Консультация для родителей.
Подготовила: воспитатель Дружиненко К.Ю.
«Кое- что о спичках»
Рассмотрим потенциальную опасность, когда спички оказываются в руках малолетних детей. Нет особой необходимости говорить о повышенной детской любознательности, удивительной фантазии и неуемном стремлении подражать действиям и поступкам взрослых.
Разумеется, это хорошая черта детей, однако без присмотра родителей она нередко оборачивается бедой. Попались на глаза ребенка спички: интересная игрушка. Схватил коробок и, подражая отцу или матери, неуверенными движениями достает спичку. Технологию ее зажигания он усвоил от родителей. Чиркнул спичкой. Маленький огонек весело заплясал... Горит огонь, подбирается ближе к пальчикам. Неожиданно огонь нестерпимо больно «укусил», и малыш в испуге бросил горящую спичку. Куда она попала? Окажись спичка на постели, попади на скатерть, занавес, портьеру или штору — и беды не миновать. Ведь температура пламени «безопасной» спички достигает 750—860° С. Ее вполне достаточно, чтобы воспламенить большинство домашних вещей, сделанных из древесины или представляющих собой продукцию текстильной промышленности. Напомним, что температура воспламенения древесины находится в пределах 240—250° С. Не удивительно, что при поднесении пламени спички происходит устойчивое горение древесины. Об этом малолетние дети не знают, и «невинные» игры и шалости с огнем нередко приводят к пожару.
Однажды гражданка 3., уходя из дома, оставила в четко доступном месте спички. На видном месте оказалась и свеча. Пятилетняя Наташа достала спички, взяла одну и чиркнула ею по шероховатой поверхности коробка. Появилось трепетное пламя огонька. Играя, зажгла свечу. Взяв целлулоидную куклу, Наташа поднесла ее к пламени свечи. Огонь мгновенно охватил игрушку. Девятилетняя Лена, увидев это, схватила горящую куклу и безотчетно бросила ее... в платяной шкаф.
Уже через несколько мгновений огонь, словно свирепый джин, вырвался наружу. Комната наполнилась густым, едким дымом, стало нестерпимо жарко... Увидя опасность, Лена и Наташа, схватили семимесячного Диму и в испуге убежали к соседям. При этом они умолчали о пожаре. А огонь тем временем делал свое дело. Кто-то из прохожих увидел беду и вызвал пожарную помощь. Прибывшим пожарным с трудом удалось спасти троих детей 3. и их соседей, оказавшихся в огненной западне. Дом же основательно пострадал от огня.
Чем объяснить происшедшее? Случайным стечением обстоятельств? Конечно же, нет. Причина кроется в бездумной беспечности матери, оставившей детей в опасном соседстве со спичками.
Между тем, разве не встречаются и такие ситуации? Папа, лежа на диване, обращается к едва научившемуся ходить сынишке: «Сереженька, пойди на кухню и принеси спички». Малыш с радостью выполняет поручение отца. Вернувшись со спичками, сынишка получает новое задание: «Сереженька, зажги спичку и дай прикурить». Это у сына не получается. Тогда папа показывает малышу, как зажечь спичку, не подозревая, что этим зарождает у ребенка преждевременный интерес к огню.
И как знать, не станет ли он, оставшись один, пытаться повторять уроки, преподанные отцом — зажигать спички, газовую плиту, свечу, или, подражая отцу, прикуривать папиросу?
Недооценка, а порой бездумное отношение родителей к опасным играм детей со спичками нередко приводит к непоправимым последствиям.
Небрежность в обращении со спичками порой имеет место и со стороны взрослых. Особенно опасны спички в руках нетрезвого человека.
Какие же меры профилактики следует соблюдать во избежание пожаров и ожогов от спичек? Эту работу надо начинать с самого раннего возраста детей.
В первую очередь необходимо разъяснять ребенку о недопустимости и опасности игр со спичками. Приведем один из удачных примеров родительского подхода и воздействия на психику ребенка. Трехлетний Валерий стал проявлять интерес к игре со спичками. Запрещения родителей не помогли. Валерий стал тайком зажигать спички. Видя упорство мальчика, родители нашли другой воспитательный прием. Они повесили в комнате на видном месте красочный плакат, на котором изображен пожар, возникший из-за шалости детей с огнем. Девочка на плакате была показана испуганной, а мальчик— плачущим.
Теперь, как только малыш брал спички, мать говорила: «Не бери, Валерик, спички. Видишь на картинке, как мальчик и девочка плачут. Они играли со спичками и сильно обожглись. Им очень больно». Рисунок плаката и слова родителей произвели на ребенка большое впечатление. Валерий понял, что спички — не игрушка, огонь — не забава, и играть с ним опасно. В зависимости от возраста ребенка, естественно, меняется подход, приемы и способы, отвлекающие или ограждающие детей от игр со спичками. Разумеется, лучший из них — не оставлять детей без присмотра взрослых. Вспомним нестареющие слова В. Маяковского:
Не оставляйте
детей одних!
Дети балуются —
пожар от них.
Когда же приходится оставить ребенка дома одного, нужно тщательно проверить — спрятаны ли спички, выключена ли электропечка, чайник, телевизор, утюг.
Заканчивая разговор об опасности спичек для детей, хочется напомнить и родителям о возможных последствиях легкомысленного обращения со спичками. Не секрет — у многих курящих людей вошло в привычку, закурив папиросу, небрежным жестом бросать куда попало непотушенную спичку. Оказавшись возле легковозгораемого материала или вещества, такие спички нередко являются причиной пожара.
Какие же меры можно предложить во избежание пожара от незатушенных спичек? Для человека с устоявшейся привычкой порой требуется убедительный фактор воздействия, чтобы побудить его к желанию избавиться от нежелательной привычки. Готовый, тем более универсальный рецепт в этом вопросе дать нельзя. Однако вспомним, что один вид разбитого автомобиля в результате аварии даже самого ярого лихача-любителя езды «с ветерком» невольно заставляет снимать ногу с рычага газа.
Хочется привести еще одно средство, которое с успехом используется в Австралии. Как известно, с приходом лета и наступлением купального сезона австралийские газеты посвящают целые развороты океанским хищникам — акулам. Они публикуют леденящие душу снимки людей, которые побывали в пасти акулы и чудом уцелели. На всю жизнь у них остались страшные шрамы от зубов хищниц. Редактор одной из таких газет отметил как-то: «Наши публикации лучше всяких уговоров действуют на тех, кто слишком легкомысленно обращается с океаном».
Хотя этот прием и не относится к педагогичным, однако он заставляет помнить — прежде чем войти в воду океана, думай как оттуда выйти. Думается, что публикация характерных последствий пожаров, возникающих от так называемых бытовых причин, в том числе от спичек, в значительной мере оказала бы положительное воздействие на людей, привила бы им навыки осторожного обращения с огнем.