АУТИЗМ: мифы и реальность
В наш век новых технологий все чаще можно услышать названия детских болезней, о которых несколько десятилетий назад никто не слышал. Возможно, просто их никто не диагностировал. И все подобные заболевания окружает немалое количество мифов.
Сегодня мы поговорим об аутизме.
Так что же это такое?
Аутизм – это врожденное нарушение психического развития. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться.
Выясняя причины аутизма, многие специалисты считали, что это следствие психологической травмы, полученной ребенком в раннем детстве из-за того, что родители были холодны и жестоки в обращении с ним. Так же была версия о том, что спровоцировать данное заболевание могли вакцины для детских прививок. Однако, ни одна из этих гипотез не подтвердилась.
Причина аутизма в генетических сбоях. Согласно другим данным, у людей с аутизмом наблюдается избыточность нейронных связей между отделами головного мозга. Как следствие, их мозг перегружен и не справляется с потоком информации.
Мифы про аутизм
Миф 1: Если ребенок не разговаривает, значит, у него аутизм.
В реальности: Действительно, многие дети с аутизмом не говорят.
Аутизм не синоним неговорения, и не все неговорящие дети являются аутистами. Причин, по которым дети молчат, не связанных с аутизмом, достаточно много, например, тугоухость, задержки развития, умственная отсталость. Кроме того и аутизмы бывают разные. У кого-то больше превалируют сенсорные (связанные с восприятием ребенка) нарушения, у кого-то имеется поражение речевых зон коры головного мозга, а у кого-то коммуникация (сфера общения) – проблемная зона, не идет процесс социализации. Каждый конкретный случай должен рассматриваться специалистами индивидуально. Миф 2: Вообще аутизм - это не болезнь, просто люди с аутизмом – особенные. Да и такой диагноз ставят только в России.
В реальности: Каждый человек – индивидуален и имеет свои личностные особенности.
Однако стоит помнить, что так называемая особенность именуемая «аутизмом» – это заболевание, входящее в международную классификацию болезней, используемую во всем мире. Таким образом, это болезнь, а не особенность личности или поведенческих состояний человека.
Для того чтобы заблаговременно постараться помочь ребенку, необходимо внимательно отслеживать конкретные проявления заболевания, а для этого требуется обязательное медицинское наблюдение и обязательная психолого-педагогическая реабилитация.
Миф 3: Аутисты опасны для общества потому, что они агрессивны.
В реальности: Зачастую у детей с аутизмом, не получающих желаемого, могут наблюдаются приступы агрессии, направленной чаще всего на себя, нежели на других людей.
Агрессия у ребенка-аутиста направляется вовне, если имеются проблемы с социальной сферой его жизни. В данном случае причина агрессивного поведения в том, что окружающие ребенка люди пока не научились понимать его и правильно с ним взаимодействовать. Если ребенок имеет поддержку в семье, находится под наблюдением специалистов, то он не пойдет и просто так никого не побьет.
Немаловажную роль при этом играет общественное просвещение и обучение толерантности. Просто необходимо, чтобы в этом принимали участие сами родители детей с аутизмом. А для этого им нужно принять диагноз своего ребенка, научиться не скрывать его и жить с этим.
Когда окружающие начинают делать замечания, касающиеся поведения ребенка, родителям сейчас уже проще сказать о том, что у него аутизм. В последнее время это наконец-то стало действовать отрезвляюще. Критикующие люди, понаблюдав некоторое время за поведением ребенка, осознают, что это болезнь, а не избалованность.
Миф 4: Поведение людей с аутизмом очень часто характеризуется при помощи выражений: «В глаза смотрит, значит, не аутист», «Это шизофрения, а не аутизм», «Гений, а не аутист», «Мало разговаривали, вот и аутист», «Он умеет играть – бегает с детьми в догонялки, значит, не аутизм».
В реальности: Для детей с аутизмом свойственны многие из выше перечисленных моментов, кроме диагноза «шизофрения». С ним сложнее всего, потому что диагностика несовершенна.
Действительно, бывает, что смотреть глаза в глаза аутистам бывает затруднительно, да и контакт глаз может быть очень коротким, но есть дети с таким диагнозом, у которых таких проблем нет. Именно поэтому данный симптом не единственный при диагностике такого заболевания. Так же неоднозначно утверждение: «ребенок бегает с детьми, значит, не аутизм». Нарушения у детей-аутистов касаются не умения бегать, а умения взаимодействовать в игре, выполняя ее правила. Ребенок может бегать, но не уметь играть в самые простые дворовые игры, так как он не понимает их условий.
У шизофрении, как отдельного психиатрического диагноза свои симптомы, отличающиеся от тех, которые отмечаются при аутизме.
У детей с аутизмом развитие абсолютно дисбалансно. Некоторые люди с аутизмом способны сосредотачивать внимание на мельчайших подробностях, в состоянии обрабатывать визуальную и текстовую информацию в разы быстрее тех, кто не страдает нарушениями нервной системы. Они могут с легкостью цитировать наизусть энциклопедии, разговаривать на английском языке, решать примеры из четырехзначных чисел и при этом не уметь самостоятельно сходить в туалет или одеться. Такие особенности поведения, по всей вероятности, и порождают миф о взаимосвязи аутизма и гениальности.
