19
Введение
Обучение за границей популярно во всем мире. Это не только престижно, но и является залогом получения качественных знаний, а, следовательно, преимуществом при устройстве на работу. Обучение за рубежом в лучших вузах может быть недорогим или даже бесплатным. Сегодня высшее образование за рубежом доступно для получения в более чем 17,000 учебных заведениях мира. Наиболее востребованным является обучение в таких странах, как Австрия, Германия и Швейцария. Об этом свидетельствует, к примеру, большое количество иностранных студентов в Германии, Австрии и Швейцарии. Часть иностранных студентов, в зависимости от университета, составляет приблизительно 10-15%. Но каждый, кто интересуется высшим образованием в Европе, знает, как трудно разобраться в огромном выборе ВУЗов. Поэтому выбранная тема актуальна в настоящее время.
Объектом настоящей работы являются особенности высшего образования в Швейцарии,Австрии и Германии, а предметом ВУЗы этих стран.
Цель работы - рассмотреть систему высшего образования в странах Германии, Швейцарии, Австрии, выявить особенности высшего образования этих стран и составить классификацию наиболее популярных ВУЗов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
систематизация и обработка, полученной информации о высшем образовании Германии, Австрии и Швейцарии;
выявить особенности высшего образования в ВУЗах Швейцарии, Австрии и Германии;
дать общую классификацию ВУЗов этих стран;
рассмотреть наиболее популярные ВУЗы Германии, Швейцарии и Австрии
Новизна данной работы видится в рассмотрении системы высшего образования ВУЗах трех стран, общей классификации этих ВУЗов и подробном рассмотрении отдельных наиболее популярных университетов Германии, Швейцарии и Австрии.
Материалом для исследования послужили интернет-текст и информация с официальных сайтов университетов Германии, Швейцарии и Австрии,а также научные статьи о высшем образовании этих стран.
При решении поставленных задач использовался метод изучения статей и публикаций, описательный метод.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших исследований высшего образования Германии, Австрии, Швейцарии, ВУЗов этих стран.
Глава 1
Понятие «Высшее образование» и терминология, связанная с этим понятием
«Высшее образование, высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В отличие от общего, даже в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным."1
« Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру.
Бакалавриат — базовое высшее образование, дающее фундаментальные и прикладные знания по направлению подготовки с продолжительностью обучения не менее четырех лет. По завершении бакалаврской программы выпускникам по итогам государственной аттестации присуждается степень «бакалавр» по направлению подготовки и выдается диплом государственного образца.
Магистратура — высшее образование с фундаментальными и прикладными знаниями по конкретной специальности (направления подготовки) с продолжительностью обучения не менее двух лет, доступ к которому осуществляется на конкурсной основе только на базе бакалавриата.
По завершении магистерской программы выпускникам по итогам государственной аттестации присуждается степень «магистр» по конкретной специальности (направления подготовки) и выдается диплом государственного образца.
Дипломы государственного образца бакалавра и магистра дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с направлением подготовки (специальностью) или продолжить обучение в образовательных учреждениях далее.
Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий.»2
« Высшее учебное заведение (сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.
Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и может быть дневным (очным), вечерним (очно-заочным) и заочным. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.»3
1.Высшее образование в Германии
«Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. С 2007-го года учащиеся некоторых вузов обязаны платить примерно 500 евро в семестр плюс обычный взнос (существующий гораздо дольше и везде), примерно 150 евро, в который входит проездной билет, пользование библиотеками и т. п. В западных федеральных землях, находящихся под управлением партии ХДС, студенты, превысившие предписанный срок учёбы на несколько семестров, как правило, обязаны платить за учёбу. Эти реформы в системе образования были урегулированы соответствующим законом. После прихода к власти партии СПД в земле Северный Рейн - Вестфалия вслед за предвыборным обещанием в этой земле была отменена плата за обучение в 500 евро в семестр с 2011 года. Этому последовали и другие федеральные земли Запада и Юга Германии. Количество студентов составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны перестроить свои учебные программы по новому образцу.
Современная система высшего образования заметно отличается от российской. В Германии провозглашен принцип «академической свободы», согласно которому свобода предоставлена не только вузам в вопросах управления, но и каждому студенту. В Германии не существует жесткой системы обучения в общем обязательном порядке. То есть многое зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Студент немецкого вуза не посещает занятия со своими сокурсниками, но в соответствии с выбранной специальностью и ее учебной программой составляет свой учебный план и организовывает свое время, чтобы отвечать общим требованиям по данной специальности (которые достаточно высоки).
