СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Социализация детей с ДЦП в современном мире Е.Е. Травкина, Научный руководитель: к. психол.н., доцент Разумова Г.В. Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского,

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагается рассмотреть основные особенности социализации детей с ДЦП

Просмотр содержимого документа
«Статья. Социализация детей с ДЦП в современном мире Е.Е. Травкина, Научный руководитель: к. психол.н., доцент Разумова Г.В. Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского,»

Социализация детей с ДЦП в современном мире

Е.Е. Травкина, Научный руководитель: к. психол.н., доцент Разумова Г.В. Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского,

Аннотация: В статье предлагается рассмотреть основные особенности социализации детей с ДЦП

Ключевые слова: Детский церебральный паралич, социализация.

Socialization of children with a cerebral palsy in the modern world

E.E. Travkina, Science advisor: PhD in Phycological sciences Razumova G.V Kaluga state university named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

Annotation The article it is offered to consider the main features of socialization of children with a cerebral palsy.

Key words: Сerebral palsy, socialization

В раннем детстве для своего ребёнка родители олицетворяют весь мир, учат его, открывают новые открытия, постоянно чем-то занимают и что-то показывают. Но чем старше становится ребёнок, тем больше для него открывается новых “страниц” в его жизни. С каждым днём взросления ребёнок расширяет своё кругозор, знакомится и общается с окружающими его людьми. Один из важнейших этапов в жизни ребенка связан с социализацией. Освоение норм, принятых в обществе, позволит ребенку стать частью этого общества и познавать его. Всякое ограничение в социализации откладывает отпечаток на всех сферах жизни, затрудняя общение и развитие ребёнка. У детей с ДЦП социализация происходит намного сложнее. Двигательные нарушения связаны с ограничением не только в области двигательных операций, но и в коммуникации, и обучении таких детей. И, конечно, происходит социальная изоляция ребёнка и его социализация сводится к низкому уровню. Дети с ДЦП тревожны, не уверены в себе, свои силах и нерешительны. Для них характерны смены настроения: то они полны энергии, идут на контакт, радуются успехам, то тут же капризны и раздражительны, замкнуты. Все данные эмоциональные проявления-естественная психологическая защита ребёнка, страдающего ДЦП. Развитие ребёнка не соответствует его паспортному возрасту, большинство больных инфантильны. Всё это можно объяснить: Во-первых, инфантилизм проявляется по причине того, что дети с двигательными ограничениями в большинстве случаев постоянно зависимы от окружающих его людей. Во-вторых, подсознательно они продлевают себе детство, ведь тяжело видеть и осознавать, что твои сверстники полны сил, активности, бегают и осуществляют свои мечты. А они остались на том же уровне развития и уровне возможностей. В-третьих, они становятся замкнутыми в силу имеющихся отличий в возможностях своего тела. Люди, которые вступают в контакт с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата проявляют к ним любопытство и жалость. Этим подтверждая внутреннюю догадку больных детей, что они непривлекательны и даже уродливы.

Дети с ДЦП нуждаются в помощи как в повседневной жизни, так и в процессе овладения знаниями. Ближайший круг может способствовать инвалидизации своих детей, ограждая их от сверстников, чтобы родной ребенок меньше переживал свое физическое несовершенство, а может создавать условия для позитивной социализации больного ребенка. Основное окружение, конечно же, составляют родители и родственники.

Что они могут сделать, помогая ребёнку социализироваться?

1. Отказаться от гиперопеки. Безусловно, ребёнок-инвалид нуждается постоянно в помощи, но нужно предлагать больше ему делать самому, показывая, что он сможет, если захочет. Пусть долго, с трудностями, но он сможет помогать в быту родителям, выполнять их просьбы.

2. Помочь ребёнку в преодолении ограничения движений. Найти более комфортные и удобные места, способы его действий, которые даются ему легче. И сразу будет расширяться круг его возможностей. Ведь сколько гениальных деток с ДЦП, которые сами рисуют губами, набирают номер телефона носом.

3. И, пожалуй, самое важное, общайтесь с ним как можно больше. Задавайте ему вопросы, постоянно что-либо рассказывайте, объясняйтесь, делитесь новостями. Не стоит ограничивать его круг общения и окружения.

Что могут дать дошкольные учреждения и различные центры развития таким детям? В развитии ребенка существуют сенситивные периоды – оптимальные сроки для наиболее благоприятного формирования тех или иных умений и навыков. Данные учреждения и призваны использовать готовность психики для развития отдельных функций и личности в целом. Поскольку занятия проходят в детской группе, осуществляется активное общение со сверстниками, что закладывает основу дальнейшей социализации и коммуникации. Социальная практика показывает, что дети с ДЦП могут заниматься и творческой деятельностью, и спортом. В России с 2006 года танцы на колясках признаны официально видом спорта. Дети организуют выступления, заучивают движения, взаимодействуют между собой. Главным образом происходит активная социализация. Занятие плаванием с помощью инструктора или специального оборудования связаны не только с процессом гидрореабилитации (лечением водной средой), но и социализации. В Перми несколько лет работает Благотворительный фонд в поддержку и развитие плавания инвалидов «Движение Плюс», основными направлениями деятельности которого, являются физкультурно-оздоровительное и спортивное – подготовка детей с ограниченными возможностями по программе паралимпийского, спецолимпийского и сурдолимпийского плавания. Результаты работы показали, что во время занятий в воде у детей с ДЦП нормализуется мышечный тонус, развивается мелкая и крупная моторика, улучшается речь, и как следствие, формируются новые двигательные навыки и качества, позволяющие ребенку активнее включаться в жизнь общества.

Что может сделать школа? В современном мире всё больше говорится об инклюзивном образовании. Оно основано на том, что дети с ограниченными возможностями, дети инвалиды должны быть включены в общественный социум. Следовательно, данное образование поможет ребёнку чувствовать себя на равне со всеми, поможет ему приобрести уверенность в себе и стимул достижения умений и навыков, которые имеются у окружающих его людей. Что может сделать сам ребёнок с ДЦП? Не секрет, что самое важное в жизни каждого человека-это быть кому-то нужным, иметь возможность помочь и достигать новых высот. Дети с ДЦП, как и все, мечтают о счастье и полноценном общении. Нужно давать ему возможность сделать что-либо полезное для этого мира и тогда ему самому захочется не угасать, а развиваться.

Таким образом, не нужно давать ребёнку инвалиду замыкаться в себе, нужно постоянно поддерживать с ним общение, прививать ему самостоятельность и уверенность, что он значим и нужен этому миру, после чего социализация ребёнка будет проходить активно и в положительную сторону. И, помните, от точки ведут 360 путей линий. Болезнь перекрывает лишь некоторые из этих дорог, все остальные пути открыты.





Литература:

1. Мельникова А.А., Мороз Г.А., Олиниченко В.Г. Использование игры бочче для реабилитации пациентов с ДЦП и локомоторными нарушениями нецеребрального происхождения. // Biomedical and biososial anthropology. 2013. № 21. С.128-130.

2. Ощепкова М.А., Ощепкова О.М. Счастье рядом или Полноценная жизнь с ДЦП. – Иркутск: Аспринт, 2015. – 84 с.

3. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.