СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Актуализация программы по ОО дисциплине "История" с учетом содержания с 1 сентября 2025 года"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает ключевые аспекты обновления программы по ООдисциплине "История" 1 сентября 2025 года, которые продиктованы высокими требованиями современного общества к качеству исторического образования

Просмотр содержимого документа
«Статья "Актуализация программы по ОО дисциплине "История" с учетом содержания с 1 сентября 2025 года"»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ В СОДЕРЖАНИИ С 1 СЕНТЯБРЯ 2025 ГОДА

Шипилова В.В., преподаватель истории и обществознания; Макушинский многопрофильный филиал ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые аспекты обновления программы по ОО дисциплине «История» с 1 сентября 2025 года, которые продиктованы высокими требованиями современного общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям российской истории, развитием отечественной и мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.


История - это важная общеобразовательная дисциплина, которая является неотъемлемой частью образования и играет значительную роль в формировании гражданской и профессиональной идентичности студентов.

В содержании федеральной рабочей программы учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования актуализируются следующие цель и задачи: дальнейшее формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

С 1 сентября 2025 года актуализация программы по истории также включает в себя несколько ключевых аспектов: обновление содержания программы, новое методическое обеспечение программы и внедрение современных педагогических технологий. Рассмотрим первый аспект - обновление содержания программы. В программу по дисциплине «История» включены новые исторические события и факты, произошедших после марта 2014 года, включая специальную военную операцию на Украине и присоединение новых территорий, которые имеют значительное влияние на современное общество и изменения в международной политике. Также в программу внесены темы, которые касаются стран Азии, Африки, Латинской Америки, стран Ближнего и Среднего Востока во второй половине 20- начале 21 века. Расширены темы, касающиеся международных отношений в 1990-2024 гг. – это расширение НАТО на Восток и роль России в интеграционных процессах в современном мире: образование БРИКС, Евразийского экономического союза (ЕЭС), Шанхайской организации сотрудничества ( ШОС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Таким образом, социокультурные изменения в современном мире потребовали включения новых тем и аспектов истории в программу, чтобы она оставалась актуальной для современной молодежи.

Кроме того, обновились и компетенции, которые обучающиеся должны получить после прохождения курса истории: их дополнили пунктами о необходимости уметь «выявлять в исторической информации попытки фальсификации истории, приводить аргументы в защиту исторической правды» и «активно участвовать в дискуссиях, не допуская умаления подвига народа при защите Отечества».

Второй аспект это методическое обеспечение программы по дисциплине «История». В октябре 2024 г. в колледж поступили новые учебники по истории под редакцией Владимира Мединского и Анатолия Торкунова для среднего профессионального образования «История России 1914-1945 гг.», «Всеобщая история 1914-1945 гг.», «История России с 1914-начало XXI века». При работе с новыми учебниками мы оценили, что они содержат много новой информации, учебники иллюстрированы, содержат визуальные и текстовые исторические источники. Текст учебника доступен для понимания студентов, логичен, наблюдается стройность изложения, раскрываются причинно-следственные связи исторических событий и явлений. Методический аппарат учебника способствует достижению образовательных и воспитательных целей, содержит большое количество рубрик с разнообразными видами заданий. Рубрика «Портрет на фоне эпохи» знакомит с выдающимися историческими деятелями: политиками, учеными, деятелями культуры; появились подробности об исторических фигурах, которые раньше упоминались «либо мимоходом, либо вообще не упоминались». Каждый параграф начинается с проблемного вопроса, на который нужно ответить после его изучения, приведя 2-3 аргумента, подтверждающих данную точку зрения, используя исторические факты. В учебнике прослеживается взаимосвязь событий отечественной и мировой истории. Все параграфы начинаются с короткой синхронной таблицы, в которой в левой части приведены ключевые события отечественной истории, а в правой - события из стран Европы, Азии, Африки, Америки.

В конце каждого параграфа содержатся задания на работу с хронологией, работу с понятиями, анализ источников.

Учебник содержит богатейший материал исторических карт, иллюстраций, список терминов и понятий, хронологические таблицы в начале каждого параграфа. За счет системы выделения отдельных слов и фрагментов обучающимся удобно ориентироваться в текстах параграфов.

