Фадеева Оксана Васильевна
преподаватель
ГАПОУ «Казанский нефтехимический колледж им. В.П. Лушникова»
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ
Основной целью образования на сегодняшний день является процесс формирования способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, в том числе к творческому, профессиональному труду. Эти изменения в образовании вновь актуализировали проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов.
Разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций является объективной потребностью на ситуацию, сложившуюся в современном российском образовании. Поэтому хотелось выделить из всех тех изменений, которые будут происходить в образовательных учреждениях приобретение обучающимися необходимых профессиональных компетенций. Под профессиональными компетенциями следует понимать меру соответствия умений, навыков и опыта работника реальному уровню сложности выполняемых им задач, требованиям условий труда конкретных рабочих мест.
Поэтому и учреждения НПО не могут работать по-старому, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс является необходимым условием подготовки молодого специалиста. Сущность процесса профессиональной подготовки в условиях учреждений НПО заключается в постепенном накоплении знаний, представлений, поэтапной выработке у него практических умений и навыков, особых личностных качеств необходимых для успешной работы по данной профессии, т.е. формирование компетентного специалиста.
Один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной пирамиды - компетентностный подход. Компетенция и компетентности - ведущие критерии подготовленности современного выпускника образовательного учреждения к нестабильным условиям труда и социальной жизни, предполагающий развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуациях, иметь представление о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.
Инновационный процесс-это процесс создания, распространения и использования новых образовательных методик, технологий: активных форм и методов обучения (ролевых, деловых игр и др.), интерактивных способов взаимодействия мастера производственного обучения и обучающегося (дискуссии, проведение конкурсов и др.).
Для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные.
Общие (ключевые) - определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными, востребованы всеми профессиями.
Специальные компетенции - это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.
Как можно формировать и развивать эти компетенции? Технологиями обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность студента, развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут.
Общепрофессиональные компетенции, инвариантные к направлению подготовки, обеспечивают подготовленность выпускника к решению профессиональных задач.
Таким образом, мы подошли к проблеме формирования профессиональной компетентности современного специалиста, к выбору содержания профессионального образования, формированию обобщенных интегрированных качеств с учетом активности личности студента. Главный признак самостоятельной работы не в том, что студент занимается без непосредственного участия и помощи преподавателя, а в том, что в его деятельности сочетаются функция перевода информации в знания, умения и функцию управления этой деятельностью.
Активная переработка информации необходима в содержании любого предмета. Готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов - одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребовательнность.
В связи с этим, роль образования в формировании профессиональных характеристик будущих специалистов для обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами приобретает особую актуальность.
Педагогический процесс, в том числе и производственное обучение в учебном заведении - это формирование знаний, умений и навыков к способам деятельности, личностным качествам будущих специалистов, структуре культуры будущих специалистов как основным факторам, влияющим на становление молодых специалистов.
При проведении практических занятий можно использовать элементы технологии проблемного обучения. Перед студентами ставится проблема или проблемная ситуация и предлагается найти способ решения проблемы. Студенты начинают искать способы решения проблемы.
Данная технология обучения позволяет применять частично поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Развивает критическое и логическое мышление, позволяет уже во время обучения, и в будущей профессиональной деятельности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.