Просмотр содержимого документа
«Статья "Способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках-диалогах"»
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся
на уроках-диалогах
Повысить эффективность функционирования учебного проблемно-диалогического
взаимодействия можно с помощью:
создания положительного эмоционального микроклимата в классе с помощью познания психологических закономерностей протекания учебного процесса и коммуникативной деятельности, избежание стрессогенных факторов, барьеров общения, непонимания;
учета психофизических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений, мотивации, опыта верования, оценки и критической рефлексии;
реализации не только внешнего, но прежде всего внутреннего диалога каждого ученика через систему педагогического стимулирования диалога мнений, позиций, взглядов личности;
Активизация познавательной деятельности происходит через:
- Формирование мотивов деятельности через: использование актуального нового материала; наглядности, применения новейших технологий обучения, дидактических игр, соревнований; связь материала с жизнью, опытом учащихся; постановку проблемных вопросов, задач.
- Формирование системы знаний, умений, навыков благодаря: выделению главного в материалах; приемам логического мышления (аналогия, анализ, синтез, обобщение, сравнение, противопоставление); интеграции учебного материала по различным дисциплинам.
- Применение специальных задач на развитие критического и самостоятельного мышления (задание с нестандартными или "лишними" данными, "ошибками" учителя, задачи, своевременно и разумно оцениваются учителем или требуют самооценки или самостоятельной работы.
- Индивидуализацию, дифференциацию обучения: самостоятельная постановка учениками вопросов, дополнения, собственные примеры, доклады, выступления; предоставление учащимся индивидуальных задач с несколькими решениями, повышенной трудности и тому подобное; применения дифференцированных заданий; сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, использование методов программного, проблемного обучения.
Одним из способов активизации познавательной деятельности обучающихся является проблемное обучение - такой способ обучения, в котором активизируется познавательная деятельность путем создания проблемной ситуации (ПС) на основе решения проблемных задач (ПЗ). Результатом создания проблемной ситуации является интерес учащихся к новой познавательной проблеме, которую постепенно разбивают на отдельные проблемы. На всех этапах обучения учащиеся принимают активное участие в процессе познания.