МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»
Скопинского района Рязанской области
Статья.
Тема
«Современный урок: от цели к результату.
Структура и содержание учебного занятия
по ФГОС»
2017г.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- хорошо организованный урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение.
Изменение схемы урока:
От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)
к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Ученик - живой участник образовательного процесса.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. В центре внимания урока — дети, идёт учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей), вывод делают сами учащиеся, происходит планирование обратной связи. Урок должен быть добрым.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС включает следующие этапы:
1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность).
2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»).
3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно).
4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе).
5.Взаимопроверка, взаимоконтроль.
6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Опыт педагогов, работающих по ФГОС, доказал, что продуктивная учебная деятельность на уроках русского языка, литературы невозможна без появления у обучающихся осознанной мотивации к освоению содержания предметов. Мотивация активизирует познавательные потребности школьников, заставляет их отвечать на вопросы «Зачем мне нужно это знание?», «Когда я могу его применить в собственной практической деятельности?», создает предпосылки для роста интереса к изучению предметов.
Этап мотивации – важная составляющая каждого урока, выстроенного в логике системно-деятельностного подхода к обучению. Этот этап может предполагать использование различных средств наглядности, обращение к жизненному опыту учащихся, создание проблемных ситуаций и т. д.
Как показывает практика, существует множество приёмов организации мотивации школьников на уроках. Одним из них является задание «Третье лишнее». Так, в начале урока по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» школьникам может быть предложено задание:
- Прочитайте предложения и найдите среди них «лишнее». Обоснуйте свой выбор.
1.Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного. (М.Ю. Лермонтов)
2.Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криками птиц, и яркостью звездного неба. (К.Г.Паустовский)
3. Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. (Л. Н.Толстой)
Мотивационная часть урока часто тесно связана с этапом целеполагания. Так после выполнения обучающимися данного задания учитель может задать вопрос:
- Можете ли вы объяснить постановку двоеточия в выбранном вами предложении? Каких знаний Вам не хватает для этого? Какую цель вы должны поставить перед собой на этом уроке?
Опыт практической деятельности учителей говорит о том, что в конце учебного занятия, на этапе рефлексии, важно зафиксировать достижение школьниками учебной цели, проанализировать ее практическую значимость. Обучающиеся должны ответить на вопросы «Что нового мы узнали на уроке?», «Чему научились?»
Поскольку в основу ФГОС ООО положен системно-деятельностный подход, то образовательное пространство уроков русского языка и литературы, ориентированных на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы, должно быть выстроено в соответствии со следующими принципами:
- принцип деятельности. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
- принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне содержания и использования образовательных технологий, форм, методов, средств и способов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- принцип целостности. В ходе освоения содержания учебных дисциплин создаются условия для формирования у школьника обобщенного системного представления о мире;
- принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, на приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Организация освоения обучающимися 5-9-х классов предметного содержания курсов русского языка, литературы предполагает применение таких приемов и способов преподавания, которые приводили бы к регулярному возникновению взаимосвязанных учебных ситуаций, предопределяющих осознанную целенаправленную работу школьников, направленную на приобретение ими конкретных знаний и умений, а также связанную с их применением для решения конкретных практических задач.
Целесообразным в этой связи представляется использование на уроках групповых форм обучения, проектных методик, разнообразных современных образовательных технологий, способствующих активному вовлечению обучающихся в осмысленную, личностно значимую учебную деятельность, направленную на достижение ими конкретного образовательного результата. Кроме того, довольно эффективно на уроках русского языка, литературы могут применяться такие подходы к организации образовательного процесса, как дифференциация и индивидуализация обучения, которые предполагают создание условий, способствующих появлению у школьников, с одной стороны, опыта пребывания в «ситуации успеха», с другой стороны,– условий, мотивирующих школьников на поиск дополнительной информации, на стремление «выйти за рамки» содержания урока.