Родители всех учащихся до 25 лет в Германии имеют право получать так называемые «детские деньги» (Kindergeld) в размере 184 евро. Студенты, при учёте собственных доходов и доходов родителей, могут получать беспроцентный кредит на учёбу («BaFöG»). Половину, но не более 10000 евро, от этого кредита нужно потом вернуть государству (от этой обязанности освобождены выпускники, у которых в первый год после окончания вуза родился ребенок).
Помимо кредита на учебу, в Германии существует множество стипендий, назначаемых различными фондами — существуют фонды партий и Фонд немецкого народа, фонды церквей, правительств земель, отделов германского правительства, а также небольших региональных организаций. Сами вузы не предоставляют никаких стипендий, и заявления студентов об оказании материальной поддержки рассмотрены не будут. Стипендии обычно рассчитаны на определённую категорию студентов, например, особо одаренных. Стипендии предоставляются как немецким студентам, так и студентам из других стран. Наиболее обширную программу стипендий предлагает Германская служба академических обменов (ДААД). Но российские студенты могут претендовать на поддержку ДААД лишь с неполным высшим образованием.Следующий крупные фонды: Фонд Конрада Аденауера (Konrad Adenauer Stiftung), Фонд Фридриха Эрберта (Friedrich Erbert Stiftung), NaFög (Фонд каждой из Земель) выдаёт стипендии только на написание Диссертации (Promotionsstudium).
Другие фонды и программы предоставляют стипендии, руководствуясь самыми разными правилами на различных условиях. Редко финансируется весь период обучения- с первого семестра до получения диплома. Определяющим критерием при предоставлении стипендии является успеваемость.»4
1.1Структура обучения
« Программа обучения по любой специальности делится на два периода: начальный и основной период обучения. Начальный период обучения, как правило, рассчитан на 4 семестра, в течение которых студент получает базовые знания по выбранному им предмету и смежным областям знания, вырабатывает навыки научно-исследовательской работы и практического применения полученных знаний. Студент посещает лекции, обязательные семинарские занятия. Начальный период обучения заканчивается промежуточным или преддипломным экзаменом. Ни промежуточный, ни преддипломный экзамен не являются итоговыми экзаменами, профессиональная квалификация после них не присваивается.
Основной период обучения длится около 5 семестров. На этом этапе студент занимается более углубленным изучением выбранного предмета, проводит самостоятельные исследования. Студент также выбирает направление специализации из предлагаемого университетом перечня предметов. Основной период обучения завершается получением диплома, академической степени, бакалавра, магистра или сдачей государственного экзамена. Последний семестр посвящен написанию научной работы на соискание академической степени или подготовке к сдаче итоговых экзаменов.
В Fachhochschule обязательной частью программы является два семестра практики.
Студент сам выбирает, с какого семестра ему начать обучение: летнего или зимнего, но чаще всего набор ведется на зимний семестр. Летний семестр в университетах длится с апреля по сентябрь (сроки могут меняться). Каникулы - конец июля - сентябрь.
Зимний семестр – октябрь – март (сроки могут меняться). Семестровые каникулы: конец февраля – середина апреля. В большинстве вузов начало лекций зимнего семестра 15 октября, а летнего - 15 апреля.
Летний семестр в Fachhochschule – март – август (сроки могут меняться). Зимний семестр – сентябрь – март. Начало занятий зимнего семестра – 15
сентября, летнего – 15 марта.
Продолжительность обучения варьируется в зависимости от типа вуза и академической степени. Согласно рамочному Закону о высшей школе «стандартный период обучения» (Regelstudienzeit), т.е. период, в течение которого, как правило, можно пройти полный учебный курс и сдать первый итоговый экзамен на присуждение профессиональной квалификации, рассчитан на четыре с половиной года (девять семестров). Только в особых случаях может быть установлен другой «норматив». Например, для получения академической степени бакалавра (Bachelor или Bakkalaureusgrad) «стандартный период обучения» составляет минимум три – максимум четыре года.
Затем вы можете сдать второй итоговый экзамен на присуждение степени мастера или магистра (Master или Magistergrad). Для получения этой степени «стандартный период обучения» рассчитан минимум на один год – максимум на четыре года. «Стандартный период обучения» для Fachhochschule с получением диплома (Diplom FH) составляет четыре года.
Чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень «доктора», вам понадобится дополнительно от двух до пяти лет. Из-за того, что учеба в университете связана с исследовательской деятельностью, многие студенты превышают сроки «стандартного периода обучения».»5
1.2 Классификация высших учебных заведений Германии.
«Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии 250 вузов, из них 103 университета и 176 вузов прикладных наук. Подробный разбор некоторых университетов приведен в таблице 1. (см. Приложение 1)
Вузы Германии можно условно поделить на университеты общего профиля (Universitaeten) и технические (Technishe Universitaeten), обьединеные высшие школы - технические (Technishe Hochschulen) и профессиональные (Fachhochschulen), а также гуманитарные высшие учебные заведения. В состав последних входят колледжи искусств (Musikhochschulen, Kunsthochschulen), педагогические вузы (Paedagogishen Hochschulen).
Среди более чем 200 высших учебных заведений германии особое место занимают университеты. От специальных вузов университеты отличаются тем, что предоставляют право получить степени кандидата и доктора наук. Большинство вузов Германии – государственные и субсидируются правительством. Частные университеты тоже есть, но их немного (69).
Количество факультетов и изучаемых предметов может быть очень велико (до 400). Здесь студенты занимаются чисто научной деятельностью, здесь проводятся фундаментальные и прикладные исследования. В университете представлены такие области знания, как медицина, естественные, технические и гуманитарные науки, правоведение, теология, экономика, социология и аграрные науки. Широкий выбор предметов в рамках одного факультета позволяет получить междисциплинарное образование и специализироваться на разных аспектах изучения. Академические степени, присваиваемые университетами диплом Diplom, магистр Magister, ученая степень доктора Doktor, звание доцента/профессора Habilitationrecht, сертификат, дающий право преподавать в вузе.
При поступлении в вуз не предусмотрены вступительные экзамены, и самое главное для абитуриента — успешно сдать выпускные экзамены в школе или гимназии. При приёме на обучение престижным специальностям решающее значение имеет средний балл школьного аттестата абитуриента.
Распределением мест на престижные специальности в университетах занимаются не вузы, а специальное ведомство — «Zentralstelle für die Vergabe von Studienplätzen». Помимо среднего балла, ZVS учитывает также социальные и личные причины, например, инвалидность, семейное положение и пр. Если средний балл оказался недостаточным, то абитуриента ставят на очередь. После нескольких семестров ожидания ему предоставляют место в университете.
Желающие учиться в институтах (Fachhochschule) подают документы прямо туда. Здесь также происходит отбор на основе аттестатов.
В Германии регулярно определяются рейтинги университетов, учитывающие условия обучения и уровень преподавательских кадров, а также вероятность найти работу, окончив тот или иной вуз.»6
1.3.Помощь студентам в Германии
«В каждом вузе существует свое Общество взаимопомощи студентов, миссия которого облегчить студентам жизнь. Кроме того, есть еще одна организация, которую стоит запомнить иностранному студенту, - это Объединенный студенческий комитет (AstA).
Эти организации финансируются за счет студенческих взносов, которые платят все учащиеся за семестр. После уплаты взноса за поступление в вуз студент может обратиться за помощью в Общество взаимопомощи со всеми проблемами, которые у него возникли: консультации по правовым вопросам, поиск жилья, работы и др. Сюда можно обратиться в кризисной ситуации за советом и поддержкой к психологу. Некоторые Общества взаимопомощи предлагают специальную помощь для иностранных студентов - так называемый сервисный пакет (Servicepaket). В него входят поиск общежития, опека со стороны тутора (студент старших курсов), членство в спортивных секциях и курсы иностранных языков, культурные мероприятия и при желании даже обед в студенческой столовой. Стоимость такого пакета колеблется от 150 до 320 евро в месяц.
Деятельность Общества взаимопомощи студентов в чем-то перекликается с деятельностью Объединенного студенческого комитета (AstA). В Баварии такая же организация называется Советом старост. Как правило, эти студенческие комитеты имеют отдел по работе со студентами-иностранцами, где занимаются непосредственно проблемами иностранных студентов, организовывают культурные и политические мероприятия, помогают в решении правовых вопросов.
Очень часто студенты с общими интересами объединяются в специальные факультетские организации, которые называются Fachschaften. В их функции, в частности, входит организация Недели первокурсника: старшекурсники берут шефство над новичками в течение недели, чтобы познакомить их с жизнью в вузе, библиотеками, студенческой столовой и т.д., а также с городом, его достопримечательностями и возможностями досуга. Данные мероприятия - отличная возможность сразу найти новых друзей, как, впрочем, и многочисленные спортивные секции, где контакты завязываются сами собой. Эти недели проводятся, как правило, в самом начале семестра, а информацию о них можно найти на доске объявлений. Студенты называют ее между собой «черная доска».