Впервые в учебное пособие интегрированы QR-коды со ссылками на видео - сериалы, фильмы и архивные материалы, которые служат дополнением к тексту.

По словам автора Владимира Мединского в учебнике полностью переработаны и переписаны разделы о 1970-х, 1980-х, 1990-х и 2000-х годах, а также добавлен раздел отражающий события с 2014 года до настоящего времени, включая военную операцию на Украине. Современную Украину авторы представляют ультранационалистическим государством, где все русское объявлено враждебным, и «идет уничтожение всего, так или иначе, свидетельствующего об общей для братских народов истории и культуры».

В учебнике говорится и о сносе памятников советским воинам, освободившим Европу от нацизма. Эти действия были предприняты рядом стран

в рамках попытки переписать историю Великой Отечественной войны.

Я считаю, что учебник современный и содержать верные акценты для того,

чтобы сформировать у обучающихся гражданскую позицию, чувство патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг.

Самое главное в учебнике предложен совершенно иной концептуальный подход. Он интегрирует отечественную историю во всеобщую.

Кроме того большой ценностью данного учебника является методическая проработанность. Вопросы и задания учебника можно использовать для самостоятельной работы студентов. Преподавателю не нужно тратить время на подбор дополнительных исторических источников, исследований, вопросов к картам или изображениям, так как всё это уже есть в учебнике. 

Для успешной реализации актуализированной программы, направленной на улучшение качества преподавания общеобразовательной дисциплины «История» и соответствие современным образовательным стандартам (ФГОС 2022 года) в сфере среднего профессионального образования предусмотрена интеграция общеобразовательных дисциплин с профессиональными модулями. Особенно это актуально при подготовке специалистов в области медицины. Интеграция дисциплины «История» с медицинскими модулями позволит нашим студентам глубже осознать социальную значимость своей будущей профессии. Примеры из жизни и деятельности выдающихся врачей, а также подвиги рядовых медицинских работников в тяжелые исторические периоды нашей страны служат не только источником вдохновения, но и способствуют формированию у студентов активной гражданской позиции. Это, в свою очередь, станет важной мотивацией на пути к их собственному профессиональному успеху в будущем.

С 1 сентября 2025 года в программе по ОО дисциплине «История» предусмотрены лабораторно-практические занятия, которые будут посвящены работе с историческими источниками и анализу исторических событий. Эти занятия акцентируются на интерпретации исторических данных в контексте современного информационного общества. Работа с документами не только приближает студентов к изучаемым событиям, но и создает особый эмоциональный фон восприятия, что способствует формированию их собственного отношения к рассматриваемым проблемам.

Кроме того, в ходе реализации программы по дисциплине «История» необходимо интегрировать в курс материалы, связанные с историей нашего региона. Это позволит студентам глубже постичь свою идентичность и связать свою жизнь с прошлым, а также активизировать интерес к истории и современным социальным процессам. Включение региональных аспектов поможет сформировать целостное представление о месте и роли нашего родного края в истории России и в всемирно-историческом контексте.

Для успешной реализации программы по истории с 1 сентября 2025 года необходимо применение современных педагогических технологий на уроках. Использование интерактивных методов обучения, таких как игровые технологии, дискуссии, кейс-метод, уроки-презентации и пресс-конференции, будет способствовать развитию критического мышления и навыков аргументации у студентов.

Кроме того, проектная и исследовательская работа учащихся на уроках придаст учебному процессу исследовательский характер. Важно отметить, что изменится и роль преподавателя: он станет в основном организатором и координатором самостоятельной работы студентов, создавая условия для более активного и глубокого усвоения материала.

Таким образом, в обновленной программе по дисциплине «История» будут учтены актуальные исторические события и тенденции. Будут включены материалы, связанные с развитием медицины и здравоохранения, а также лабораторно-практические работы. Для реализации всех этих нововведений обязательно следует использовать инновационные методы обучения.

Я верю, что совместными усилиями мы сможем создать условия для качественного исторического образования, которое станет основой для личностного и профессионального роста наших студентов.