Просмотр содержимого документа
«Статья "Технологически карты - модернизированные планы уроков"»
Зайкова Наталья Борисовна
учитель биологии
КГУ «Средняя школа № 43
им. Г. Мусрепова»
г. Петропавловск
Северо-Казахстанская область
Технологические карты - модернизированные планы уроков.
Сейчас в условиях гуманизации учебного процесса уделяется особое внимание развитию эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности ученика, забывая о большой нагрузке на самого учителя. При подготовке и разработке урока учителю приходится использовать много источников информации, тратится много времени на составление конспекта урока. С этой целью нашла достаточно простой способ составления поурочного планирования – технологические карты. В них видна система и последовательность в учебной деятельности участников образовательного процесса. Структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В технологических картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа ученика, направленная на достижение прочных знаний. Отличительной чертой предлагаемых технологических карт заключается в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьника. Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного воспитания: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.
Подобные карты можно изменять, модернизировать, исходя из уровня подготовки учащихся и учителя. Технологические карты ни в чем не ограничивают творчество учителя, они являются одним из вариантов планирования учебного процесса. Помогают экономно расходовать время при подготовке к уроку, реализовывать межпредметные связи, развивать биологические и экономические понятия в процессе обучения, своевременно готовить опыты и лабораторные работы. В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на уроке. Учитель может по своему усмотрению отбирать задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.
Во многих случаях работу с текстом учебника на уроке можно заменить работой со слайдами, компьютером, видеофильмами, т.е. воспользоваться тем материалом, который имеется в кабинете биологии. Также используя разделы технологической карты, можно проследить рост ЗУНов учащихся, навыков учебной работы. Все данные заносятся в таблицу, по которой можно скорректировать работу с учащимися как индивидуально, так и фронтально.
Ф.И. уч-ся | знать | пони мать | приме нять | обоб щать | анализи ровать | оценивать | творить | итог | оценка |
| | | | | | | | | |
На уроках в основном предлагается использовать проблемный и частично поисковый методы обучения, формы организации учебной деятельности более разнообразны. Предлагаемые технологические карты созданы по учебникам нового поколения. В частности предлагаю технологические карты по курсу: «Живые организмы» 6 класс.
Курс «Живые организмы» 6 класс.
Технологическая карта № 8.
Тема урока | Строение и функции корня. |
Планируемые результаты | Учащиеся углубляют знания об особенностях строения, видах корней и их функциях. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | При пересадке комнатных растений необходимо сохранять ком почвы, чтобы не повредить корневые волоски; картофель необходимо окучивать, чтобы росли придаточные корни. |
План урока | Актуализация знаний Корень как один из органов цветкового растения Особенности стержневой и мочковатой корневых систем. Закрепление. |
Методы обучения | Частично – поисковый |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. Лабораторная работа № 5 «Типы корней. Стержневая и мочковатая корневые системы». |
Приемы деятельности учителя | Постановка задачи урока, организация лабораторной работы, эвристическая беседа, проверка степени усвоения изученного |
Познавательные задания | Дайте определение органа. Какие бывают органы? Покажите на растении и таблице имеющиеся органы. Используя свой практический опыт, назовите функции корня. Рассмотрите на гербарном материале виды и строение корневых систем. Оформите результаты в таблицу. Название растения | Тип корневой системы | Какие видны корни? | | | | |
Организация деятельности учащихся | Слушают устные ответы, рассматривают гербарные экземпляры, рассматривают рисунки в учебнике и зарисовывают в тетради, делают вывод |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе, самостоятельно пользоваться раздаточным материалом, выполнять учебный рисунок, применять в практической деятельности полученные знания |
Основные понятия урока | Главный, боковой, придаточный корень, корневая система: мочковатая и стержневая |
Источники информации | Основные: учебник с.28 – 29, таблица, гербарии |
Домашнее задание | Учебник с. 28 – 29, задания на с.30 |
Оценки за урок | За оформление лабораторной работы |
Технологическая карта № 9. 6 класс.
Тема урока | Внутреннее строение корня |
Планируемые результаты | Учащиеся знакомятся с клеточным строением корня, зонами корня, особенностями их строения и функциями. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Корень растет верхушкой вниз, поэтому, пикируя рассаду, следует прищипывать кончик корня. |
План урока | Актуализация знаний учащихся. Микроскопическое строение корня. Корневые волоски, их строение и функции Рост корня Закрепление материала |
Методы обучения | Частично – поисковый |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. Лабораторная работа № 6 «Изучение участков корня невооруженным глазом и с помощью увеличительных приборов». |
Приемы деятельности учителя | Постановка задачи урока, организация лабораторной работы, эвристическая беседа, проверка степени усвоения изученного |
Познавательные задания | Дайте определение органа. Покажите по таблице имеющиеся органы. Какие виды корней есть у растения? Назовите типы корневых систем, их строение и отличие? Рассмотрите в микроскоп препарат «Клеточное строение кончика корня», сравните с рисунком 10б учебника на с. 31, выделите зоны корня, назовите их функции. Подумайте, из каких тканей состоят зоны корня. Проверьте полученные знания на уроках, вставьте пропущенные слова: если нет четко выраженного главного корня, то корневая система называется… от главного корня отходят ____________корни у деревьев, большинства кустарников корневая система _________ от побега отрастают ___________корни кончик корня защищен ________. Это _______ткань. всасывают воду с минеральными солями ____ ______. корень растет за счет зоны ________, которая состоит из __________ткани. самая длинная часть корня __________. кроме всасывания корень выполняет еще функции: _____ |
Организация деятельности учащихся | Слушают устный ответ, рисуют в тетради, рассматривают рисунки в учебнике, работают с микроскопом, делают выводы, закрепляют ранее изученное. |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе, самостоятельно пользоваться учебником, извлекать нужную информацию |
Основные понятия урока | Корневой чехлик, корневые волоски, зона деления, роста, всасывания, проведения. |
Источники информации | Основные: учебник с. 30 -32, таблица, микроскоп, микропрепарат |
Домашнее задание | Учебник п.7, 8, с. 33 задания |
Оценки за урок | 3 – 4 - за устные ответы, все - за выполнение лабораторной работы |
Технологическая карта № 10. 6 класс.
