«Дополнительное образование – как форма работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
1. Характеристика учреждений дополнительного образования детей.
Прошло 23 года после того, как в июне 1992 года вышел в первой редакции «Закон об образовании». Эти годы были и временем озарений, и временем откровений, и временем потрясений. Сегодня это заставляет людей, ответственно относящихся к судьбам российского образования, к судьбам нашего Отечества, нашего государства, к его культуре, серьезно, подробно оценивать и анализировать все происшедшее. За эти годы система образования прошла достаточно серьезный путь. Дополнительное образование, несмотря на продолжающиеся дискуссии, обрело определенную устойчивость. Перейдя из разряда внешкольных досуговых учреждений в разряд дополнительного образования, они приобрели статус образовательного учреждения и стали составной частью единой образовательной системы.
Цель дополнительного образования – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Одна из приоритетных задач дополнительного образования – поддержка и развитие творческих возможностей детей.
Основные задачи дополнительного образования:
Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального укрепления, творческого труда детей;
Адаптация детей к жизни в обществе;
Формирование общей культуры;
Организация содержательного досуга.
Своеобразие дополнительного образования в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с образовательной деятельностью (различные формы) и как следствие происходит сокращение пространства девиантного поведения.
По сравнению с другими образовательными сферами дополнительное образование имеет ряд преимуществ:
«выравнивание» стартовых возможностей личности;
способствует выбору ребенком индивидуальной образовательной траектории;
обеспечивает ребенку ситуацию успеха;
способствует реализации ребенком своих способностей и интересов;
создает условия для социальной защиты ребенка, делает его конкурентоспособным.
Учреждения дополнительного образования детей позволяют расширить число предметных областей, с которыми могут познакомиться дети. В области развития способности к выбору профессиональной деятельности дополнительное образование создает возможность смены типов деятельности для того, чтобы каждая личность могла оценить свои интересы, свои возможности и в итоге – сделать более или менее осознанный профессиональный выбор. И, наконец, в области развития способности выбирать среду развития дополнительное образование позволяет расширить круг общения, дает возможность личности выбирать тот круг общения, который соответствует его интересам. Гибкость, разнообразие, доступность времени и пространства являются неоспоримым преимуществом дополнительного образования.
Сфера, среда дополнительного образования – это и условия, способствующие воспитанию и развитию личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций. Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно к построению и поддержке диалогических, субъект - субъектных отношений, где осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми как равноправными субъектами. Дополнительное образование осуществляется, как правило, в свободное от школьных уроков время детей на основе их добровольного выбора деятельности. В отличие от базового образования, дополнительное вооружает целостной культурой личностного, профессионального самоопределения, как способ целостного освоения мира.
2.Системадеятельности педагога учреждения дополнительного образования детей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В учреждениях дополнительного образования, как и в других образовательных учреждениях, должна осуществляется профилактическая работа по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
Существуют определенные принципы, направления, формы, методы и технологии, отличающие профилактическую деятельность учреждений дополнительного образования.
Дополнительное образование – это пространство расширения возможностей развития личности, в том числе личности проблемной. Онооткрывает широкие перспективы для работы с детьми «группы риска».
В профилактической работе безнадзорности и правонарушений с проблемными детьми в учреждениях дополнительного образования необходимо учитывать следующее:
Проблемные дети, как правило, уже не верят, что смогут наверстать упущенное, они не видят смысла ни в школьных предметах, ни в кружках по интересам, когда за окном переливается всеми красками риска, подлости и злобы другая, более привлекательная для них жизнь.
Проблемные дети хотят признания и успеха и добиваются его не в образовательных учреждениях. О ни готовы и обычно все делают там, где у них что-то получается. Они горы свернут, если поверят в то, что в них поверили.
Проблемных детей можно отогреть, но только не жалостью, а индивидуальным подходом, умением прощать, ждать, поддерживать и верить.
Проблемным подросткам и детям очень хочется побеждать. И им надо предоставить возможность испытать себя.
Проблемному подростку не хватает статуса, исключительных умений, и если ему доверить важное дело, на которое он способен, а товарищи будут внимательны к нему, тогда он научится побеждать.
Рассмотрим направления, формы, методы, технологии, наиболее часто используемые в практике работы педагога дополнительного образования с несовершеннолетними. Они входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений, способствуют социализации личности подростка, его реабилитации и т.д.
Система профилактики правонарушений и безнадзорности обучащихся в УДО, как и в любом образовательном учреждении, включает в себя следующие компоненты:
1.Выявлениеобучащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.
2. Устранение причин отклонений в поведениидетей, а именно:
- изменение характера личных отношений обучающихся со сверстниками и взрослыми;
- вовлечение обучащихся в различные виды положительной деятельности;
- влияние на изменение условий семейного воспитания.
