ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ ЛОРЕНЦА КОЛБЕРГА
Данилова Л. А.
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8», г. Муром
В статье метод моральных дилемм рассматривается как эффективный способ формирования нравственной культуры школьников. Данный метод позволяет классному руководителю без назиданий и морализирования корректировать поведение детей и убеждать их в необходимости нести ответственность за свои поступки. Метод моральных дилемм погружает детей в ситуации сложного морального выбора, тем самым они накапливают определенный социально полезный опыт. Приводятся примеры авторских моральных дилемм.
Ключевые слова: моральная дилемма, моральный выбор, социальный опыт, нравственная культура, нравственное развитие, дискуссия, социально полезное поведение.
В конце XX века нашу страну потрясли не только экономические бедствия. В годы, наступившие после падения советского государства, Россия вступила в полосу духовной деградации, который отчасти продолжается до сих пор. Об этом свидетельствует, прежде всего, резкое падение уровня нравственности, что проявляется в общественном поведении и отношении людей друг к другу, в уровне их образованности и воспитанности. В первую очередь это характерно для детей и молодежи. Весьма своевременным является пророческое, предостерегающее, выдвигаемое в качестве аксиомы утверждение Я.А.Коменского о том, что "пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира" [1].
Мы строим правовое государство, мы стремимся к тому, чтобы человек умел отстаивать и защищать свои права. Но возможно ли это, если человек не имеет элементарных представлений о нравственности, моральности поступка, понимания ответственности за сделанный им выбор?
Именно поэтому важнейшей задачей самого массового социального института общества - общеобразовательной школы является духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Поэтому одной из приоритетных задач общества и государства становится воспитание духовно-нравственного гражданина России, способного к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, готового поступать согласно своей совести, желающего «становиться лучше» [2, с.4-5].
Размышляя над формами и методами воспитания, опираясь на свой педагогический опыт, я пришла к убеждению, что использование метода моральных дилемм американского ученого, профессора психологии, педагога Лоренца Колберга в воспитательной работе способно направить процесс формирования нравственной личности в нужное русло. Без назиданий, морализирования, заучивания моральных истин этот метод позволяет корректировать поведение учащихся и формировать прочные моральные убеждения.
Моральная дилемма – это ситуация морального выбора, в которой нет какого-либо одного однозначно правильного решения, а есть разные решения, которые учитывают различные интересы [1].
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Как правило, ответы в таких случаях превращаются в дискуссии, в ходе которых ситуация рассматривается с разных сторон [3].
Метод моральных дилемм направлен на погружение обучающихся в систему новых для них отношений. Таким образом у каждого ребенка накапливается определенный опыт социального поведения в условиях, формирующих элементы положительной ориентации, нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, аморально [1].
Метод моральных дилемм я начала использовать во внеурочной деятельности. В течение нескольких лет совместно с учениками мы провели множество мероприятий с использованием данного метода. Обсуждение дилемм проводилось на классных часах, где происходило знакомство с описанием жизненной ситуации, а затем последовательно шёл поиск ответов на поставленные вопросы. Как правило, ответы детей в таких случаях превращаются в настоящие дискуссии, в ходе которых ситуация рассматривается со всех сторон. Примечательно то, что не учителем диктуются нормы поведения, а создаётся впечатление, что сами учащиеся на основе обсуждения делают нравственный выбор. Анализируются различные высказываемые точки зрения, оценки. Следует заметить, что ученики достаточно активно и заинтересованно участвуют в обсуждении, так как в каждой дилемме – конкретная жизненная ситуация, близкая им по проблематике.
Первоначально я использовала оригинальные моральные дилеммы автора теории морального развития Лоуренса Колберга. Затем были разработаны и свои варианты моральных дилемм. Приведу пример авторской дилеммы, обсуждение которой стало частью классного часа в 10 А классе по теме «В поисках ответственности».
«У одной женщины был смертельно болен ребенок. Все усилия врачей не дали результата. Но был способ спасти ребенка в зарубежной клинике. Стоимость лечения превышала все мыслимые и немыслимые суммы. Женщина, одна воспитывавшая ребенка, не могла осилить эту сумму. Но она решила идти до конца. Знакомый предложил ей перевести через границу наркотики в собственном желудке. Ради сына женщина пошла на это, но в дороге полиэтиленовые пакеты разорвались и женщина была доставлена в больницу с сильнейшей передозировкой наркотиками. В больнице ей помогли, вывели из состояния комы. Она рассказала лечащему врачу о том, почему пошла на преступление. Он принял решение не сообщать в полицию о случившемся. Но главврач настаивал на том, что это сделать необходимо, т.к. они должны действовать по инструкции».
Вопросы для обсуждения:
Какое решение приняли бы вы на месте лечащего врача? Почему?
Вы считаете женщину виновной? Почему?
Чтобы вы сделали, будь ваш ребенок смертельно болен?
Чтобы вы сделали на месте главврача? Почему?
Какие последствия для женщины будут иметь действия врачей по инструкции? Почему?
