Универсальная профессия
Многие учителя не задумываются над тем, что они своего рода универсальны с профессиональной точки зрения. Почему, спросите Вы? Да уже потому, что объединение таких серьезных, весомых и значимых понятий как учитель и воспитатель несет в себе ни с чем
несравнимую ответственность перед самим учащимся, его семьей, всеми близкими и дальними родственниками, школой, где учится этот ребенок и где работаете Вы – умница, отличница и просто профессионал своего дела.
Учитель- это человек, который может научить. Воспитатель – это человек, который может воспитать. А вместе - это человек, который умеет многое: накормит ученика по имени Олег, если с утра это забыли сделать родители, разбудит и попросит Юлю прийти на занятия в очередной раз, потому что ее некому разбудить в положенное время, сделать очередную попытку созвониться с родителями Вероники, потому что скоро каникулы, а она уже списывается со своей ненадежной подружкой и договаривается о встрече. И сколько характеристик на семьи я бы не составляла, я понимаю, что исписанная бумага мне нисколько не поможет. Дождаться родителей на собрание - невозможно, дозвониться – тоже, так как номера мобильных телефонов меняются с завидной регулярностью. Как донести до них воспитательные концепции школы, где учатся их дети, если при посещении семьи тебя не приглашают войти в квартиру? Я не могу приобщить родителей вышеупомянутых детей к воспитательному процессу. Вместе с психологом школы пыталась разработать тактику элементарного объединения родителей и детей, приглашала на уроки одних и других, ждала и надеялась. Не дождалась. Попытка установить доверительные отношения с родителями не увенчалась успехом. Улыбнулась сама себе при мысли пригласить родителей с детьми в музей. В Ростове-на-Дону один краеведческий музей чего стоит! Посещай и приобщайся! Но как приобщить маму Юли, если она пьет? Каждый день и по многу? Что я могу сделать, чтобы объяснить этой женщине, что именно она несет ответственность за свою дочь как с административной точки зрения, так и с моральной? На концерты, которые мы организовываем в школе к праздникам она не придит, на экскурсии и родительские собрания и встречи с администрацией образовательного учреждения - тоже. Не работает, не ведет хозяйство. Не проверяет уроки. Как жаль, что я еще и не нарколог… Но к счастью еще есть папа. Он работает с раннего утра до позднего вечера, чтобы обеспечить всем необходимым подрастающую дочь и свою супругу. Он – строитель. Профессия, несомненно, востребованная. Заработок, вероятно, достойный. А как отнестись к папе как к воспитателю своей дочери? Приходит поздно и на вопрос о домашнем задании Юля отвечает: «Все сделала»; дневник не покажет, потому что он находится у классного руководителя, а она его уже недели четыре проверяет – папа верит; спрячет пачку сигарет в свою сумочку и, зная, что папа никогда в нее не заглянет – попросит в очередной раз деньги на мороженое и скажет, что на следующий день запланирована экскурсия с самого утра до позднего вечера и что дома она появится только часам к пяти вечера – папа соглашается. Он доверяет дочери. Он ее очень любит. Но классному руководителю не позвонит – зачем ставить под сомнение слова своего ребенка? А ведь такое взаимодействие отцов и детей строится исключительно на обмане со стороны ребенка. И диалог ребенка и отца длится не более пятнадцати минут в день, а то и в два. Налицо возрастные особенности подростка, практический характер общения ребенка и родителя и никакого конфликта между родственниками. А учитель пытается осудить поведение ребенка, когда все так хорошо складывается! И, конечно же, учитель не ждет изменений в таких взаимоотношениях. Учитель ждет возможности донести до папы тему уже подготовленной консультации: «Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?» А как встретиться с папой? Он работает практически круглосуточно. Как жаль, что я еще и не строитель… Поднесла бы кирпич с раствором, да и прокомментировала бы свою концепцию дальнейшего взаимодействия с этой замечательной семьей! И на очередное собрание бы успела пригласить, и ознакомила бы отца с количеством пропусков уроков дочерью и привлекла бы к встрече участкового.