Между тем «черная доска» очень часто оказывается для иностранных студентов просто находкой. Кроме информации о предстоящих мероприятиях и новостей здесь еще можно найти информацию о жилье. Как правило, это объявления с предложением квартир и комнат в студенческих общежитиях. Многие ребята снимают многокомнатную квартиру на несколько человек, а квартплату делят между собой. Это не только возможность сэкономить деньги, но и сразу найти друзей. Некоторые студенты предпочитают жить в общежитиях. Комнаты в них часто маленькие, но это самый дешевый вид жилья для студентов. Следует сразу же отметить, что «дешевый» вовсе не означает «плохой». Информацию о распределении мест в общежитиях и их адреса можно получить в Обществе взаимопомощи студентов. В случае если вам не предложат ничего подходящего, то вы можете поместить свое объявление о поиске квартиры опять же на «черной доске».»7
2.Высшее образование в Швейцарии
« Швейцарские власти уделяют огромное внимание национальной системе высшего образования. Высшее образоитвание в Швейцарии отличает прикладной характер: большинство преподавателей и почти половина студентов участвуют в исследовательской работе. Государство выделяет на науку около 2,6% от ВВП. На образование направляется 5,2% ВВП. Для сравнения - в России чуть меньше 3%, в Китае - 3%, Германии - 4,5%, Англии и США - 5,5%. В швейцарских вузах работали многие выдающиеся ученые, начиная с Якоб Бернулли, Леонарда Эйлера, Ораса Бенедикта де Соссюр,Фердинандт де Соссюр, Карла Густава Юнга, Альберта Эйнштейна, и заканчивая нынешними лауреатами Нобелевской премии К.А. Мюллером и Георгом Беднорцем, Генрихом Роререм и Гердом Биннигом, Рихардом Эрнстем и Куртом Вютрихом. При этом государство успешно стимулирует участие в развитии науки частного сектора. Такая политика государства привела к тому, что маленькая Швейцария стала мировым лидером в научных исследованиях наравне с таким гигантом, как США. Научные центры, работающие в области изучения космоса, атомной энергии, нанотехнологий, и расположенные в Швейцарии, знамениты во всем мире. Секрет такой эффективности государственной политики прост: Швейцария не пошла по пути коммерциализации образования. Оставив стоимость обучения в своих вузах на минимальном уровне, страна создала все условия для того, чтобы талантливая молодежь со всего мира обогащала научный потенциал Швейцарии. В обучение каждого студента в Швейцарии вкладываются средства, намного превышающие средний уровень по ОЭСР (21000 долларов против 14000) . По этому параметру Швейцария и США - безусловные лидеры.
Швейцарские вузы сегодня одни из самых дешевых в мире не только для своих собственных граждан, но и для иностранных студентов. Качество и стоимость обучения в вузах Швейцарии привлекает сюда все больше студентов из других стран.
Уникальность образования в Швейцарии заключается в том, что этой стране - как никакой другой - свойственны мультикультурность и многоязычие.»8
2.1 Структура высшего образования в Швейцарии
«Высшее образование в Швейцарии делится на университетское и профессиональное.
Высшее образование неуниверситетского типа напрямую связано с практикой, производством. В секторе неуниверситетского высшего образования Швейцарии — технические, агротехнические, коммерческие, строительные специализации, подготовка воспитателей, работников здравоохранения и прочее. Продолжительность учёбы — 3–4 года. При этом, по сравнению с другими странами программы швейцарских профессиональных ВУЗов больше тяготеют к университетским.
Университетский сектор образования включает «классические», традиционные университеты, и высшие политехнические школы — аналоги технических университетов, где преподают архитектуру и различные инженерные науки. Кроме университетов и политехнических школ, статус высшего учебного заведения имеют и Высшие специализированные школы (HES). Учебный процесс длится в среднем 5–6 лет, в зависимости от факультета и личных способностей.
Учебный год в Швейцарии состоит из двух семестров. Привычных экзаменационных сессий в швейцарских университетах нет. Примерно год спустя после зачисления студент должен сдать свой первый экзамен по основному предмету («первый сертификат»), а ещё через год — второй и главный экзамен («второй сертификат»). В то же время ему приходится позаботиться и о сдаче экзаменов по другим предметам, входящим в его личный список. Затем следуют 3 года углублённой подготовки, после чего студенту присуждается степень лиценциата и выдаётся диплом. Эти степени соответствуют степени магистра. Следующая ступень — докторант — требует ёще трёх лет обучения.
