Статья: «Совместная работа с семьей
по развитию речи дошкольников»
МБДОУ № 93 «Детский сад «Капитошка»
г. Норильск Красноярский край
Воспитатель 1 категории: Дитман Наталья Викторовна
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять свою мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.
Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умения общаться. В статье № 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Я уверена, что именно педагог-дошкольник должен взять на себя ведущую роль в повышении речевой культуры родителей и ребенка. Зная приоритет семейного воспитания, я - за тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса - ребенок, педагог, родитель. Но сам педагог должен быть эталоном, образцом русской речи.
Когда-то существовал эталон культурной и грамотной русской речи. В эфире Всесоюзного радио и телевидения звучала безукоризненно грамотная речь. Радио считалось университетом культуры, речи дикторов - эталонной. Слушая радио, мы учились правильной речи. Сегодня таких ориентиров не стало. К сожалению, плохо владеют языком даже те люди, для которых речь- неотъемлемая составляющая профессии,- телеведущие, артисты, журналисты, политики. Целые сутки отовсюду звучит неграмотная реклама, боевики, детективы, кровь и насилие с экранов порождают языковую распущенность и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением запрета, а поиском средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.
Очень важно пробудить у детей интерес к звучащему слову, почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий системы в работе, педагогической смекалки и выдумки, практического опыта.
Вся наша работа с семьей по речевому развитию детей представлена в схеме.
ФОРМЫ взаимодействия с семьями воспитанников:
Беседа, анкетирование, первичное знакомство;
Индивидуальные беседы с родителями об особенностях развития их ребенка;
Групповые консультации;
Рекламная компания;
Совместные мероприятия;
Наглядная агитация родителей;
Родительские собрания.
Начинали мы свою работу с убеждения родителей в необходимости взаимодействия. Для планирования своей деятельности использовали систему работу по развитию речи по О.С.Ушаковой.
Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Средства развития речи:
Общение взрослых и детей;
Культурная языковая среда;
Обучение родной речи на занятиях;
Художественная литература;
Изобразительное искусство, музыка, театр;
Занятия по другим разделам программы.
Методы развития речи
Наглядные | Словесные | Практические |
1.Непосредственное наблюдение и его разновидности (в природе, экскурсии) 2. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) | 1. Чтение и рассказывание художественных произведений. 2. Заучивание наизусть. 3. Пересказ. 4. Обобщающая беседа. 5. Рассказывание без опоры на наглядный материал. | Дидактические игры Игры-драматизаии Инсценировки Дидактические упражнения Пластические этюды Хороводные игры |
| | |
Мы используем разнообразные формы с родителями, стараемся не увлекаться анкетированием, так как зачастую получаем формальные отписки. С этим мы столкнулись при опросе «Книга моего детства». Но когда с каждым родителем индивидуально начали вспоминать о книгах и фильмах детства и юности, возник интерес, завязались оживленные беседы, вот тут-то мы и попросили заново заполнить анкеты.
Очень нравятся нашим взрослым родительские практикумы. Например, тема «Энциклопедия слова «дом»». Нужно было в словаре найти лексическое значение слова, рассказать об истории слова, подобрать слова-антонимы, а затем- синонимы. Следующее творческое задание было раздельным для мам и пап. Мамы искали загадки со словом «дом»,папы занимались частушками. Далее родители искали слово в названиях произведений классической и современной литературы.
Сначала практикумы посещали двое-трое родителей, к концу года собрались практически все. Беседы проходили весело, интересно. Сейчас родители часто задерживаются около воспитателя, не торопятся сразу уйти.
Благодаря такой форме работы взрослые развивают у детей чуткость к слову и умение понимать его многозначность, образность, помогают овладевать элементарными средствами художественной выразительности речи, учат употреблять в разговорной речи разнообразные глаголы, наречия, прилагательные, эпитеты.
В родительском уголке размещаем памятки для правильного произношения тех или иных слов, словари русских слов. Мы в своей группе начали использовать словарь-справочник «Культура устной русской речи», автор Л.Н.Семушкина. В этом словаре обозначены трудные случаи: ударения, произношения, формообразования. В работе мы также используем словарь-копилку «Чтобы язык не заплетался» (словарик ошибок), игры по речевому общению с родителями и детьми.
Консультируя родителей, учим их правильно знакомить детей с художественными произведениями и русским фольклором. Детская художественная литература обогащает речь ребенка, способствует его проникновению в суть родного слова, а сказки учат чувствовать выразительность слова, его образность, меткость, поэтичность.
В планах работы нашей группы- выпуск журнала «Словечко»,где будет собран материал для родителей и детей по вопросу формирования правильной разговорной речи. Вся эта работа очень увлекательна и необходима. Мы обязаны сохранить и передать детям и внукам грамотную русскую речь.