обсуждают с одноклассниками.

Чтобы разобраться в тексте требуется активный анализ, сличение его элементов друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения, необходим процесс выделения того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. На текстовом этапе учащиеся называют основные проблемы, затронутые в тексте, поясняют главную мысль текста своими словами, готовят план пересказа текста. При подготовке пересказа хорошо подходит прием (note-taking), направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования.

Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом. Учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать сочинение, письмо, эссе. На этапе дискуссии используются следующие задания: распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста и ответьте на них; скажите какую цель ставил перед собой автор текста, скажите совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей, что было особенно интересно для вас узнать из текста и почему и т. .д.

Таким образом, перед учителем предстает большой набор методов и приемов работы по обучению смысловому чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.

В заключении хочется сказать, что чтение является важнейшим средством социализации учеников. Стратегии смыслового чтения направлены на формирование всех видов универсальных учебных действий. Но в первую очередь они формируют умение думать, сопереживать, истолковывать прочитанную информацию и формулировать собственное мнение. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения иностранному языку.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.

  3. Дыбленко С.А., Соболева О.В. «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя» М., 2002

  4. Савиков Е.С. «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

  5. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003.

  6. ФГОС основного общего образования. - М., Просвещение, 2014.

  7. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г.Асмолова. - М., Просвещение, 2010.

  8. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100 : [Монография] / О.В. Чиндилова. –М. : Баласс, 2010.

Интернетресурсы: http://2zagvozdina.ucoz.ru/index/strategii_smyslovogo_chtenija/0-18