СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры по сенсорному воспитанию, способствующие эффективной организации образовательного процесса дошкольников, включают во все виды детской деятельности, так как сенсорное воспитание – это основная база, на которой строится всестороннее развитие личности. В ней ребенок значительно успешнее усваивает новые знания, чем в других видах деятельности. Это происходит потому, что игра по своей сути отвечает потребностям дошкольника, она понятна и доступна детям.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей"»

Статья «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Как говорил А.С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». 

Таким образом, разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. 

Следовательно дидактические игры по сенсорному воспитанию, способствующие  эффективной организации образовательного процесса дошкольников,  включаю во все виды детской деятельности, так как сенсорное воспитание – это основная база, на которой строится всестороннее развитие личности. 

В ней ребенок значительно успешнее усваивает новые знания, чем в других видах деятельности. Это происходит потому, что игра по своей сути отвечает потребностям дошкольника, она понятна и доступна детям.

В настоящее время большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую ребенок должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. Актуальность сенсорного воспитания  в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно – перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни. 

Систематически и планомерно организованное сенсорное воспитание способствует полноценному восприятию ребенком окружающего мира, а значит умственному воспитанию. 

Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. 

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. 

Е.И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е. И. Тихеевой дидактические игры – являются лишь одним из компонентов воспитательно – образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. 

А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры; словесные игры. 

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. 



Ребенок, благодаря активной работе с конкретными, воздействующими на различные органы чувств, материалами, через организацию своих действий познает окружающий мир, у него формируются различные понятия. Соприкосновение ребенка с предметами ведет к познанию. Поэтому значимым в работе с детьми считаю не только момент наглядности, но и конкретное действие, активную деятельность. Только в том случае, когда знания преподносятся не в готовом виде, а добываются в процессе активной самостоятельной деятельности, возникающей на основе спонтанного интереса, достигается наибольший эффект. Через самостоятельное обращение с материалом ребёнок приобретает различные навыки, учится ставить цель и находить соответствующие пути её достижения. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. Ребенок сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения, тем самым развивается смекалка, находчивость, сообразительность.  





Список литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для 
воспитателей детского сада.  2–е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. – 169 с. 

2.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер – М., 2014. – 132с. 

3. «Игры и занятия малых детей» Тихеева Е.И.  / Изд. В. Секачев, 2018. – 104 с. 

4.Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика М.: Издательский центр "Академия", 2011. – 416 с.  

5.Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма А.С. Макаренко – Москва: Издательство АСТ, 2016 – 672 с.  

6.Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова, Метод. Указание – М.: Просвещение, 2001, – 176с. 

7.Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kindereducation.com/ 

8. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]/.Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой – М., 1993г. – 226с. 

9. Фридрих Фребель Будем жить для своих детей [Текст]/ Л.В. Волубцева, –М.: Издательский дом «Карапуз», 2001г.–128с. 

10.Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2009. – 360 с.