А что же Вероника? Мама – доцент кафедры психологии известного института, читает лекции, ведет семинары. Собрания посещает не часто из-за занятости, связь с классным руководителем поддерживает чаще в телефонном режиме, общаемся доверительно. Слушаем друг друга и, конечно же, слышим. А дочь поехала на очередную встречу с ненадежной подружкой и прихватила с собой бутылочку вина. Посидели, выпили. Только вот незадача – задержал наряд полиции. А у меня подготовлена тематика очередных родительских собраний: «Друзья наших детей» и « «Можно» и «Нельзя» в нашей семье». А мама опять занята на очередном семинаре. А на следующей неделе улетает в командировку на две недели. Но есть огромное желание рассмотреть маму в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Жду приезда. И педагог - психолог ждет. И инспектор по делам несовершеннолетних. А пока мама отсутствует, детально разрабатываем программу по координации воспитательных усилий: что сделано не так, где ошиблись, как отвлечь от негатива, как привлечь позитив.
Вероника не отказывается от участия в школьных мероприятиях, защищает честь школы на районных и городских мероприятиях, поет, танцует. Учится неплохо. В пятом классе была единственной отличницей, а мы все ею гордились. Но скоро каникулы. Она в очередной раз позвонит своей ненадежной подружке, прихватит бутылочку вина и они вместе проведут, как им кажется, совсем неплохо время. Хотя в семье есть поддержка, взаимоуважение, благоприятный фон воспитания, единство слова и дела. Но мама выходит третий раз замуж. И если мама счастлива, то и дочь, несомненно, должна быть счастлива. Как жаль, что я не семейный психотерапевт… Но объяснить маме, что она не обладает должным уровнем педагогической культуры или у нее отсутствует внимание к воспитанию дочери, что она безответственна в своем поведении – я не могу, потому что это неправда. И в отличие от голодного Олега Вероника всегда накормлена и ухожена. Только кофточки на девочке становятся все более сексуальными, макияж все более ярким, но очередная победа на очередном конкурсе у нас в кармане!
Позавтракав на скорую руку в кабинете, Олег веселеет. Он – благодарный слушатель. Хотя, он абсолютно «закрытый» человека, и назвать его «зрелой личностью» в его 16 лет абсолютно нельзя. Он – асоциальный хроник, физически не развит, не имеющий карманных денег (хотя бы на плюшку с соком), не старающийся удивить всех своими знаниями по предметам. Но он- благодарный слушатель. Читать не любит, отказывается участвовать в школьных мероприятиях, но с удовольствием принимает участие в профориентационных экскурсиях. Он видит свое будущее в рабочей среде. Он будет рабочим. Но сначала Олег без экзаменов поступит в колледж при заводе, где он будет трудиться, чтобы получать стипендию и подпишет договор с заводом о будущем трудоустройстве, чтобы стипендию платили регулярно, независимо от успеваемости. Я реально оцениваю воспитательную возможность этой семьи. У мамы нет аттестата о среднем образовании. Вместо него она получила справку о том, что прослушала учебный материал за курс общеобразовательной школы. Она идет на контакт, переживает за своего ребенка бесконечно, но отчество Олега «Геннадьевич» пишет с мягким знаком в конце слова…
Учитель и воспитатель в одном лице – это так обыденно в сегодняшнем мире и так полновесно. Я с огромным уважением и трепетом отношусь к этим профессиям. К этой профессии. Мы все делаем для того, чтобы реализовать гражданское и гуманистическое воспитание, создать благоприятную обстановку и эмоциональный фон для общения, сотрудничества и взаимопонимания между семьей и школой. Кажется, мы можем горы свернуть. Но многое нам сделать не удается. Потому что в понятии «сотрудничество» должны сотрудничать две и более стороны, а когда этого не происходит, мы не опускаем руки: несем бутерброды на завтрак Олегу, пытаемся по телефону разбудить Юлю, чаще звоним Веронике. Чем не сотрудничество?!