СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках-диалогах"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках-диалогах"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках-диалогах"»

Способы активизации познавательной деятельности обучающихся

на уроках-диалогах


Повысить эффективность функционирования учебного проблемно-диалогического

взаимодействия можно с помощью:


  • направления диалога не только на решение проблемных задач, но и оптимальное общение и развитие обучающихся;


  • создания положительного эмоционального микроклимата в классе с помощью познания психологических закономерностей протекания учебного процесса и коммуникативной деятельности, избежание стрессогенных факторов, барьеров общения, непонимания;


  • учета психофизических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений, мотивации, опыта верования, оценки и критической рефлексии;


  • способности комплексно оценивать конкретную проблемную ситуацию и реальные условия учебного взаимодействия (настроение класса, подготовленность или усталость учащихся и т.д.);


  • реализации не только внешнего, но прежде всего внутреннего диалога каждого ученика через систему педагогического стимулирования диалога мнений, позиций, взглядов личности;


  • обеспечения симметричности диалога социально-психологическими средствами паритетных взаимоотношений партнеров и тому подобное;


  • стимулирования познавательного интереса личности подбором оптимального содержания и форм диалогического взаимодействия.


Активизация познавательной деятельности происходит через:


- Формирование мотивов деятельности через: использование актуального нового материала; наглядности, применения новейших технологий обучения, дидактических игр, соревнований; связь материала с жизнью, опытом учащихся; постановку проблемных вопросов, задач.


- Формирование системы знаний, умений, навыков благодаря: выделению главного в материалах; приемам логического мышления (аналогия, анализ, синтез, обобщение, сравнение, противопоставление); интеграции учебного материала по различным дисциплинам.


- Применение специальных задач на развитие критического и самостоятельного мышления (задание с нестандартными или "лишними" данными, "ошибками" учителя, задачи, своевременно и разумно оцениваются учителем или требуют самооценки или самостоятельной работы.


- Индивидуализацию, дифференциацию обучения: самостоятельная постановка учениками вопросов, дополнения, собственные примеры, доклады, выступления; предоставление учащимся индивидуальных задач с несколькими решениями, повышенной трудности и тому подобное; применения дифференцированных заданий; сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, использование методов программного, проблемного обучения.




Одним из способов активизации познавательной деятельности обучающихся является проблемное обучение - такой способ обучения, в котором активизируется познавательная деятельность путем создания проблемной ситуации (ПС) на основе решения проблемных задач (ПЗ). Результатом создания проблемной ситуации является интерес учащихся к новой познавательной проблеме, которую постепенно разбивают на отдельные проблемы. На всех этапах обучения учащиеся принимают активное участие в процессе познания.