СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья для педагогической конференции "НОТ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для конференции "НОТ" предлагает познакомиться с личным опытом внедрения иновационных технологий в преподавание предметов химия, биология, информатика.

Просмотр содержимого документа
«Статья для педагогической конференции "НОТ"»

«Современные образовательные технологии как

условие достижения нового качества образования»

Аннотация

В статье приводиться личный опыт использования новых образовательных технологий: проектная деятельность учащихся; конкурсы, викторины кроссворды, ролевые обучающие игры, используемые как на уроках так и во внеурочной деятельности, мультимедийные и интерактивные презентации, танцевальные физкульминутки и для отдыха уставших глаз.

«Современные образовательные технологии как

условие достижения нового качества образования»


Лепешенко Татьяна Ивановна город Новошахтинск МБОУ ООШ № 79 учитель email:[email protected]


Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации новых дидактических подходов.

Одна из острейших школьных проблем – отчуждение содержания обучения от ребёнка. Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объём учебного материала превышает возможности восприятия большинства обучающихся. Заставить их выполнять домашние задания и быть активными на занятиях никак не удаётся. Остаётся надежда на внутреннюю мотивацию учащихся, на познавательную активность. Именно внутренние мотивы являются устойчивыми и обеспечивают учебную активность обучающихся.

Решение обозначенной проблемы видится не только в оптимизации содержания, определяемого учебными программами, но и в ином понимании источника образования. Помимо освоенного человечеством социального опыта, который в адаптированном виде представлен в школьных учебниках, это сам ребёнок с его развивающимися ценностями, потребностями и способностями.

Следующая проблема – недостаточно эффективная работа учреждения образования по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников. Анализ нынешней социокультурной ситуации в стране свидетельствует, в частности, о:

  • большой динамике социально-экономических и политических изменений;

  • больших возможностях выпускников учреждений образования для их взаимодействия с различными социальными институтами не только в нашей стране, но и за рубежом;

  • существенно выросших возможностях людей для проявления инициативы, выбора жизненной стратегии, принятия ответственности за свой выбор.

Перечисленные факторы обуславливают необходимость владения выпускниками школ рядом компетенций: организационных, деятельностных, интеллектуальных, коммуникативных и информационных, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

Нельзя обойти вниманием и проблему здоровья детей. По мнению врачей, многие болезни школьников имеют дидактогенный характер. Так у 55% учащихся проявляется страх получить плохую отметку, неудачно ответить у доски, не решить задачу, получить плохую отметку за контрольную работу… Страх препятствует проявлению творчества ребёнка.

Для значительной части педагогов актуальна проблема профессионального дискомфорта. Она связана с неудовлетворённостью как самим образовательным процессом, который они организуют на уроках и во внеурочной деятельности, так и его результатами. Педагог понимает, что, усваивая новые знания, учащийся учится быть потребителем, становится, в лучшем случае, хорошо информированным человеком. Учитель осознаёт необходимость учить как-то по-иному, пытается применять те или иные приёмы, но не всегда достигает желаемого результата.

Всё вышесказанное наводит на мысль о том, что современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

В концепции ФГОС второго поколения выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся, согласно которому процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. И наша задача – задача педагогов в современном мире – весь потенциал педагогических возможностей направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его к выбору будущей профессии.

Основными принципами, которыми я руководствуюсь в своей работе как учитель-предметник, являются следующие:

  • личностно-ориентированное обучение;

  • деятельностное обучение, ориентированное на продукт;

  • использование межпредметных связей и формирование универсальных учебных действий;

  • учет возможностей и потребностей учащегося;

  • мультимедийная грамотность и умение оценивать достоверность информации;

  • формирование умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы.

В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов позволяет применение современных образовательных технологий в процессе обучения.

В своей работе я использую следующие современные образовательные технологии и методики:

1. Игровые технологии

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. В игре речевое общение имеет живой, непосредственный характер. Наибольший интерес у детей вызывают ролевые игры, касающиеся тем «Металлы и неметаллы», «Домашние питомцы», «Млекопитающие», «Информация и ее свойства», «Проблемы экологии», «Применение химических веществ, их использование в повседневной жизни» и др.

2. Информационно – коммуникационные технологии.

Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности и склонностей. Изучение химии, биологии и информатики с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся: мною созданы мультимедийные и интерактивные презентации по многим темам химии, биологии и информатике, тренажеры различной тематики по предметам. На уроках внеурочной деятельности ребята с удовольствием обучаются играя, особенно это относится к ученикам 2-4 классов.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной и основной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем и т.д.

В урочной и внеурочной деятельности активно используются презентации, обучающие компьютерные программы, видеоматериалы и Интернет ресурсы.

Для создания презентаций я использую различные Интернет – ресурсы: электронные ЦОР, справочники, энциклопедии, образовательные сайты, вот некоторые из них:

  • http://school-collection.edu.ru

  • http://fcior.edu.ru

  • http://bio.1september.ru

  • http://www.sbio.info

  • http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755

  • http://pedsovet.org/

  • http://hemi.wallst.ru/

  • http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

  • http://www.phis.org.ru/informatika/

В 2012 – 2013 учебном году мною созданы три личных сайта для родителей и учащихся, на котором размещаются мои авторские материалы, методические и тренировочные материалы, размещаются сведения о достижениях детей. Надеюсь, что сайты станут надёжным помощником для детей и родителей и принесут пользу для коллег-педагогов. Адреса сайтов: http://учительский.сайт/Лепешенко-Татьяна-Ивановна, http://multiurok.ru/lepeschenko/files, http://nsportal.ru/lepeshenko-tatyana-ivanovna. На мини сайте есть проект «Алые паруса», где я так же размещаю работы учеников тем самым поддерживаю стойкий интерес к предметам.

3. Проектные технологии.

Данный метод, ориентирован на обобщение знаний учащихся и на приобретение новых знаний путём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы деятельности. Занимаясь проектом, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое мышление. Проектный метод, в свою очередь, помогает развить творческий потенциал, навыки работы в группе, а также сформировать навыки работы с различными источниками информации. С помощью детей были созданы проекты: «Исследование воды в городе Новошахтинск (Река ДОН – источник питьевой воды),

« Исследование токсичности снега в поселке Новая Соколовка», «Возьми пластик в оборот», «Автомобильный транспорт благо или вред (через город проходит федеральная трасса М4)» и др.

4. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей школьников, их учебной и научно-поисковой активности. На своих уроках я стараюсь стать помощником ученика и организатором его самостоятельного учебного познания, а также соучастником в поиске решения проблем. При этом опыт учащихся используется как источник учебного познания, а их запас жизненных впечатлений - в качестве вспомогательного материала. Я ставлю проблему на которую учащиеся ищут ответ: выдвигается огромное количество гипотез, выбираются жизнеспособные и доказывается это.

5. Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей, опираясь на его способности, склонности, интересы и ценностные ориентации.

Используя технологии личностно-ориентированного подхода, можно полнее учитывать возможности и интересы ребенка, стимулировать его познавательные способности, тем самым, увеличивая мотивацию учения (Портфолио ученика). Принцип личностно-ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от учителя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания ученика. Возможность реализации этого метода непосредственно связана с изменением личностной установки учителя. Мы должны стремиться к созданию атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (Считаю не зазорным просить помощи ученика в подготовке того или иного материала, т.к. очень часто они смотрят на проблему другими глазами, поэтому считаю их помощь своеобразным обучением для себя).

6. Здоровьесберегающие технологии

Одним из самых трудных предметов в школе является химия. От ученика требуется огромная концентрация внимания и напряжения. Во избежание усталости детей, стараюсь своевременно чередовать различные виды деятельности, что способствует активизации внимания, памяти, мыслительных операций, снятию напряжения.

Своевременно провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Одним из наиболее важных действий по здоровьесбережению, считаю создание у детей положительного эмоционального настроя на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника, поэтому я стараюсь быть доброжелательной к обучающимся, т.к. доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные образовательные технологии, которые я эффективно использую, развивают личность ребенка, повышают творческую активность учащихся, сохраняют физическое здоровье, помогают достичь высоких результатов в учебной деятельности.


Список использованной литературы:

1. Инновационные педагогические технологии: материалы V Mеждунар. науч. конф.

(г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань, Изд-во ≪Бук≫, 2016. — vi, 132 с.2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 

3. Педагогика профессионального образования учебное пособие / А.В. Духавнева, И.А. Ревин – Новочеркасск, 2015. 

4.Теория и методика обучения / А.В. Духавнева, И.А. Ревин – Новочеркасск, 2015. 

5. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.