СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Важно ли развивать читательские умения в наше время?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья на тему Важно ли развивать читательские умения у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Статья Важно ли развивать читательские умения в наше время?»

Важно ли развивать читательские умения в наше время?

Ключевые слова: чтение, читательские умения, смысловое чтение.

Аннотация: в данной статье поднята проблема развития читательских умений. Представлена система читательских умений, которые необходимо развивать на уроках литературного чтения. Приемы развития читательских умений. Описана диагностика исследования уровня сформированности читательских умений.

Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни. Поэтому проблема развития читательских умений на уроках литературного чтения актуальна в наше время. Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны чтение необходимо при работе с большим количеством информации, а с другой чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая фаза (предчтение) - это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.

Вторая фаза (чтение) - это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья фаза (постчтение) - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Говоря о важности развития читательских умений младших школьников, следует обратиться к результатам Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA). Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения. В исследовании PIRLS-2011 приняли участие около 325 000 учащихся из 45 стран. От России в исследовании PIRLS-2011 участвовал 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны.

По данным 2011 года учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением; четвероклассники этих стран показали лучшие среди всех стран-участниц результаты. Средний балл российских учащихся равен 568. Несмотря на очевидные успехи российских школьников на уроках литературного чтения необходимо работать над развитием читательских умений.

На вопрос о том, что же такое читательские умения, пытался ответить еще К.Д.Ушинский, основоположник методики классного чтения. Он видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, и выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».

В современной методике литературного чтения подходы к определению читательских умений тоже определились. Кто-то предлагает больший, кто-то меньший перечень читательских умений, которыми должен овладеть младший школьник.

Так, М. П. Воюшина и Т. Г. Рамзаева предлагают такую систему читательских умений анализировать произведения:

1)  умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2)  умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3)  умение устанавливать причинно-следственные связи;

4)  умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5)  умение видеть авторскую позицию;

6)  умение осознавать идею произведения.

Основные методы работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. 

Развитию читательских умений способствуют определенные приемы, а именно такие как:

  1. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

  2. Чтение в парах – обобщение в парах.

Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

  1. Читаем и спрашиваем. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном фрагменте. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4. Дневник двойных записей. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

-знакомая информация

-новая информация

-я думал (думала) иначе

-это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Данный прием дает ученику возможность классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

  1. Работа с незнакомыми словами; работа со словами-ключиками; работа со словами -образами.

В данной статье было проведено исследование уровня развития читательских умений.

Данное исследование проходило в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №80». В исследовании принимал участие 21 ученик 3 «В» класса.

Для исследования уровня развития читательских умений учащихся использовалась диагностика определения уровней читательских умений, автором которой является Круглова Тамара Александровна – заведущая лаборатории педагогики и методики начального общего образования московский институт открытого образования.

Работа проводилась по рассказу Л. Н. Толстого «Лошадь и жаба». Детям было предложено прочитать текст и ответить на вопросы по содержанию, сформулировать свое собственное мнение по сюжету рассказа.

В данной диагностике определяется уровень сформированности читательских умений по следующим критериям :

1.​ Умение определять героев произведения.

2.​ Умение определять значение некоторых слов в тексте.

3.​ Умение находить подтверждение ответа словами из текста.

4.​ Умение определять последовательность событий в тексте.

5.​ Умение письменно высказывать свою точку зрения на вопрос текста.

6.​ Умение высказывать (формулировать) собственное мнение по сюжету прочитанного.

Уровни сформированности читательских умений распределяются следующим образом:

1. Высокий уровень – 14-15 баллов.

2.Средний уровень - 13-7 баллов.

3. Низкий уровень – 6-0 баллов.

Результаты диагностики уровня развития читательских умений

учащихся 3 класса следующие:

высоким уровнем развития читательских умений обладают 4 человека - 20% от общего количества обучающихся. Эти ученики находят в тексте образные слова и выражения, объясняют их значение; выделяют эпитеты, сравнения, олицетворения и др. Воссоздают в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывают об этом, устанавливают последовательность и причинность событий; объясняют причину поступка героев и дают ему свою оценку. Обучающиеся выражают свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ, самостоятельно определяют основную мысль произведения.

