СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "«Вести с «Планеты знаний»: учебно-методические этапы мотивации одаренных учащихся."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается важность вариативного подхода к одаренным детям на разных возрастных этапах.

Просмотр содержимого документа
«Статья "«Вести с «Планеты знаний»: учебно-методические этапы мотивации одаренных учащихся."»

«Вести с «Планеты знаний»: учебно-методические этапы мотивации одаренных учащихся.

учитель английского языка

сш №1имени Димитрова

Горжуй Людмила Николаевна


Для того чтобы найти «Планету знаний» вам не придется долгими ночами смотреть в телескопы – распахните дверь сш №1 имени Димитрова и посетите заседание школьного научного общества. Там вы увидите и поймете, как взаимодействуют и дополняют друг друга, подобно суше и воде на планете Земля, ученики и учителя, стремящиеся к совершенствованию своих знаний в разных областях наук. Двери научного общества «Планета Знаний» открыты любому ученику нашей школы, самое главное захотеть заниматься наукой. А каждый ли ребенок способен осознать, что обладает предрасположенностью к определенной деятельности, к сожалению нет. Порой и семья не достаточно внимательна, чтобы подсказать ребенку, именно поэтому огромная ответственность ложиться на школу. Учитель должен стать внимательным наблюдателем и скафолдером, который определит ЗБР, в рамках талантов и способностей ребенка.

Учитель современной казахстанской школы помимо знания своего предмета, должен компетентно разбираться в вопросах психологии, возрастной физиологии для того, что бы на каждом возрастном этапе оказывать грамотную поддержку ребенку в становлении его одаренности и развитии способностей.

Методическое объединение учителей иностранного языка сш №1 имени Димитрова успешность подобного рода работы видит в системном подходе. Целью этой работы стало создание благоприятных условий для развития талантливых учеников, через структуру школьного и дополнительного образования, где внеурочный компонент (кружковая работа, факультатвы, предметные декады, марафоны, участие в разного рода научных конкурсах) играют значимую роль.

Учителя иностранного языка знают, что мотивация учащихся к научной и творческой деятельности на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Так, на этапе начальной школы мы стараемся извлечь все возможное из чувства новизны к предмету, поддержать интерес к предмету, предлагая способным учащимся индивидуальные задания опережающего характера, результаты которого дети представляют перед группой. Здесь и создание ситуации успеха, и воспитание культуры публичного выступления и, согласно Выготскому, возможность стать соорганизатором учебного процесса, исполняя роль учителя. Учитель изучает возможности ребенка, привлекая к выполнению заданий творческого характера. К ним можно отнести чтение стихотворений и прозы на изучаемом языке, исполнение песен, участие в простых драматических постановках. Детям, которые еще не обладают решимостью для самостоятельной деятельности, мы предлагаем краткосрочные проектные творческие задания: изготовление открыток для родителей к праздникам, приглашения на школьные праздники и т.д. Но основополагающим принципом организации данной работы является необходимость учета интересов младших школьников и получение радости от того, что они делают.

Средняя школа – это этап, когда закладываем основы исследовательской деятельности. Так, читая адаптированный текст, дети получают задания на поиск информации, с целью решения некой проблемной ситуации. Учащиеся под руководством учителя начинают работу над долгосрочными проектами, при условии, что тема исследования увлекает ребенка, значима для него. Сегодня очень много заочных международных, республиканских и областных конкурсов, которые предоставляют ребятам возможность, проявить себя, продемонстрировать свои знания и, конечно же, узнать что-нибудь новое. Задача учителя, в данном контексте, своевременно информировать детей, приучать их укладываться в сроки, как проектов, так и конкурсов. Устная речь детей развивается посредством сообщений на интересные для ребенка темы: у кого-то это спорт, у кого-то известный актер, писатель, у третьего – путешествия, исторические события и т.д.

Старшая школа – это возможность работать на уровне усложненных проектов и заданий, которые позволяют проявить воображение, дедуктивное и логическое мышление, оттачивать и совершенствовать презентационные навыки.

В своих работах Л.С. Выготский указывает, что развитие когнитивных и исследовательских способностей происходит гораздо эффективнее при условии социального взаимодействия. Эта же идея развивается в трудах Пиаже, которые доказывают, что интеллектуальные споры со сверстниками ускоряют развитие познавательных навыков и выводят их на более высокий метакогнитивный уровень. Возможности сверстников становятся мотивационным примером: если умеет он – значит, могу научиться и я, значит, могу добиться такого же или даже лучшего результата. Поэтому, мы уделяем внимание командным проектам, практикуем и разновозрастные группы, где возможности взаимообучения возрастают в разы.

Такой вдумчивый и внимательный подход к работе с талантливыми детьми позволяют ученикам и учителям получать результаты разного уровня на языковых олимпиадах, защите научных проектов и исследований: Лозицкая Ю. (учитель Панысько Л.А.) – 2 место в языковой международной заочной олимпиаде, Бакытжан У. (учитель Горжуй Л.Н.) – 2 место в областном конкурсе по страноведению, Финк А. (учитель Горжуй Л.Н.) – 3 место на областном конкурсе НОУ, Черевко К., Перетятко К., Финк А. (учитель Горжуй Л.Н.) – 1 место районный конкурс НОУ, Андреев К. (учитель Пашкина И.Д.) – 2 место в районном конкурсе НОУ.

И очень важным для нас, мы считаем, тот факт, что получая высшее образование, наши выпускники приходят в школу за консультациями во время написания курсовых и дипломных проектах. Это говорит о том, что та поддержка, которая оказывалась учащимся в школе, обеспечивала им то самое состояние, при котором их способности получали достойное развитие.