Внедрение системно-деятельностного подхода на уроках физики
Л.В.Чикунова
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум», г.Курск
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность».
Б.Шоу.
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.
«Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Для реализации системно-деятельностного подхода преподаватель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает с ними результаты. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.
Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:
проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых обучающиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности обучающихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
Проведение творческих уроков и мероприятий
При построении уроков на деятельностной основе, где обучающиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.
Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых обучающиеся заняты деятельностью, творчеством.
Урок решения цепочки экспериментальных задач. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, а обучающиеся в качестве ответа на него выдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в процессе обсуждения, беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:
Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1;
Вопрос 2 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 2 и т.д..
Завершается процесс и урок общим выводом.
Урок данного типа использовала при изучении темы «Исследование явления электромагнитной индукции». Перед обучающимися ставится проблема: от чего зависит направление и значение индукционного тока? Обучающиеся выдвигают гипотезы: направление индукционного тока зависит от того, вдвигаем магнит в катушку или выдвигаем его из катушки, а также от полюсов магнита. Значение индукционного тока зависит от скорости движения постоянного магнита внутри катушки. Проверяют гипотезы, делают выводы. Разрабатывая сценарий эксперимента, проводя его, обучающиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности обучающихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.
Урок сотрудничества и экспериментов учащихся. Тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты обучающиеся докладывают, и на их основе формулируется общий вывод.
Так, при изучении темы «Сопротивление проводника» группам обучающихся выдаются задания по исследованию зависимости сопротивления проводника от длины, толщины и рода металла. Первая группа делает вывод о прямо-пропорциональной зависимости сопротивления проводника от его длины, вторая - об обратно пропорциональной зависимости сопротивления проводника от площади поперечного сечения, третья – чем больше удельное сопротивление проводника, тем больше сопротивление. В докладах обучающиеся описывали кратко методику исследования и полученные результаты. Этот вид урока очень похож на урок решения цепочки экспериментальных задач, но применяется при более сложных лабораторных работах, требующих значительных временных затрат.
Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством.
Урок – митинг.
Идея урока: объявляется тема, группа разбивается на подгруппы, которые подготавливают речь, в которой высказывают свое мнение по проблеме урока, обязательно подкрепляя его аргументами. Тема урока должна быть связана с общественной жизнью, имеющее значение для региона, страны. Например, на втором курсе при изучении темы «Ядерная энергетика» провожу беседу «Ваше отношение к Курчатовской АЭС» Обучающиеся кратко и убедительно выступают перед своими товарищами, доказывая свою точку зрения. Урок помогает не только формировать навыки устной речи, но и отстаивать свою позицию, связывать научные знания и последствия их использования.
Урок – диспут.
Заранее объявляется тема урока, например «Физика и научно-техническая революция». Его проблема сформулирована так:«Научно-технический прогресс-это благо для человечества или трагические шаги к гибели?» Группа делится на две подгруппы: пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной теме, и оптимистов, которые ищут положительные доводы.
В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты.
Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами.
Развивающих заданий может быть много. Главная идея для их подбора следующая: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. В них непременно должны присутствовать вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет Ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?», «Как улучшить?» и так далее.
Для того чтобы занятия не стали в ряд традиционных, полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, нужно просить обучающихся составить план их решения и после завершения проводить рефлексию. Это означает, что обучающийся должен ответить минимум на следующие вопросы:
Как я это делал?
В какой последовательности?
Какие знания я применил? Почему именно их?
В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть?
Как можно улучшить работу?
Чем ее можно дополнить?
Эти меры помогут обучающимся в процессе работы учиться действовать осмысленно и совершать свою деятельность.
Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием.
Необходимость таких задач вызвана следующим: в жизни, на производстве бывают затруднения в принятии какого-либо решения в связи с тем, что нет полной информации о ситуации. Чтобы готовить обучающихся к разрешению таких ситуаций можно предлагать им задачи следующего типа.
На тело действуют две силы 4Н и 9Н. Чему будет равна равнодействующая? Опять же решение задачи зависит от того, куда направлены силы?
Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении.
Задачи этого типа учат ставить вопрос о достоверности данных. В жизни таких ситуаций встречается немало, и обучающиеся должны быть подготовлены к встрече с ними.
Пример. От пристани А до пристани В моторная лодка двигалась по течению реки равномерно со скоростью 50 км/ч, а обратно от пристани В до пристани А — также равномерно со скоростью 60 км/ч. Нужно найти среднюю скорость движения лодки. Семиклассник, решая задачу, использовал формулу:
и получил 55 км/ч. Правильно ли решил задачу ученик? Если нет, найдите его ошибку и дайте верное решение.
Задачи с «черным ящиком».
Такие задачи развивают мышление, вооружают методом познания, поскольку, исследуя «черный ящик», учащиеся проходят все звенья научного поиска: накопление фактов, их анализ, выдвижение гипотезы, формулирование следствий из нее, проверочный эксперимент, формулировка вывода.
Этот вид задач уместно применять при закреплении темы «Соединение проводников». В черном ящике имеется три резистора с сопротивлением:
5 Ом, 5 Ом, 1 Ом. Как соединены эти резисторы?
Задачи, позволяющие овладеть методом познания.
Решая задачи, обучающиеся делают открытия (уже известные науке, но они об этом не всегда знают). Эти открытия вызывают хорошие эмоциональные переживания от преодоления трудностей, счастье творческой удачи.
Так, при изучении темы «Силы трения» прошу обучающихся ответить на вопрос: зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей? На этот вопрос ребята часто дают утвердительный ответ. Проведя опыт обучающиеся делают вывод, что сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.
Задания на поиск и объяснение народных погодных и бытовых примет.
Обучающимся нравятся задания, связанные с природой, народным бытом и народными приметами. Это вызывает интерес, позволяет научить применять законы физики к происходящим вокруг них изменениям. Ребята находят приметы и пытаются их объяснить самостоятельно.
Непрожитое деятельно знание мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения обучающиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах.
Закончить мне хотелось бы словами известного немецкого педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Литература
1.Браверманн Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. В 3-х кн.
2.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного подхода. – М.: Москва, 2006;
3.Хуторский А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. – М.: Эйдос, 2012;
4.АтановГ.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении.-Донецк:изд-во ДонГУ,2004;
5.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
6