СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Внимание как познавательный процесс"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: человек воспринимает что-то, думает о чем-то, что-то себе представляет или воображает. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. 

Просмотр содержимого документа
«статья "Внимание как познавательный процесс"»

Внимание как познавательный процесс.

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: человек воспринимает что-то, думает о чем-то, что-то себе представляет или воображает. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. В каждом из процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие – единство процесса восприятия – воспринимания – и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление – единство мышления как деятельности и мысли, как содержания - понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.[41]

Человек внимателен, когда слышит, слушает или прислушивается, не только видит, но и смотрит, или всматривается, когда подчеркнута или повышена активность его познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание- это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она, как в фокусе, сосредоточена. Внимание- это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность, в направленную на объект познавательную деятельность. [42]

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако, и в нем выявляется, специфическим образом, взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.[44]

Во внимании, находит себе заостренное выражение, связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание- проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.[42]

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой стороны - объект привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не к другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже, прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они тем более не в субъекте самом по себе, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту.[42]

Генезис внимания связан с развитием достаточно совершенной тонической рефлекторной инервацией. В развитии внимания, развитие тонической деятельности играет существенную роль: она обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом.[49]

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию.[12]

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если, выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего, взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.[20]

Внимание к объекту, будучи предпосылкой для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-то деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание- это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится.[42]

Внимание- это особое свойство человеческой психики. Оно не существует вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств, на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания.

Представители нейрофизиологического направления исследований традиционного связывают внимание с понятием доминанты, активизации и с понятием ориентировочной реакции. Понятие «доминанта» было введено в научный словарь русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно его представления, каждая инстинктивная деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливают под влиянием действия посторонних возбуждений. Понятие «ориентировочный рефлекс», введенное в научный словарь И.П. Павловым, связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки и ряд избирательных реакций.[22,41]

Исследования внимания в когнитивной психологии. Компромиссная модификация модели ранней селекции была предложена Э. Трейсман. Согласно этой модели на ранних этапах информация фильтруется на основе физических признаков, но она не отбрасывается, а лишь “затеняется”, ослабляется, а затем на поздних этапах переработки подвергается еще одной селекции по смысловым признакам.[21] Как альтернативные моделям селекции были предложены модели У. Найсера и Дж. Хохберга. Внимание в этих моделях понимается как активное предвосхищение результатов восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе внутренних схем.[28,22]

В 1973 году Д. Канеман опубликовал монографию, в которой изложил трактовку внимания как умственного усилия. Это послужило исходной точкой для модели внимания «второго поколения». [28]

Внимание как активность личности рассматривал С.Я. Рубинштейн. Развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно- «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект». Рубинштейн утверждал, что причины внимания лежат не только в субъекте, но и в объекте, а также то, что внимание теснейшим образом связано с деятельностью.[42]

Взгляды, близкие к этим, высказывал Н.Н. Добрынин. Внимание он считал формой проявления активности личности. Его концепции внимание определялось как направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности.[42]

Внимание как способ управления поведением и функциями контроля. Л.С. Выготский рассматривал через призму организации поведения, а его развитие связывал с «овладением» своим поведение, то есть с возможностью произвольно управлять своими действиями.[14] Идеи Выготского нашли свое продолжение и развитие в теории П.Я. Гальперина. Он считал внимание лишь внутренним контролем за поведением и рассматривал его как идеальное, свернутое и автоматизированное действие.[13]

Следующий подход к психологическим исследованиям внимания в отечественной психологии связан с деятельностью Ю.Б. Гиппенрейтер. Она считала, что нельзя приписывать вниманию самостоятельные свойства, что внимание есть феноменальное, продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности.[17] Идея выделения различных уровней организации деятельности принадлежит Н.А. Бернштейну. Она находит все больше сторонников в современной психологии.[41]

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком- либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их, для удобства, можно разделить условно на категории.[35,46]

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сил или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под «новизной» понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй причин, вызывающих непроизвольное внимание , относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человек, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно, что вызывает определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.[16,40]

В отличии от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.[21]

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из Среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. В последствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется в начале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.[21]

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не неопосредованное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью.[28]

Ряд психологов выделяют еще вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако, в отличии от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.[20]

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда. Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость- это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Если внимание при всех условиях было не устойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, измеряет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомство с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.[28]

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.[41]

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.[42]

Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Вцелом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств[41]

Обьект внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это и есть объем внимания. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структуировать материал.[14]

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиваться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречаются два типа рассеяности: мнимая и подлинная. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжение воли – один из источников рассеянности внимания учащихся.[28]

Таким образом, внимание – одна из важнейших психофизиологических функций, обязательное условие результативности любого вида деятельности, будь то восприятие реальных предметов и явлений или осмысление операции. Зрелость мозговых механизмов, лежащих в основе внимания, определяет успешность и эффективность любых воздействий. Феноменологически внимание, как союзник, проявляет себя прежде всего в активизации, мобилизации всех средств, направленных на осуществление заданной деятельности и достижение поставленной цели, и в подержании такого активного состояния до тех пор, пока цель не будет достигнута. Не менее важна и другая особенность проявления внимания, тесно связанная с первой, - подавление тех видов активности, которые не имеют отношения к поставленной цели и реализуемой в данное время деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию., изд-е 2-е., М., 1996.

  2. Абрамова Г.С. Практическая психология., Екатеринбург., 1998.

  3. Алферов А.Д. Психология развития школьников., Ростов-на-Дону.,2000.

  4. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника., М.;Л., 1964

  5. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. Москва-Воронеж., 1995.

  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И..,.,Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.

  7. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте., М.,1968.

  8. Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике. Москва-Харьков-Минск., 1999.

  9. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии.,М.,1996.

  10. Возрастная и педагогическая психология /под ред. Петровского А.В./, М., 1979.

  11. Выготский Л.С. Детская психология. Т.4.,М., 1984.

  12. Выготский Л.С. Психология., М.,2000ю.

  13. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания., М., 1974.

  14. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание., М., 1972.

  15. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1980.

  16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С-Петербург.,1997.

  17. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание.//А.Н. Леонтьев и современная психология:сб. стат./ под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко и др.,М. С. 165-177

  18. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.,М.,1982.

  19. Детская практическая психология./под ред. Марцинковской Т.Д./ М., 2001.

  20. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания// Советская педагогика – 1938. - №8. – с. 12-32.

  21. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я.. Психология внимания. М: Тривола, 1995.

  22. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.:Питер, 1999.

  23. Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога. /под ред. И.В. Дубровиной.=- М., Просвещение, 1991.

  24. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. психологии. 1975 №2 с. 68-80.

  25. Ермолаева .Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника // Педагогика и психология. №9 с. 31-37.

  26. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. М.,1974.

  27. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. М.,1984.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!