Опровержением мифа о том, что ребенок стал аутистом, потому что с ним не разговаривали, является немалое количество благополучных во всех отношениях семей, имеющих детей с таким заболеванием.
Несмотря на все мифы, стоит помнить, что аутизм – это нарушение развития, и чем раньше начнется коррекция состояния, тем более эффективной будет адаптация таких детей, потому что часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту уж может быть сформирована. Ведь аутизм не лечится привычными для основной части болезней способами: таблетками, операциями и т.п.
Начатая вовремя коррекция, не позволит усугубить состояние ребенка, не даст закрепиться стереотипному типу поведения, поможет родителям понять своего малыша. Именно для этого необходимы занятия с различными специалистами, причем не просто психологами и не просто логопедами, а теми, кто владеет специальными методиками реабилитации таких детей.
А структура и принципы оказания комплексной помощи семьям с детьми-аутистами утверждены распоряжением правительства Тульской области «Об утверждении Комплекса мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра в Тульской области на 2017-2018 годы».
Как родителям распознать признаки аутизма
Исходя из результатов последних исследований, первые признаки расстройства аутического спектра (РАС) можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. Именно к этому возрасту взрослые ожидают от детей развития определенных навыков, которые у аутистов могут либо запаздывать, либо вырабатываться только в результате длительных занятий. Однако некоторые симптомы можно заметить и раньше.
Есть разные варианты аутизма. Существуют диаметрально противоположные синдромы – синдром Каннера и синдром Аспергера. При синдроме Каннера у детей отмечается повышенная замкнутость, они практически не способны к коммуникации. Дети с синдромом Аспергера, напротив, хорошо говорят, но находятся как бы «на своей волне», в зоне своих интересов. Они имеют замкнутый круг интересов, «подвисают» на волнующей их теме, могут часами рассказывать о том, что им действительно интересно.
Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:
социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
стереотипии в поведении, речи;
раннее проявление симптомов.
В возрасте от 3 месяцев до 2 лет должны настораживать следующие признаки нарушения:
- отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
- отсутствие или редкий контакт глаз;
- нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремится быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
- отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
- повышенная чувствительность к телесным, звуковым, световым раздражителям (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.);
- задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма (утраты способности к вокализации, при сохранении понимания речи окружающих), эхолалии (неосмысленного повторения слов, фраз за взрослыми, цитирование высказываний героев мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных (интеллектуальных) способностях может не выявляться грубых нарушений;
- низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
- отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
- неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
- выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.
В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:
- выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память длинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
- искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
- выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
- приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
- в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.
В подростковом возрасте происходит усугубление симптомов, связанное как с нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, так и с гормональными изменениями.
Но самое главное помнить, что диагноз устанавливает только врач-психиатр на основании общей клинической картины. Не все дети с расстройствами аутистического спектра соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, который сложился на основании статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Ребенок-аутист может быть инициатором глазного, телесного контакта с незнакомым человеком и поддерживать его, охотно включаться в общение, но, при этом, он не будет распознавать эмоции, невербальные сигналы, воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п. Такое поведение затрудняет дифференциацию заболевания.
Но какими бы своеобразными ни казались аутисты, они способны открыться окружающим, если приложить всеобщие усилия для того, чтобы научить их общаться с внешним миром.
Как отмечает Кристин Халл клинический психолог Центра аутизма в Атланте (США), такие люди находятся всегда настороже, с самого раннего возраста они тратят всю энергию на то, чтобы жить среди других людей, адаптироваться к звукам и зрительным образам и, наконец, понимать то, что им говорят. Руководствуясь тем, что такие люди демонстрируют дефицит эмпатии (сочувствия и сопереживания), многие делают вывод, что они не способны испытывать эмоции. Однако, любовь, привязанность, теплые отношения нужны им так же, как обычным здоровым людям, а иногда даже и больше. Именно поэтому, Кристин Халл советует окружающим пойти им навстречу, а не вести себя по отношению к ним подобно людям с аутизмом.
И в заключении хотелось бы привести дословно пронзительное признание Стива Саммерса, взрослого человека, страдающего аутизмом.
«Мы другие, но не хуже»
«Я аутист, и я устал. Устал от того, что меня отвергают. Устал от того, что меня игнорируют. Устал от того, что меня исключают. Устал от того, что со мной обращаются как с изгоем. Устал от людей, которые не понимают, что такое аутизм. От людей, которые отказываются принимать аутистов такими, какие они есть. Устал от чужих ожиданий, что я постараюсь и буду вести себя «нормально». Я не «нормальный». Я аутист. Хотите нам помочь? Слушайте аутичных людей. Приложите больше усилий, чтобы узнать об аутизме. Примите, что мы другие, но не хуже. Не пытайтесь превратить нас в плохую копию вашей идеи о «норме». Примите, что для нас нормально быть собой. Примите, что мы люди с такими же чувствами, как и все остальные. Пожалуйста, будьте добрыми и поддержите нас. Пожалуйста, проявляйте инициативу в общении с нами. Мы редко можем сделать шаг навстречу после целой жизни отвержения, исключения и травли… Я аутист, и я хочу, чтобы меня ценили и принимали таким, какой я есть»
Статья подготовлена с использованием общедоступных материалов из сети Интернет
Педагог-психолог психолого-педагогической службы
ГУ ТО СРЦН №2 Е. С. Кочеткова