Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей
Сегодня в детский сад поступают дети с разными проблемами в интеллектуальном развитии, с двигательными нарушениями разной степени выраженности: с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения, речи), моя группа тоже не исключение.
У некоторых детей рассеянное внимание, наблюдается плохая координация, слабо развита мелкая моторика, движения рук несогласованные. Наблюдая за детьми, я заметила, что многие бояться взять в руку карандаш или кисточку, потому что, как им кажется, они не умеют рисовать и у них ничего не получится, они рисуют, не всегда то, что видят, а чаще всего копируя образец.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются прежде всего на формировании изобразительной деятельности. А значение изодеятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника особенно с общим недоразвитием речи велико и многогранно.
Моя задача не оставить таких детей без внимания. Ведь эти дети часто выпадают из ситуации общего развития. Данная группа детей остается в большинстве своем с нереализованным художественным потенциалом, хотя решения этой проблемы существуют.
Одна из главных задач работы в развитии и воспитании детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности - заинтересовать, привить интерес к рисованию.
За время своей работы я убедилась в том, что очень важно организовать рабочее место для таких детей, подобрать эффективные материальные (изобразительные) средства, которые обладают рядом преимуществ:
Они должны быть:
•безопасны (а безопасность в работе с детьми ОВЗ выступает в качестве первостепенного фактора);
• удобны (любой материал доступен самым разным категориям групп с ОВЗ);
• привлекательны (подталкивать детей на простые эксперименты, что является первой ступенью творчества);
• качественны, обладать художественной выразительностью;
•
многообразны (предоставлять широкие возможности для осуществления индивидуальной траектории творческого развития)
Одной из причин задержка в развитии речи у детей, поступающих в детский сад является низкий уровень развития кистевой моторики.
Очень важным моментом в процессе рисования является развитие захвата щепотью, как основы будущего конструирования, рисования и письма. Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предметы большим, средним и указательным пальцами.
Для правильной постановки пальцев рекомендую таким детям выполнять следующее упражнение: необходимо поставить карандаш на кончик, перпендикулярно столу и ухватиться за самый краешек сверху. Таким образом, уже получился «щепотной» захват. Затем медленно скользим кистью руки вниз – в результате пальчики встали на место.
В своей работе для правильной постановке пальцев использую «Волшебную варежку». У которой все фаланги пальцев обрезаны, и два из них зашиты.
Работая с детьми своей группы, я убедилась, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.
Почему нетрадиционные техники? Они, как правило, более похожи на игру, там не надо жёстко контролировать движения кисти рук, т.е. не возникает зажим, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. В своей работе попробовала многие способы НТР, и все они пришли по душе и мне и детям
Мне хотелось бы остановиться на такой технике творчества - Рисование пластилином - это необыкновенно мощная техника. Данная техника развивает мелкую моторику рук ребенка, развивает детское воображение, фантазию и творческое мышление, побуждает детей к самостоятельности и самодеятельности.
Дети учатся создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому.
Один из видов моей коррекционной работы, проводимой в свободное время, — было совместное рисование детьми на общем листе (при участии педагога).
Рисование с ребенком вместе (на одном листе) применяю, когда ребенок настолько не уверен в себе, что «костенеет». Не уверенным детям такой вид творческой деятельности оказывает большую помощь.
Очень часто расстилаем на полу большой лист бумаги, рассаживаю детей вокруг, даю краски, кисти и тему. И между детьми начинается общение и взаимодействие, получается общий рисунок, появляется опыт первого успеха. Тема очень интересна, каждый рисует свое, («Деревья у дороги», «Зима», «Ягодная поляна»).
Использую в своей работе для совместного творчества мега - раскраски. Эта целая волшебная страна, котор
Наш детский сад является региональной инновационной площадкой. На одной из стажерских практик в студии изобразительного творчества были обсуждены проблемы и перспективы развития детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС ДО посредствам инновационных технологий. Казанцева Татьяна Сергеевна рассказала, как создать условия для детского экспериментирования на занятиях по рисованию.
Меня же заинтересовало создание фона для рисунков для таких детей.
К тому же, способы создания фона, (по мокрому и по сухому листу, использование кистей разного размера, губка, валик, влажная салфетка) и инструменты для этого нетрадиционны и ребёнок понимая, что результат должен использоваться потом в рисовании (ответственной деятельности), воспринимает сам процесс, как ВАЖНУЮ игру.
У ребенка создается впечатление, что изобразительная деятельность — это свободный процесс, и он начинает расслабляться, «открываться», используя свои творческие резервы, что положительно сказывается на развитии уверенности и его личности в целом.
Когда детям давала задания на смешивание красок, задание на использование больших поверхностей. Их задача была: освоить пространство листа, самим выбрать цвет, смешивать краски, не боясь испачкать стол и руки.
Опыты со смешиванием красок, в результате которых из желтой и красной получается оранжевая?
Получается такой Восторг!
Меня заинтересовал мастер–класс «Формирование изобразительного опыта у дошкольников в процессе использования ватных дисков», проведенный Казанцевой Т.С. В своей работе я стала использовать ватные диски для развития формообразующих движений у детей. Используя базовую форму, дети легко стали создавать свой образ. Они меняли положение на листе бумаги, корректировали создаваемую им композицию, не нарушая самого рисунка.
Диски давала тем детям, которые не справлялись с овалом или кругом, чтобы это форма была перед ними, их нужно было раскрасить и там дети делали округлые движения, которые потом помогли перейти к овалу или кругу.
Дети со статусом ОВЗ социально и психологически не защищены, поэтому любое занятие я начинаю с создания у ребенка субъективного переживания успеха, в этом мне помогут такие приемы:
Снятие страха — «Ничего страшного…» «У тебя получится…», «Ты сможешь…»
Педагогическое внушение — «Приступай же…» «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» Формирую веру в успех. Концентрирую внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас). Если не получился сам объект, то говорю: «Зато ты подобрал очень хорошие цвета!»;
Работы детей выставляю на выставках детского творчества, делая предметом обозрения. Это несомненно, влияет на повышение творческой активности.
Работая с детьми в таком направлении, хочу отметить у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённые, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
- дети научились помогать друг другу, это придало уверенности даже самым “зажатым” детям
Совместное творчество, нетрадиционные техники, материалы, эмоциональное общение, дружеское участие может становится поворотным во внутренней жизни ребенка. Дети с ОВЗ, как и обычные дети нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свой талант и оказали поддержку. Я передаю своим подопечным знания и умения, а от них получаю способность радоваться простым вещам, здоровью, солнцу, жизни.