Преимущественно обучение проходит на немецком языке, однако существуют государственные университеты, в которых преподавание осуществляется на французском.
Предпочтительно получать высшее образование в Швейцарии по программам экономики и банковского дела. В силу того, что ежегодно Швейцарию посещают около 8 миллионов иностранцев, туристический бизнес развит там особенно хорошо. Вот почему высшее образование, полученное по программе гостиничного дела, считается одним из самых престижных в Европе в этой сфере.
По окончании обучения выдаются академические документы - лицензия, диплом, степень доктора. Лицензия и диплом (эти документы выдаются в Швейцарии) соответствуют "Master degree", выдаваемом в США. Для продолжения обучения на степень доктора, большинство Университетов требуют наличия у кандидата лицензии.»9
2.2 Классификация высших учебных заведений Швейцарии.
«В Швейцарии 12 государственных университетов: семь «классических» кантональных университетов (в Базеле, Берне, Фрибурге, Женеве, Лозанне, Невшатели, Цюрихе и в Санкт-Галлене), два небольших кантональных вуза, имеющих статус университетов (University College of Lucerne и Universita della Svizzera Italiana в Лугано), а также две специальные политехнические школы (EPF Lausanne и ETH Zurich), где обучают инженерным наукам и архитектуре. (см.Приложение 2)
Язык, на котором ведется преподавание в университете, зависит от кантона, в котором расположен конкретный ВУЗ.
Для иностранцев, желающих получить высшее образование в этой стране, предоставляется возможность обучения в частных ВУЗах. Частные высшие учебные заведения Швейцарии - одни из самых престижных в Европе, а среди них безусловными лидерами являются школы гостиничного бизнеса. Практически все университеты туризма и гостиничного бизнеса ведут преподавание на английском языке. Это же относится к большинству бизнес-школ.
Высшие школы гостиничного бизнеса - гордость швейцарского образования. Дипломы этих учебных заведений высоко котируются во всем мире. Перед выпускниками Швейцарских Школ Гостиничного бизнеса открываются широчайшие перспективы. От трудоустройства в лучших международных гостиничных сетях и туристических агентствах до создания собственного дела.»10
2.3. Условия поступления в Швейцарские университеты.
« Чтобы поступить на первый курс в университеты немецко-говорящей части страны, необходимо закончить хотя бы два курса иностранного ВУЗа и сдать специальной приемной комиссии во Фрибурге единый экзамен для иностранцев. Собственно, сдать придется не один, а пять экзаменов. Иностранный язык, математика и всемирная история – это обязательные предметы, вне зависимости от выбранного факультета. Еще две дисциплины – по выбору (география, физика, химия, биология, второй иностранный язык). Эти экзамены проходят дважды в году – летом и осенью. Во Фрибурге существуют подготовительные курсы для подготовки студентов к сдаче экзаменов. Курс длится от сентября до начала июня и стоит 4950 швейцарских франков.
Тем, у кого с академической подготовкой все в порядке, но явно хромает язык, здесь предложат курсы немецкого или французского языка. Учиться можно с октября по июнь или летом, с июля по сентябрь.
Учить язык в Швейцарии можно не только во Фрибурге. Хорошие языковые школы – как входящие в известные международные лингвистические сети (Eurocentres,inlingua), так и несколько менее известные швейцарские (Oekos-Schule и др.) – есть в Цюрихе, Лозанне, Монтре и многих других городах страны. В Швейцарии отлично учат французскому, немецкому, итальянскому и английскому языкам. Цены курсов, в общем, сравнимы с европейскими.
Для поступления в университеты Лозанны, Женевы и Невшатели, где преподают на французском, выпускникам российской средней школы с хорошим (без троек) аттестатом зрелости достаточно сдать единый экзамен.
Политехнические школы, в отличие от остальных университетов, проводят собственный вступительный экзамен. Но абитуриенты, владеющие французским языком, находятся в более выгодном положении. Для поступления в лозанскую EPF бывает достаточно аттестата, а цюрихская ETH требует полных четырех семестров обучения в иностранном ВУЗе.»11
3.Высшее образование в Австрии
«Закон об университетском образовании 1966 года и Закон об университетах 1975 года заложили основу высшего образования. Особенностью университетского обучения в Австрии является широкий профиль подготовки. Университет, как правило, дает общие теоретические знания. Практические навыки и способности в большей степени вырабатываются в процессе трудовой деятельности.
