СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Е.Е. Травкина, студент Института педагогики Научный руководитель - Г.В.Разумова, к.псхиол.н., доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена особенностям приобщения к труду детей дошкольного возраста через игровые приёмы. В ней рассмотрены приёмы игровой мотивации приобщения дошкольников к трудолюбию и основные аспекты трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Е.Е. Травкина, студент Института педагогики Научный руководитель - Г.В.Разумова, к.псхиол.н., доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия»

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Е.Е. Травкина, студент Института педагогики Научный руководитель - Г.В.Разумова, к.псхиол.н., доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия

Аннотация: Статья посвящена особенностям приобщения к труду детей дошкольного возраста через игровые приёмы. В ней рассмотрены приёмы игровой мотивации приобщения дошкольников к трудолюбию и основные аспекты трудовой деятельности.

Ключевые слова: труд, воспитание, дошкольный возраст.

LABOR EDUCATION AT PRESCHOOL AGE

E.E. Travkina, G.V. Razumovа, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovskiy, Kaluga, Russia

Abstract: Article is devoted to features of familiarizing with work of children of preschool age through game receptions. In her receptions of game motivation of familiarizing of preschool children with diligence and the main aspects of work are considered.

Keywords: work, education, preschool age.

Дошкольный возраст-это первый и один из самых важных периодов в становлении личностных и индивидуальных качеств. Воспитательная работа в дошкольном возрасте- заложение фундамента знаний, умений, навыков, нравственных качеств детей, формирование характера. Безусловно, нужно как можно больше уделять вниманию ребёнка во всех сторонах его развития. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и К.Д Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.A. Сухомлинский. В. А. Сухомлинский отмечал: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать». Трудовое воспитание является одним из главных направлений личностного развития детей дошкольного возраста. Безусловно, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна и не всегда она приносит практический результат. Основной целью труда является его непосредственное воспитательное влияние на личность ребёнка. Трудовая деятельность в данном возрасте тесно связана с играми, но не стоит весь труд превращать в игру, следует разумно их сочетать и разграничивать. Трудовая деятельность воздействует на умственное развитие детей, требует включение таких психических процессов как внимание, мышление, восприятие, память. В процессе освоения трудовой деятельности происходит и нравственное воспитание: у детей появляется возможность воспитывать у себя дисциплинированность, самостоятельность, желание помогать другому человеку. Конечно же, в трудовой деятельности формируются и начальные коллективные навыки: умение работать сообща, ориентируясь на действия другого человека.

Детский труд можно разделить на несколько основных видов в дошкольном возрасте по содержанию:

• хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами;

• труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;

• ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Хозяйственно-бытовой труд. Как же привлечь ребёнка дошкольного возраста к уходу за помещением, приучить помогать взрослым. Безусловно, нужно связать с игрой. Например, предложить девочке вместе с мамой готовить ужин или помыть полы. При этом важно выделить ребёнку его собственные принадлежности, можно взять игрушки, которые будут наблюдать за тем, как ребёнок трудиться, тоже самое можно делать для мальчика: забить гвоздь, почистить машину и т.д. Для детей важна эмоциональная оценка-похвала, тем самым это еще больше стимулирует ребёнка к помощи взрослому. Педагог может предложить детям игру «Сумей сложить»: предложить детям сложить разбросанные игрушки и книжки по своим местам, на которых нарисованы пометки, где что лежит. После того, как дети все разложат, то к ним будет «приходить» какая-либо новая игрушка или книжка, которую нужно будет убирать, чтобы она «не ушла» от детей, которые не любят трудиться. Ребёнку с раннего возраста должно быть объяснено, что он должен убирать за собой игрушки, он отвечает за их сохранность, потом это закрепляется в саду. Далее это должно закрепляться на всех последующих действиях (поправить постельное белье, сложить вещи, убрать за собой со стола и т.д). Педагог может провести еще одну занимательную игру «Я сделал …». Дети садятся в круг и передают друг другу игрушку, каждый рассказывает по одному трудовому действию: я убрал за собой игрушки, я застелил кровать и т.д. У кого меньше всего трудовых дел, тот быстрее выбывает из круга. Это стимулирует детей к совершению трудовых действий и формируется потом как привычка.

Труд в «в природе». Можно занять игрой «Я расскажу..». Детям дается задание домой, каждому по одному растению, о котором нужно будет рассказать в группе (какого цвета, когда растет, как его нужно поливать и т.д). Также можно сыграть спектакль, где дети будут изображать домашних животных (одних обижают, за другими ухаживают) и в конце провести обсуждение, где можно узнать, что детям больше всего понравилось, как они будут делать и почему именно так.

Ручной труд. Данный вид труда способствует также развитию мелкой моторике, которая, в свою очередь, связана с речью, активизирует внимание и мышление. Можно предложить детям украсить помещение к какому-либо празднику, сделать украшения своими руками и повесить их, также делать различные подделки. Следует показывать ребёнку, что продукт его трудовой деятельности пригодился и был полезен. Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата своего труда и осознания, что ребенок делает что-то полезное очень важно.

Таким образом, следует отметить, что период дошкольного возраста - это фундаментальный период в жизни каждого ребёнка. Важно затрагивать все сферы развития ребёнка, воспитывая в нём полноценную личность, умения и навыки которой будут дальше только совершенствоваться и закрепляться. По словам Я. Каменского, «только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни».

Литература:

1.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50

2. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Роза Буре – М: Издательство «Мозаика-синтез»,2011. –с.1-26

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Издательство «Просвещение»1968. – с. 180-206.