Средний уровень развития читательских умений выявлен у 13 человек - 60%. Эти учащиеся находят в тексте образные слова и выражения, но не понимают их роли. Они понимают предметное содержание прочитанного рассказа, но не осознают причинность событий. Дают оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяют чувства, состояние героев. Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ. Ученики способны самостоятельно уяснить идею произведения, так как композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

Низкий уровень развития читательских умений у 4 человек - 20%.

Эти учащиеся смогли увидеть отдельные средства языка в тексте с помощью учителя, упускают существенные детали текста. Воссоздание образа подменяют подробным перечислением отдельных деталей. Понимают предметное содержание прочитанного, но не осознают причинность событий, не обращают внимание на чувства, переживания героев. Нуждаются в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий, при определении основной мысли рассказа.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что 80% учеников имеют уровень сформированности читательских умений ниже среднего.

С целью повышения уровня развития читательский умений можно порекомендовать использование на уроках литературного чтения следующих приемов:

  1. Прием «Ассоциативный куст».

  2. Чтение с пометками. Читая текст, ученики отмечают ключевые моменты. Данный прием поможет обучающимся определить последовательность событий и действий персонажей в тексте.

  3. Словарная работа.

  4. Читаем и спрашиваем.

  5. Применение метода «ведение диалога с текстом»: поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста.

  6. Развитие читательского воображения. Эффективными будут словесное и графическое рисование, работа с иллюстрациями, их рассматривание и анализ, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера.

Подводя итоги можно сказать, что начальная школа должна формировать младшего школьника как осознанного читателя. Развитие читательских умений очень важно в наше время.

Именно работа над данными читательскими умениями на уроках литературного чтения приведет к формированию читательской компетентности, помогающей младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.



Список литературы

1. Аналитический отчет о результатах мониторингового регионального исследования «Оценка качества подготовки выпускников начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС» в Свердловской области в 2015 году. Результаты выполнения комплексной работы (смысловое чтение, работа с информацией)/ Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРРО». 2015.- 65с.

2.Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе [Электронный ресурс]: [ журнал] / Начальная школа плюс: до и после. -2015. -№10. -С.5-10. – URL: http:// www.school 2100.ru. (дата обращения: 15.03.2016).

3.Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. – Москва: Педагогика, 1977. - 214 с.

4.Круглова Т. А. Диагностика сформированности читательских умений. [Электронный ресурс]. [Текст]/ Т.А.Круглова. - URL: http://www.mamapapaarh.ru/publ/3_klass/diagnostika_sformirovannosti_chitatelskikh_umenij_3_klass_1_chetvert/107-1-0-2499 (дата обращения: 09. 05. 2017).

5.Козленко Н.Л. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения [Электронный ресурс]. [Текст]/ Н.Л.Козленко.- URL: http://festival.1september.ru/articles/632538/ (дата обращения: 12.01.2016).

6.Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3.-С. 31-69.

7.Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 - №11.- С. 10-15.

8. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. — №12.-С. 17-23.

9. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. — №9.- С. 13-21.

10.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В.Г.Маранцман. – Москва: Академия, 2004. – 211с.

11.Международные сравнительные исследования pirls. [Электронный ресурс]. [Текст]. - URL: http://w ww.studfiles.ru/preview/5702325/page:5/ (дата обращения: 03.03. 2017).

12.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения /Н.Д. Молдавская. – Москва: Педагогика, 1976. -217 с.

13.Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками /О.И. Никифорова. – Москва: Изд-во Моск. Ун-та, 2009. –118 с.

14.Примерная основная образовательная программа начального общего образования – Москва: Просвещение, 2009. – 201 с.?

15.Романова Л. М. Подходы к обучению смысловому чтению в начальной школе [Электронный ресурс]. [Текст]/ Л.М.Романова.- URL: http://izlov.ru/docs/100/index-22346.html (дата обращения: 15. 02. 2016).

16. Технология продуктивного чтения. [Электронный ресурс]. [Текст] /Сборник статей. - URL: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/reading.php(дата обращения: 3.05.2017)

17.Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К. Д. Ушинский.- Новосибирск: Детская литература Сибирское отделение, 1994.- 420, [1] с.

18.Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: введ. 06.10. 2009 г., № 373/ М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. –– Москва: Просвещение, 2011. – 31 с.