Обучение в университетах Австрии было бесплатным до 2001 года, в тот же год началась аккредитация частных университетов. C летнего семестра 2009 года образование в государственных австрийских университетах для граждан Австрии, ЕС и ряда других стран снова стало бесплатным.
Согласно исследованию немецкого журнала "Шпигель", австрийские вузы занимают устойчивое положение в середине списка европейских университетов. По итогам опроса, проведенного журналом, в рейтинг лучших университетов континента попали четыре факультета трёх австрийских университетов - в Вене, Зальцбурге и Граце. В Зальцбурге лучше изучать право, в Вене - экономику, в Граце - технические науки. В вузах Австрии обучаются около 210 тыс. студентов, занятия для которых ведут 18.000 преподавателей. Почти половина всех студентов (96 тыс. чел.) учится в университете Вены.»12
3.1.Структура высшего образования Австрии
«Обучение в Австрии основано на лекциях и практических занятиях. На лекции приходится около 25% учебного времени. Обучение в австрийских университетах подразделяется на два этапа (на медицинских факультетах - три этапа обучения) - базовый этап и этап специализации. Каждый этап завершается экзаменами - преддипломными в конце базового этапа и дипломными - по окончании обучения. На первом этапе даются фундаментальные научные знания, осуществляется обзор научных областей, относящихся к выбранному научному направлению (Studienzweige), а также смежных научных дисциплин.
Второй этап посвящен углублению в научно-теоретическую область и специализации знаний. Изучаются также философские, исторические и социологические аспекты, связанные с конкретной научной областью. На втором этапе увеличивается объем учебного времени, отводимого на семинарские занятия и самостоятельную научную работу, проводятся специализированные исследовательские семинары. По окончании обучения в Австрии выпускникам присваивается первая академическая степень: дипломированного инженера (Dipl.-Ing.) или магистра (Magister, сокращенно Mag.) по философии, праву, социальным наукам, архитектуре и некоторым другим направлениям.
Для получения академической степени доктора (Doktorat или Dr.) необходимо еще 2 - 4 семестра учиться в аспирантуре и подготовить научную работу (диссертацию). После ее защиты соискатели сдают экзамены (Rigorosum) по проблемам, разрабатываемым в диссертации.
Продолжительность обучения в Австрии, предусмотренная учебными планами, составляет 8-12 семестров. Однако в отведенные сроки укладываются лишь 4% студентов. Реальная продолжительность обучения в Австрии превышает установленные сроки в полтора раза. Процент отсева студентов высок: на некоторых факультетах успешно оканчивает университет лишь половина поступивших.
В Австрии довольно распространены стажировки для студентов и выпускников на предприятиях. Ежегодно примерно 45 тыс. компаний страны принимают около 130 тыс. стажеров. С 1995 года многие из них приезжают по линии европейского проекта кооперации "Леонардо", в рамках которого было организовано уже более 59 пилотных проектов.
Учебный год делится на два семестра. Начало зимнего семестра - 1 октября, летнего - 1 марта. Между семестрами студенты готовятся к сдаче курсовых и дипломных работ, работают и отдыхают, отправляются на экскурсии и в туристические поездки.
Студенты пользуются различными льготами, например, на проезд в общественном транспорт, билеты в музеи, театры, кинотеатры. Подробную информацию всегда можно найти в отделе по социальным вопросам при университете.
В настоящий момент австрийские вузы занимают устойчивое положение в середине списка престижных европейских университетов. Получив диплом в этой стране, хорошие специалисты могут претендовать на рабочее место не только в Австрии, но и в других странах Европейского содружества. Австрийское правительство выделяет стипендии для иностранных студентов, но только для стажировки в течение года и посещения летних курсов немецкого языка. А на весь период обучения стипендии не предусмотрены.»13
3.2 Классификация университетов Австрии
«Система высшего образования Австрии делится на три сектора:
университеты (Universitaeten) и университеты искусств (Universitaeten der Kuenste); колледжи (Akademien des nicht-universitaeren Bereich), в которых учат преподавателей и социальных работников; высшие школы (Fachhochschule). (см.Приложение 3)
Все университеты в Австрии государственные. Они находятся в ведении федерального Министерства науки и транспорта. Преподаватели и сотрудники университетов являются государственными служащими. Все основные университеты финансируются из федерального бюджета (исключение составляет университет в Кремсе, финансируемый государством лишь частично).
