СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Современный урок: от цели к результату. Структура и содержание учебного занятия по ФГОС»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение схемы урока в условиях ФГОС. Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС. Этапы современного урока русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Современный урок: от цели к результату. Структура и содержание учебного занятия по ФГОС»»

МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»

Скопинского района Рязанской области



Статья.



Тема

«Современный урок: от цели к результату.

Структура и содержание учебного занятия

по ФГОС»




















2017г.

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- хорошо организованный урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение.

Изменение схемы урока:

От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)

к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Ученик - живой участник образовательного процесса.

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. В центре внимания урока — дети, идёт учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей), вывод делают сами учащиеся, происходит планирование обратной связи. Урок должен быть добрым.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС включает следующие этапы:

1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность).

2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»).

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно).

4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе).

5.Взаимопроверка, взаимоконтроль.

6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Опыт педагогов, работающих по ФГОС, доказал, что продуктивная учебная деятельность на уроках русского языка, литературы невозможна без появления у обучающихся осознанной мотивации к освоению содержания предметов. Мотивация активизирует познавательные потребности школьников, заставляет их отвечать на вопросы «Зачем мне нужно это знание?», «Когда я могу его применить в собственной практической деятельности?», создает предпосылки для роста интереса к изучению предметов.

Этап мотивации – важная составляющая каждого урока, выстроенного в логике системно-деятельностного подхода к обучению. Этот этап может предполагать использование различных средств наглядности, обращение к жизненному опыту учащихся, создание проблемных ситуаций и т. д.

Как показывает практика, существует множество приёмов организации мотивации школьников на уроках. Одним из них является задание «Третье лишнее». Так, в начале урока по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» школьникам может быть предложено задание:

- Прочитайте предложения и найдите среди них «лишнее». Обоснуйте свой выбор.

1.Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного. (М.Ю. Лермонтов)

2.Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криками птиц, и яркостью звездного неба. (К.Г.Паустовский)

3. Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. (Л. Н.Толстой)

Мотивационная часть урока часто тесно связана с этапом целеполагания. Так после выполнения обучающимися данного задания учитель может задать вопрос:

- Можете ли вы объяснить постановку двоеточия в выбранном вами предложении? Каких знаний Вам не хватает для этого? Какую цель вы должны поставить перед собой на этом уроке?

Опыт практической деятельности учителей говорит о том, что в конце учебного занятия, на этапе рефлексии, важно зафиксировать достижение школьниками учебной цели, проанализировать ее практическую значимость. Обучающиеся должны ответить на вопросы «Что нового мы узнали на уроке?», «Чему научились?»

Поскольку в основу ФГОС ООО положен системно-деятельностный подход, то образовательное пространство уроков русского языка и литературы, ориентированных на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы, должно быть выстроено в соответствии со следующими принципами:

- принцип деятельности. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

- принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне содержания и использования образовательных технологий, форм, методов, средств и способов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся;

- принцип целостности. В ходе освоения содержания учебных дисциплин создаются условия для формирования у школьника обобщенного системного представления о мире;

- принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, на приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Организация освоения обучающимися 5-9-х классов предметного содержания курсов русского языка, литературы предполагает применение таких приемов и способов преподавания, которые приводили бы к регулярному возникновению взаимосвязанных учебных ситуаций, предопределяющих осознанную целенаправленную работу школьников, направленную на приобретение ими конкретных знаний и умений, а также связанную с их применением для решения конкретных практических задач.

Целесообразным в этой связи представляется использование на уроках групповых форм обучения, проектных методик, разнообразных современных образовательных технологий, способствующих активному вовлечению обучающихся в осмысленную, личностно значимую учебную деятельность, направленную на достижение ими конкретного образовательного результата. Кроме того, довольно эффективно на уроках русского языка, литературы могут применяться такие подходы к организации образовательного процесса, как дифференциация и индивидуализация обучения, которые предполагают создание условий, способствующих появлению у школьников, с одной стороны, опыта пребывания в «ситуации успеха», с другой стороны,– условий, мотивирующих школьников на поиск дополнительной информации, на стремление «выйти за рамки» содержания урока.