СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Живительная сила музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живительная сила музыки

 Чтобы беречь природу, надо её знать. Невежество в отношении к природе очень опасно. Ф.Энгельс в своё время предупреждал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Ещё большую актуальность вопросы разумного отношения к природе приобретают  в настоящее время, когда в глобальный экологический круговорот вовлекается всё большая часть природы.

        Необыкновенной красоты луга, звенящие родники, окутанные камышами болотца, величественные леса… Эта неописуемая красота, безвозмездно переданная нам природой, даёт душе радость, вдохновение, желание жить, творить, петь. Эта могучая сила дарит сердцу радость, здоровье, чистоту помыслов, гармонию, способная проникать в самые дальние уголки человеческой души.                                                                                                           Последствия безобразного поведения людей к окружающему его миру мы ощущаем всё чаще.  Наводнениями, пожарами, смерчами, засухой Земля словно рыдает и умаляет нас одуматься, просит о милосердии. Услышим ли мы её крик о помощи!

Первостепенная роль в формировании знаний о природе отводится семье и школе. Ведь в семье закладываются основы личности, а в школе на протяжении 11 лет под руководством педагогов учащиеся постигают законы природы, учатся применять их в практической деятельности.  

Особенности раннего детства могут стать базой  для формирования экологической культуры личности. Любовь к природе прививается первой сказкой, первой закличкой дождя, первой песенкой: «Дождик, чаще! Дождик, пуще, чтобы рос овёс погуще…», «Там в дали за рекой раздаётся порой: ку-ку…», «Со вьюном я хожу», «Во поле берёза стояла» и т.д. Можно организовать конкурсы знатоков загадок, пословиц, сказок, стихов и рассказов о природе, инсценирование народных сказок, выставки рисунков по природоохранительной деятельности, «Мастерскую игрушек» по изготовлению фигурок из шишек, желудей, орехов, листьев, веточек и т.д.

 Подростки уже осознают взаимосвязь в природе и в обществе, воспринимают хрупкость, беззащитность реального мира от человека и понимают остроту экологических проблем. В работе с ними можно организовать урок-экскурсию в лес, внеклассные мероприятия на темы: «Мы живём в Татарстане», «Карнавал животных», «Мой домашний друг» и т.д; провести игру «Брейн-ринг» с вопросами о природе, урок-диспут на тему «Что такое истина?». Особенно эффективны проведение конкурсов сочинений по темам: «Моя Родина», «Земля - наш общий дом», совместные обсуждения информации телевидения, специальных статей, книг и выяснение экологической обстановки в районе, встречи с представителями экологических служб, деятельность отрядов экологической разведки.    

Познакомить детей с основными положениями охраны природы удобнее всего на примере народных песен. В них история, культура, традиции, родовые и семейные отношения, любовь к родному краю.

Изучая жизнь и нравы наших предков, в сотый раз убеждаешься в том, что вся их жизнь была тесно связана с природой, ни одно дело не начиналось без благословления «высших сил». Наши бабушки и дедушки брали от даров Природы для себя ровно столько, сколько требовалось. Какими тёплыми словами величали всё живое, наделяя их человеческими качествами, разговаривали с ними, задабривали, словно, чувствуя их открытое отношение к человеку.                  

 Народная песня – живая, говорящая! Какую чарующую силу она имеет для сердца человека! Именно в возвращении к ней я вижу путь к сохранению природных богатств, в воспитании в будущем поколении бережного отношения к природным памятникам. Огромное жанровое богатство фольклора, в том числе и песен, легко усваивается детьми. Почему народные песни обладают таким интенсивным эмоциональным содержанием – не берусь сказать. Думается, в них есть чувство душевного приволья, широкий, приветливый жест, полнота дыхания, размах горизонта, чистота помыслов.  В минуты горя  с песней обращались за помощью и утешением к солнцу, деревьям, птицам, травам. Песней благодарили небо за хороший урожай. Песней просили дождь полить посевы.

Изучение содержания, исполнение народных песен позволяет воспитывать уважительное отношение к традициям, обычаям бережного отношения к природе и её составляющих, учит детей раскрывать народную мудрость.

       В нашей школе ведётся активная работа по экологическому воспитанию учащихся средствами музыки.  На уроках и внеклассных мероприятиях мы с учениками разучиваем песни о временах года, животных, птицах; организуем прослушивание и рисование  картин на музыкальные произведения отечественных, зарубежных и татарских композиторов, сочиняем небольшие песенки-заклички, проводим конкурсы загадок с музыкальным ответом,  организуем праздники для детей: «Зима сдаётся», «Осень, в гости просим!», «Навруз», разыгрываем народные песни, совершаем экскурсии в лес и делаем книжечки с рисунками и фотографиями, придумываем и исполняем танцевальные композиции на темы: «На лесной опушке», «В мире животных».

Естественно, что судьба народной песни в школе,  зависит прежде всего от учителя. Он должен быть педагогом- просветителем, владеющим историко-теоретическими знаниями в области музыки, исполнителем и музыкальным этнографом. От того, как учитель введёт детей в мир музыки, в её звуковую, эмоциональную и нравственную сферы, возможно, на всю жизнь определится их внутреннее тёплое, бережное и гармоничное отношение к миру.  Пусть детство вспомнится им в ярких солнечных образах и оставит неизгладимый отпечаток в сердце как память о самом дорогом.  Прежде всего, зерно доброты и понимания должно находиться в каждом из нас. Тогда дети, следуя нашему примеру, будут не царями природы, а её друзьями.