Почти половина всех студентов (96 тыс. чел.) учится в университете Вены. Венские технологический университет и университет экономики - это еще по 22 тыс. студентов. Большим числом студентов могут также похвастаться Университет им. Карла-Франца в Граце (Karl-Franzens-Universitaet Graz, 32,5 тыс. студентов) и Университет Зальцбурга (Universitaet Salzburg, 14,6 тыс. студентов). Остальные вузы гораздо меньше. 12).
В систему образования Австрии входят также шесть художественных вузов и занимающий особое место Дунайский университет последипломного образования в Кремсе. В нем повышают квалификацию специалисты в области европейского права, международных отношений в Европе, mass media, экономики, управления, экологии и медицины.
Что касается двух других секторов, то они менее интересны для иностранных студентов. Академии представляют собой профессиональные учебные заведения с трехлетним сроком обучения: педагогические академии (Paedagogische Akademien), готовящие учителей начальных школ, академии по подготовке социальных работников, медико-технические академии, выпускающие медицинские кадры среднего звена и технических ассистентов.
Fachhochschulen - это самый молодой сектор австрийской высшей школы, сформировавшийся лишь в начале 90-х. Он ориентирован на 8-семестровые программы профессионального обучения. В их рамках выпускникам школ даются преимущественно практические знания, что позволяет тем быстро устроиться на работу.»14
3.3 Требования к абитуриентам
«Австрийские граждане при поступлении в вуз должны предоставить аттестат зрелости (Matura).
Абитуриенты из СНГ, желающие учиться в вузах Австрии должны предъявить эквивалентное свидетельство австрийскому аттестату - справку об окончании 2-х курсов стационара или 4-х курсов заочного отделения вуза по специальности, по которой они хотят продолжать обучение в Австрии. Подавать документы в австрийские вузы можно и без достаточного уровня образования. В этом случае, нужно быть готовым компенсировать недостающие годы на подкурсах.
Если, имея высшее образование, Вы захотите поступить в австрийский вуз по бакалаврской либо мастерской программе - то Вы сможете поступить лишь по той специальности, которую изучали на родине. В таком случае, прилагается аттестат и диплом о высшем образовании.
Список документов
Для лиц, имеющих высшее образование:
- аттестат о среднем образовании;
- приложение к аттестату;
- диплом;
- приложение к диплому;
- справка из вуза о том, что студент может продолжать учебу или повышать квалификацию в своем вузе (на родине, в СНГ) по этому же направлению;
- справка о знании немецкого языка;
- 9 цветных фотографий размером 3,5 х 4,5 см.
Для студентов вузов:
- аттестат о среднем образовании;
- приложение к аттестату;
- заверенная копия приказа о зачислении в вуз;
- заверенная академическая справка (выписка из зачетной ведомости) с указанием всех изучаемых в вузе предметов с оценками и количеством часов, разбитыми по семестрам;
- копия свидетельства о государственной аккредитации вуза (для студентов негосударственных вузов);
- справка из вуза о том, что студент может продолжать учебу или повышать квалификацию в вузе (на родине, в СНГ) по этому же направлению;
- справка о знании немецкого языка;
- 9 цветных фотографий 3,5 х 4,5 см.
Сроки подачи документов в вузы Австрии:
Прием студентов в вузы Австрии осуществляется два раза в год, с началом зимнего и летнего семестров.
Сроки подачи документов:
• на зимний семестр - до 01.09.
• на летний семестр - до 01.02.
Экзамены в вузах Австрии:
Студенты, имеющие австрийский аттестат зрелости (Matura), поступают в вузы Австрии без экзаменов. Вступительные экзамены проводятся лишь в творческих вузах.
Иностранные абитуриенты должны представить аттестат зрелости (оригинал и перевод на немецкий) и успешно сдать экзамен по немецкому языку (Universitaets-Sprachpruefung). Вопрос о приеме иностранных студентов решается ректором университета. Он же выделяет и квоты для иностранцев по отдельным направлениям.
Требования к знанию языка:
Хорошее знание немецкого обязательно. Для того, чтобы стать студентом очного факультета того или иного университета, вам придётся сдать письменный и устный экзамен по языку. Условия для изучения немецкого созданы практически во всех университетах и многочисленных языковых школах.
Подготовиться к тесту Вы можете на языковых курсах при университете. Курсы длятся от 6 месяцев до 1,5 лет, в зависимости от уровня знания немецкого языка на момент поступления.