Всегда ли нужно действовать по инструкции? Почему?
Вот еще один пример моральной дилеммы, которую мы обсуждали на
классном часе по теме «Что есть патриотизм?» в 11 А классе.
«5 декабря 2017 года в Лозанне комиссия МОК приняла решение об отстранении российских спортсменов от участия в зимних олимпийских играх в Пхенчхане. При этом глава МОК Томас Бах заявил о том, что, так называемые, «чистые» атлеты не должны пострадать. Поэтому МОК предложил российским спортсменам участвовать в Играх под нейтральным флагом. Если Россия бойкотирует участие в Олимпиаде, то ее спортсмены будут отстранены и от следующих Олимпийских игр. Перед российскими спортсменами стоит сложный выбор: принимать участие в Олимпиаде или нет. В связи с этим российское общество разделилось. Высказываются различные точки зрения (слушаются противоположные мнения политика, общественного деятеля Ф. А. Клинцевича и заслуженного мастера спорта, чемпионки мира по легкой атлетике И. Чен).
Вопросы для обсуждения:
Какое бы решение приняли Вы, будучи спортсменом? Почему?
Какие аргументы Вы привели бы в доказательство своей точки зрения?
Некоторые уверены, что те атлеты, которые будут участвовать в Играх – это предатели Родины. Согласитесь ли Вы с таким мнением? Почему?
Какими способами, кроме государственных символов, можно продемонстрировать свою принадлежность к России?
Вы, как зритель, собираетесь ли болеть за наших спортсменов? Почему?
Высказываются различные точки зрения по поводу того, в каком возрасте детям предлагать моральные дилеммы для обсуждения. Чаще всего называется возраст 11-15 лет [3]. Поэтому уже в 5 классе я начинаю работать с детьми, применяя данный метод в обсуждении многих проблем. Вот пример дилеммы, с которую я использовала для обсуждения темы «В поисках справедливости» в 5 Б классе.
«Ученик 5 А класса Леонид написал самостоятельную работу по биологии на «3». Близился конец четверти, тройка испортила Леониду всю картину. Он хотел быть «хорошистом», т.к. родители обещали за это купить ему смартфон. Что же делать? Леонид принял решение использовать любой шанс. Ведь так хотелось смартфон, тем более, что друзьям уже похвастался: новенький смартфон уже практически в руках! Учитель позволил Леониду исправить работу. Они договорились о времени пересдачи. Работу нужно было обязательно написать на «5». После уроков, под предлогом того, что оставил дневник в кабинете биологии, Леонид взял ключ на вахте и проник в кабинет. Там он нашел тетради одноклассников и списал ответы у отличника Николая. На следующий день, «вооружившись» знаниями, Леонид пересдал работу на «отлично». Цель была достигнута! Леонид ликовал! Новенький смартфон у него в руках!»
Как оценить поступок Леонида?
Как бы вы поступили на его месте? Почему?
Как вы понимаете слова: «нет царских путей в науке»?
Как вы понимаете слова «цель оправдывает средства»?
Как вы думаете, нужно ли достигать цель любой ценой? Почему?
Что бы вы посоветовали Леониду?
Мой многолетний педагогической опыт показывает, что совместно с другими методами и приёмами воспитания, метод моральных дилемм является одним из наиболее эффективных средств формирования нравственной, ответственной личности, способной самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Данный метод позволяет развить в детях чувство ответственности не только за себя, но и за своих близких, друзей, одноклассников.
С помощью данного метода решаются сразу несколько задач. Во-первых, дети учатся оценивать поступки и действия других людей, понимать причины того или иного выбора, сделанного людьми в ситуациях сложного морального выбора, во-вторых, этот метод мотивирует искать и формулировать аргументы своей точки зрения и, в-третьих, на таких занятиях ученикам через погружение в ситуацию приходиться «примеривать» ситуацию на себя, задавая вопрос: «А как бы я поступил в той или иной ситуации?» Данный вид работы позволяет сделать чужую историю ближе, прочувствовать и самому пережить её.
МБОУ СОШ №8 г. Мурома является экспериментальной площадкой по теме «Разработка и апробация системы критериев и показателей эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации учащихся в условиях реализации ФГОС». В течении почти пяти лет в школе проводится мониторинг уровня нравственной воспитанности учащихся. Класс, в котором я являюсь классным руководителем, активно принимает участие в системе тестирования. Метод моральных дилемм, наряду с другими методиками помогает мне проследить динамику духовно – нравственного воспитания обучающихся.
Список литературы
1. Голикова Т.В. Педагогические условия эффективного применения моральных дилемм в нравственном воспитании подростков. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-primeneniya-moralnyh-dilemm-v-nravstvennom-vospitanii-podrostkov (дата обращения 01.12. 2017)
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва .Просвещение. 2009
3. Метод моральных дилемм. Электронный ресурс]. URL:
https://sites.google.com/site/grazdanskidentic/soderzanie-modula/prilozenie-k-kejsu (дата обращения 01.12.2017)
7