Различают два аспекта планирования деятельности, взаимно дополняющие друг друга, по профилактике правонарушений и безнадзорности:
• мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» обучащихся учреждения;
• индивидуальная работа с каждым из таких несовершеннолетних.
В план профилактической работы необходимо включать:
- Организационные мероприятия (составление социальной характеристики; выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; составление картотеки на каждого обучающегося группы риска; осуществление связи с КДН, ОППН, школой; организация досуговой деятельности и т.д.).
- Работа с обучающимися (вовлечение в наибольшее количество кружков; контроль посещаемости занятий; проведение профилактических бесед, и т.д.).
- Работа с родителями (проведение консультаций для родителей, собеседования и т.д.).
- Работа с педагогическим коллективом (проведение учебы по вопросам работы с детьми группы риска, обмен опытом работы, проведение деловых игр, семинаров-практикумов и т.д.).
Важно, чтобы в профилактической деятельности с обучащимися принимало участие большое количество людей: администрация образовательного учреждения,педагоги, родители, сотрудники органов внутренних дел. Педагоги УДО должны активно сотрудничать с учителями школ и оказывать им помощь в профилактической работе. Успех дела во многом зависит от единства всех участников образовательного процесса.
В работе по профилактике безнадзорности и правонарушений в учреждениях дополнительного образования важно реализовывать следующие направления:
Выявление личностных проблем обучающихся (социально-педагогическая диагностика);
Социально-педагогическая профилактика, коррекция детей и подростков, состоящих на различных видах учета (выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся, оказание специализированной помощи);
Социально-педагогическое консультирование обучающихся, родителей, педагогов по разрешению различных проблем;
Оказание социально педагогической поддержки обучающихся (психолого-педагогическое просвещение, пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни; формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе; социализация личности и т.д.);
Обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
Включение детей в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в выбранном виде деятельности;
Создание условий для полноценного, интересного и полезного досуга обучающихся;
Гражданско-правовое, этическое и эстетическое воспитание; развитие эмоциональной сферы личности;
Очень важным аспектом деятельности УДО по профилактике безнадзорности и правонарушений является взаимосвязь с семьями обучающихся. Педагогу даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное - тактичность, доброжелательность и терпение. В работе с родителями необходимо использовать следующие формы работы: «Родительский университет», консультации специалистов, встречи за «круглым столом», вечера отдыха для родителей с детьми и т.д.
Работа с несовершеннолетними детьми имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать педагогам: дети всегда стремятся к взрослости и самостоятельности, к реализации собственных целей и планов, имеют потребность в общественном признании. Не признанные,они могут стесняться своей неумелости и поэтому не уметьпроявить себя. Поэтому педагогу, работающему с детьми, необходимо сменить свою позицию мастера на более эффективную позицию консультанта.Это даетребенку возможность осознать свою личную ответственность за результат дела.
В воспитательной практике учреждений дополнительного образования имеется большое разнообразие форм работы. В зависимости от средств воспитательного воздействия (а именно: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг)) их можно разделить на словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.
Основным средствомсловесно-логических форм воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые различные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения обучающихся, педагогов, обсуждение проблем. Конечно, эта форма не очень интересна для проблемных детей и подростков, но широко используется в практике.
Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела обучающихся, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник. Коллективные массовые переживания занимают большое место в современной жизни молодежи (рок-конкцерты, дискотеки, тусовки). Но они не способствуют глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни обучающихся надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, открытием нового в окружающем мире, людях, себе. Поэтому полезно проведение мероприятий патриотической, гражданской направленности, например, вечер Бардовской песни, конкурс патриотической песни и т.д.
Положительно воздействует на детей совместная работа, любой труд. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника. Поэтому в профилактической работе широко используются трудовые формы (трудовые бригады, лагеря труда и отдыха, ремонтные бригады и т.д.).
К игровым (досуговым) формам работы относятся игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. У детей игровые формы популярны, так как создают успех и помогают реализовать себя.
В психологическихформах основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений педагога. Но помогают детям понять и принять себя и окружающий мир.
Особое значение в дополнительном образовании детей имеютпедагогические технологии.
В своей работе педагоги УДО используют разнообразные методы:
Методы воспитания (убеждение, приучение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия и творчества, создание ситуации успеха и др.);
Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия и др.);
Организационно-распорядительные методы (инструктирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика и др.);
Методы диагностики личности, семьи, социума (анкетирование, тестирование, исследование, др.).
Их применение зависит от тех проблем, которые необходимо решить, от особенностей личности обучающихся, уровня их развития. При этом педагог может действовать по-разному: воздействовать на обучающегося, противодействовать ему, содействовать, помогать ему, сотрудничать с ним.
Таким образом, учреждения дополнительного образования обладают большим потенциалом и возможностями для проведения профилактической работы, направленной против вредных привычек, правонарушений и, в частности, против беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.