Все учащиеся курсов получают статус студента, а, значит, все студенческие льготы и скидки. Экзамен по немецкому языку включает письменные и устные задания, с помощью которых проверяется понимание предложенных текстов и умение свободно общаться. Пересдача языкового экзамена разрешается до трех раз.»15
Заключение
Исходя из проделанной, работы можно сделать следующие выводы, что получение высшего образования в Швейцарии, Германии, Австрии является востребованным среди студентов по всему миру. В этих странах преобладают государственные высшие учебные заведения. Получение высшего образования в большинстве институтов является платным, но цены в разных институтах резко отличаются, поэтому каждый, желающий получить высшее образование в этих странах, может найти наиболее подходящий по своим финансовым возможностям институт. Также удивляет разнообразие предлагаемых программ и специальностей. Это все подчеркивает «свободу выбора» студентов. Нельзя ни заметить и то, что университеты строго не поделены на гуманитарные и технические.
В целом высшее образование в Германии, Швейцарии и Австрии доступно для всех, кто хочет обучаться за границей.
Также следует отметить, что учебный процесс в этих странах делится на несколько этапа:
В Германии на начальный, который длится 4 семестра и заканчивается промежуточным или преддипломным экзаменом. И Основной период обучения, длящийся около 5 семестров.
Обучение в австрийских университетах подразделяется на базовый этап и этап специализации.
В Швейцарии после каждого года в течение двух первых лет студент сдает экзамены по основному предмета, после чего следуют 3 года углублённой подготовки, к итоговым экзаменам.
Привычных сессий в ВУЗах Австрии, Германии, Швейцарии нет:
В Германии начальный период обучения заканчивается промежуточным или преддипломным экзаменом. Последний семестр основного периода посвящен написанию научной работы на соискание академической степени или подготовке к сдаче итоговых экзаменов.
В Шейцарии примерно год спустя после зачисления студент должен сдать свой первый экзамен по основному предмету («первый сертификат»), а ещё через год — второй и главный экзамен («второй сертификат»). Затем через 3 года студенту присуждается степень лиценциата и выдаётся диплом.
В Австрии каждый этап завершается экзаменами - преддипломными в конце базового этапа и дипломными - по окончании обучения.
Обучение в целом длится 4-5 лет, но строго фиксированного периода обучения нет для каждого ВУЗа период обучения индивидуальный, и зависит от выбранной специальности.
Обобщение материала, касающегося классификации ВУЗов представлены в сводной таблице (см. Приложение 4).
Список использованной литературы:
http://www.rector.ru/articles.asp?article_id=16&c_id=2&type_id=6
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%E2_%C3%E5%F0%EC%E0%ED%E8%E8
http://studybridge.com.ua/
http://www.globemill.com.ua/
http://www.interlogos.ru/germany/education_ger.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%F3%ED%E8%E2%E5%F0%F1%E8%F2%E5%F2%EE%E2_%D8%E2%E5%E9%F6%E0%F0%E8%E8#.D0.9A.D0.B0.D0.BD.D1.82.D0.B
http://chemodan.com.ua/
http://www.edworld.ru/
http://www.estudy.ru/countries/austria/education/higher/
http://www.global-home.ru/ru/1331612/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8.html
Положение 1
1 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%FB%F1%F8%E5%E5_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5
2 http://www.ziyonet.uz/ru/education/system/highschool/
3http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%FB%F1%F8%E5%E5_%F3%F7%E5%E1%ED%EE%E5_%E7%E0%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5
4http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%E2_%C3%E5%F0%EC%E0%ED%E8%E8
5 http://www.rector.ru/articles.asp?article_id=16&c_id=2&type_id=6
6 http://www.rector.ru/articles.asp?article_id=16&c_id=2&type_id=6
7 http://www.zagranitsa.info/article.php?new=196&idart=19613 (Татьяна ПОМИНЧУК,
ассоциация «Гольфстрим»)
8
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%F3%ED%E8%E2%E5%F0%F1%E8%F2%E5%F2%EE%E2_%D8%E2%E5%E9%F6%E0%F0%E8%E8#.D0.9A.D0.B0.D0.BD.D1.82.D0.B
9
http://medelle.ru/education/
10
http://edu.rin.ru/html/1493.html
11
http://edu.rin.ru/html/1493.html
12
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8
13
http://www.global-home.ru/ru/1331612/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8.html
14
http://www.global-home.ru/ru/1331612/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8.html
15
http://www.global-home.ru/ru/1331612/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8.html