Тема урока | Корень – орган минерального питания. |
Планируемые результаты | Учащиеся показывают имеющиеся знания и формируют понятие о функции корня, питательных элементах, удобрениях. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Чтобы иметь красивое растение и хороший урожай, необходимы питательные элементы. |
План урока | Проверка знаний учащихся по строению корня. Способы питания растения. Питательные вещества, их значение. Удобрения, их виды, способы внесения. Закрепление изученного материала. |
Методы обучения | Частично – поисковый |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. |
Приемы деятельности учителя | Проведение опроса учащихся (разноуровневые задания), эвристическая беседа |
Познавательные задания | Зарисовать на доске схемы: А) виды корней В) типы корневых систем С) внутреннее строение корня 2. Назовите функции корня 3. Как питается растение? 4. Почему корневое питание так называют? 5. Какие элементы необходимы растению? 6. На какие органы растения влияют N,Р, К? 7. Какие виды удобрения бывают? 8. Почему нежелательна ежегодная вырубка леса? 9. В какое время суток растения питаются более активно? |
Организация деятельности учащихся | Слушают устный ответ товарища, отвечают на вопросы, работают с тестом учебника, делают обобщения по уроку |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе, извлекать нужную информацию, использовать личный опыт, применять в практической деятельности полученные знания |
Основные понятия урока | Минеральное питание, воздушное питание, питательные элементы: азот, фосфор, калий, удобрения |
Источники информации | Основные: учебник с. 33 – 35 |
Домашнее задание | Учебник с. 33 – 35, подготовить сообщения |
Оценки за урок | 4 – по карточкам, 4 – 5 - за устные ответы |
Запись в тетради | Корень- орган минерального питания. Способы питания растения: воздушное – углекислый газ – фотосинтез – органические вещества – лист минеральное – растворимые минеральные вещества – корневые волоски – корень питательные элементы макро- микро- азот, фосфор, калий бор, марганец, железо удобрения органические минеральные растительные: зола ил, торф, перегной, компост животные: навоз, птичий помет |
Технологическая карта № 11. 6 класс.
Тема урока | Видоизменения корней |
Планируемые результаты | Учащиеся углубляют знания о внешнем строении корней |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Корнеплоды имеет морковь, свекла, редис, репа – основные продукты питания человека |
План урока | Опрос по домашнему заданию. Видоизменения корней: А) корнеплоды – морковь, свекла, репа Б) ходульные (опорные)- мангра В) цепляющиеся - плющ Г) воздушные - орхидея Д) корни-присоски – повилика, заразиха Е) корнеклубни – георгины, ятрышник 3. Закрепление материала |
Методы обучения | Частично – поисковый, диагностика |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок |
Приемы деятельности учителя | Проверка степени усвоения изученного, организация прослушивание сообщений учащихся, беседа |
Познавательные задания | Проверка знаний. Закончить предложения, вставьте пропущенные слова: если в корневой системе отчетливо виден главный корень, то она называется_________ от главного корня отходят ________ корни от стебля или листа отрастают корни __________ пшеница имеет ________ корневую систему кончик корня защищает _______ всасывают воду с минеральными солями _______ корень растет за счет ________ ткани, которая расположена в зоне___________ зона, осуществляющая связь между стеблем и корнем _______ кроме удержания в почве, корень выполняет еще функции:_______________ увеличивают запасы минеральных веществ в почве ___________ органические удобрения образуются в результате жизнедеятельности ___________ человеком изготавливаются удобрения _________ поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями, называется _________ для нормального роста и развития растениям необходимы прежде всего _______________ Что такое видоизменение корней и какова его роль? Назовите видоизмененные корни. Какую роль они играют в жизни растений? |
Организация деятельности учащихся | Выполняют письменную работу, слушают сообщения учащихся, делают обобщение по уроку |
Развитие умений учащихся | Применять знания на практике, работать в заданном темпе |
Основные понятия урока | Видоизменения, корнеплоды, корни-присоски, корни-опоры, воздушные корни, корневые клубни |
Источники информации | Основные: учебник с.36 – 38, таблица, сообщения учащихся |
Домашнее задание | По параграфу 10 составить кроссворд |
Оценки за урок | Все – за срезовую работу, за сообщения |